Рецензия на книгу Пляска смерти от id5447200
Посягательство на оценку творчества мистера Кинга равносильно, на мой взгляд, намерениям молодого воспитанника футбольной школы покритиковать методику работы собственных тренеров. Иными словами, если уж подобной авантюре суждено произойти, то подходить к ней нужно в высшей степени конструктивно и тщательно, т.к. Стивен Кинг не тот автор, чьё творчество можно оценить по одной лишь книге, пусть даже и самой лучшей/известной/значимой. Тем смехотворнее выглядят рецензии и отзывы, которые начинаются словами в стиле «раньше я никогда не читал/читала книг этого писателя…». Бакли, Коупленда, Фишера, Нуна, Успенского – я перечисляю сейчас своих любимых авторов – можно оценить по одному произведению, ибо их творчество имеет чёткие жанровые и стилистические рамки. Кинга же оценивать подобным образом – преступление. Оценивать и делать, вдобавок, какие-то выводы – литературная государственная измена.
Развивая данную мысль, хочется добавить, что оценивать «Пляску смерти» тоже в какой-то степени глупо. Дело в том, что книга не относится к художественной литературе в классическом смысле этого слова, здесь Стивен Кинг выступает в роли исследователя и рассказывает читателю о достижениях мира ужасов как жанра за период с 1950-ых по 1980-ые годы. С тем же успехом можно рецензировать азбуку, при этом ставить отрицательные оценки и возмущаться, что нам не понравились приводимые в ней (азбуке) буквы. Но! Некий смысл в рецензировании «Пляски смерти» всё же имеется, так как Маэстро отнюдь не ограничился сухим перечислением произведений, причём не только литературных, а так же и телевизионных и кинематографических, а добротно разбавил их собственными мыслями, взглядами, рассуждениями на тему «Что и почему нас пугает» и, что самое главное, элементами автобиографии. Поэтому:
«Позвольте вас пригласить». (с) С. Кинг
Читатель может бесконечно удивляться и швырять в меня любыми подручными средствами, но я скажу то, что думаю: «Пляска смерти» (вернее будет перевести «Танец смерти») - отличная книга для знакомства с творчеством писателя. Давайте проведём параллель с реальной жизнью. Мы сначала знакомимся с человеком, с его взглядами, мыслями и интересами, и только потом начинаем с ним дружить, собутыльничать и заводить семью, правильно? Да, в большинстве случаев, если только мы не десятилетние индийские девочки, за которых жизнь расписана взрослыми мира сего. Вот и здесь примерно та же ситуация – у читателя есть уникальная возможность для начала познакомиться с личностью, а уже потом переключиться на продукты жизнедеятельности оной. Мне кажется, это дорого стоит.
Конкретнее о содержании. Содержание особо не структурировано, Стивен Кинг постоянно отвлекается и выдаёт длительные пассажи на отвлечённые темы. Учебник не выглядит учебником, но оттого он и становится интереснее для читателя, тем не менее, оставаясь учебником. Особую ценность для поклонников жанров, исследуемых автором, представляет приложение к тексту, в котором приводятся около сотни книг, написанных за рассматриваемый период и представляющих наибольшую, по мнению же автора, ценность. Со многими позициями есть желание поспорить (например, «100 лет одиночества» Г. Г. Маркеса), но всё произведение – субъективный взгляд одного человека, пусть и претендующий на объективность ввиду его репутации и опыта.
Итак, что же в итоге?
А в итоге у нас исследовательская работа, которая, без сомнения, будет интересна поклонникам жанра ужасов в целом и творчества Стивена Кинга в отдельности. Рецензировать её можно, но оценивать – нельзя. Просто знайте, что такая книга имеется, и прибегайте к её помощи в случае интереса или необходимости.
Без оценки