Рецензия на книгу Страдания юного Вертера от tulupoff

написал рецензию5 мая 2016 22:08
Оценка книге:
9/10

Книгу «Страдания юного Вертера» читаю уже достаточно долго и окончательно осилил её только сегодня. Гёте уже давно признан классиком мировой литературы и не только потому, что написал «Фауста». Книгу прочитал с большим интересом по нескольким причинам: первая – это первая прочитанная мной книга сего автора. Вторая – неравнодушен к эпистолярному жанру, а в третьих – его предыстория, которая интересна едва ли не меньше чем сама повесть. Гёте для Германии является тем же чем для нас является Пушкин. «В жилах немецкой литературы течёт кровь Пушкина, если перефразировать сентенцию Набокова о пушкинской крови русской литературы». Его «Вильгельм Мейстер» породил целый специфический жанр «воспитательного романа». Роли Гёте и Пушкина в этом смысле схожи. Отцы-прародители мифологического размаха и силы, оставившие после себя могучую плеяду наследников-гениев с их обширным и разветвлённым потомством. Но теперь позвольте перейти к самой предыстории.
Будучи молодым и пылким Гёте прибыл в городок под названием Вецлар где пытался делать карьеру в юридическом ведомстве. На одном из мероприятий познакомился с Амтманом с которым планировал наладить дела и обладал каким-то особым свойством, проникшись любовь к его дочери Лотте пылал и искрил Высоким Чувством. К величайшему сожалению она была помолвлена и их история дальше дружбы не могла уйти, Гёте будучи писателем не мог просто держать всю эту историю в голове, а постоянно изливал её на бумагу, оставалось только решить чем же этот конфликт закончится, а он был слишком умён чтобы себя убить и «тыкал в себя кинжалом чисто из художественного интереса». Вместо него на той же почве покончил с жизнью его знакомец по Вецлару – Иерузалем, а результатом сублимаций Гёте стал данный роман.
Некоторое время спустя Вертер станет символом своей эпохи. Его прочёт каждый: от простой гувернантки до самого Наполеона, «мода на Вертера стала сродни лихорадки», я бы назвал это «Вертерианством». Среди почитателей были и наши соотечественники, такие как Батюшков, Карамзин, Фёдор Глинка. «Страдания…» стали символом западного сентиментализма. Ибо восемьдесят процентов романа в письмах – это чистая любовная рефлексия в которой нет ничего кроме чувственного восприятия мира и интересных рассуждений, показывающих нам Вертера как человека неглупого, но увлекающегося и от того претерпевающего внутренние муки, рожденные рефлексией.
Первое что привлекает в «Страдании», как было уже не раз отмечено, - это язык. С первых же строчек ты чувствуешь возвышенность, почти поэтическую напевность исполнения, отдельное спасибо стоит сказать переводчику Касаткиной, правильно уловившей настроение романа и сумевшей правильно его нам преподнести, а необходимые справки будут даны в завершающем глоссарии, либо в информативных комментариях Н. Вильмонта, человека осведомленного в своём деле. И хотя сюжета в привычном нам понимании здесь нет но он определенно прослеживается, говорят что в своё время молодые люди лишали себя жизни, прочитав этот роман, не знаю насколько правдивы слухи, но легенда такая существует и по сей день.
Удивляет как разница период сотворения двух главных произведений в жизни Гёте: Вертера он писал всего лишь шесть недель, а Фауста – шестьдесят лет, то есть большую часть всей своей сознательной жизни. Из этого утверждения можно предположить что он чувствовал корни Фауста из Вертера и есть в этих произведениях какая-то общность, какая-то жажда познания. Книга о Вертере мне понравилась своей атмосферностью, лёгкой возвышенностью и печальным исходом для человека, не нашедшего другого способа обрести счастье на этой земле. То ли у меня нет сердца, то ли меня вообще не впечатлил Вертер, но у меня не появилось желание порезать себе вены или утопится в ванной от безысходности жизни. Вертер нашим временем никогда не будет принят и понят, но его страдания определенно заслуживают ознакомления, потому что не цельным сюжетом, так умными мыслями будем живы и пока мы находим источник подпитки нашего серого вещества, пока терзаем душу и ищем пределы её болевого порога мы будем живы и способны к чувствам, а роман хорошо проверяет на то есть они у вас или нет.
К ознакомлению советую, но чтобы ею проникнуться нужно определенное настроение или абсолютная депрессия, либо быть с настолько сильным порогом чувствительности что надо читать только сказки про бычка смоляного бочка, а не серьезные истории про любовные рефлексии с исходом абсолютно не вяжущимся с ожиданиями. Это скорее трагедия, но какой она имела успех!...

*В рецензии использованы цитаты из предисловия Юрия Архипова к изданию 2015-ого года выпуска

Похожие рецензии
@tarakashka 10 апреля 2014
Данная книга - описание страданий молодого, несчастно влюбленного человека. Это описание автобиографично: в молодости Гёте был точно так же влюблен в девушку, которая так же ...Читать далее
@ram-z-s Roman 28 мая 2014
«Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от ...Читать далее
@eseshka Елена 27 августа 2014
Книга эта - о трагической жизни, о любви болезненной и фанатичной, об исступленной страсти, об испепеляющем желании. Читается этот калейдоскоп чувств легко и быстро, благодаря ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт