Рецензия на книгу Восход Эндимиона от masyama
Мне кажется, роман Дэна Симмонса «Восход Эндимиона» стоит в первую очередь рассматривать, как завершающую часть сверхромана о мире Гипериона. Он имеет ценность и сам по себе, но всё же его главная художественная задача — связать все сюжетные линии воедино и дать объяснения.
Я не буду уходить в частности сюжета, тем более, что для такого масштабного проекта, совокупный объём которого превышает 2500 страниц, это было бы почти невозможно, так как при чтении мелкие, но важные для скелета повествования детали всё равно забываются или не замечаются. Именно поэтому некоторые события любой большой книги кажутся нелогичными — читатель, скорее всего, забыл или не обратил внимания на ту самую деталь, их обосновывающую.
Просто ограничусь некоторыми впечатлениями.
Мне иногда казалось, что в «Восходе Эндимиона» рукою Дэна Симмонса водил дух Роберта Хайнлайна. Уж очень сильно в «Восходе...» прослеживались и проблематика, и, если можно так выразиться, этический отпечаток великого старика. Трагическая судьба мессии всегда волновала Хайнлайна. Среди галереи его героев есть много фигур, которые в поисках божественного начала ломали имевшийся порядок вещей, нередко при этом погибая. Что характерно, они не были богоборцами. У Симмонса центральное действующее лицо (а я таковой всё-таки считаю девушку-мессию, а не рассказчика) также пытается кардинальным образом переформулировать цель существования человечества. И даже не цель существования, это я не совсем точно выразился, а основы бытия всякой жизни. Кстати, идея главенства любви над всеми остальными феноменами мироздания — тоже весьма в духе Хайнлайна.
Как и преклонение перед честным трудом. Предпочтительно физическим и на свежем воздухе. У старшего американца в очень многих произведениях звучал этот мотив. Добросовестный, созидательный труд делает человека достойным своего имени. Делает его, каким бы примитивным это ни показалось, хорошим. У Симмонса в «Восходе...» это также очевидно прослеживается. Кто работает своими руками — тот гарантированно является носителем позитивного.
И, наконец, третье, что, по всей видимости, Дэн Симмонс усвоил от наследия Хайнлайна — это уважение к солдату или, обобщая, к человеку, встающему на защиту с оружием. Того-то вечно клеймили милитаристом, как будто это что-то плохое… У Симмонса большинство военных, на какой бы стороне столкновения доктрин они ни находились, вызывает как минимум уважение, а многие — восхищение.
Я довольно скептически отношусь к восторженным суперлативам на обложках книг, — это всего лишь трюк, чтобы заставить вас купить их — но в случае со сказанием о Гиперионе, я не погрешу против своих убеждений, согласившись, что это на самом деле самая лучшая, известная, уникальная «космическая опера». Во всяком случае, среди прочитанных мною.