Рецензия на книгу Защита Лужина от Arman.de.Marten

написал рецензию8 мая 2017 11:41
Оценка книге:
8/10

Шахматный роман Набокова восхитил меня, в первую очередь, блестящим авторским слогом, неповторимыми образами и абсолютно верной, на мой взгляд, идеей о возможном преобразовании мира человеческих фантазий в зримую и осязаемую реальность. Пожалуй, с этой точки зрения даже финал книжки не выглядит столь трагичным, ведь перед героем разверзлись ворота вечности, пусть и дохнув леденящим холодом, но не обрывая надежд на "воскресение" в лучшей вселенной - вселенной "слонов" и "ферзей".

Для Лужина все его существование с памятного дня знакомства с шахматами проходит исключительно на доске, изрешеченной разноцветными квадратиками, и каждый ход всегда может быть символически обозначен цифробуквенной комбинацией. Он просто плывет в одиночестве от одного поединка к другому, по пути щелкая орешками вырезанные из газет задачи. Встреченная им в санатории "тургеневская" девушка произвела на меня, как и на героя, глубокое впечатление. С каким мастерством Набоков высмеивает женское самопожертвование, идущее от головы, а не от сердца. Даже манера героини обращаться к "милому Лужину" по фамилии (чем она хуже тургеневских барышень?) - уже сама по себе крошит в мелкую труху подобную концепцию. Могла ли она сделать своего мужа счастливее, помочь ему? Я уверен, что да, если бы, конечно, искренне полюбила его, если бы могла восторгаться его несомненным талантом, если бы хотела войти вместе с ним в его мир. Кому-то покажется, что безымянная дама пыталась сделать все перечисленное, но я не зря избрал именно такой порядок необходимых условий спасения Лужина - выполнять их нужно только в указанной последовательности, а полюбить супруга она была не способна. Вырвав его из шахматной реальности и не сумев компенсировать потерю, начитавшаяся дурных романов особа лишь подтолкнула героя к самоубийству.

Конечно, такой взгляд очень односторонний и несколько примитивный, но каждый из нас, обращаясь к великим книгам, ищет в них ответы на свои собственные вопросы. И только великие книги способны эти ответы дать.

Теперь перейдем к оценкам (система десятибалльная).

Язык - 9
Сюжет - 8
Персонажи - 8
Информативность - 7
Атмосфера - 7
Желание дочитать до конца - 7
Сверхидея - 10

Купили бы эту книгу в личную библиотеку - да

Средний балл - 8

Иринка (@aprilday)8 мая 2017 12:15

Замечательная рецензия. И здорово разобрали жену Лужина с ее самопожертвованием.

Ответить

@AprilDay, благодарю, очень приятно)

Ответить

@neveroff8 мая 2017 12:38

Очень понравилось понимание героя и его жены. Точнее того ада, который она создала для Лужина, мостя дорогу благими намерениями.

Марина Boredom (@myrrruna), обратите внимание на эту рецензию. Может быть сможете по другому взглянуть на то, что прочитали. (я помню, что мы закончили разговор, поэтому не прошу ответить.))) )

Ответить

@neveroff, насчет благих намерений лужинской жены, которыми вымощена дорога мужа в ад - великолепно!)

Ответить

@myrrruna8 мая 2017 13:35

@neveroff, я с удовольствием отвечу))) точки зрения у нас хоть и разные, но с умными людьми всегда приятно поговорить))) внимательно прочитала рецензию)
1) слог у Набокова, я бы сказала, исключительный. Это как старая добрая классика, но менее громоздкая, изящная. За что низкий поклон Набокову))
2) одиночество Лужина, на мой взгляд, осознанное, им самим выбранное. Что он знал о внутреннем мире хотя бы своей жены?))) И, главное, что хотел узнать?
3) и как-то странно возлагать ответственность за самоубийство на жену. А вот если бы она любила, а вот если бы восхищалась, а вот если бы она вошла в его мир... Хотя героиня и не вызывает у меня симпатии, не слишком ли это? Все-таки человеку стоит стремиться к какой-то "самоцельности". У Лужина я ничего подобного не заметила.

Ответить

@MYRRRuna, понимаю, что вторгаюсь в затеянный не мною диалог, но отвечу по некоторым пунктам, относящимся непосредственно к моей рецензии. Для начала хотелось бы отметить, что я не претендую на всеобъемлющую истинность моего впечатления от романа.

1) Набоков - сам настоящая классика, а если уж сравнивать его слог со "старой доброй" классикой - то лучше бы привести конкретные примеры. По значимости сравнимых с Набоковым классиков в русской литературе все-таки не так чтобы слишком много, правда? И немногие из них, вероятно, обладали более блестящим слогом. Другое дело, что слово "исключительный" подразумевает что-то невероятное. возможно, не имеющее корней и предпосылок. Не знаю, можно ли такое сказать про слог Набокова? Оставлю это на усмотрение специалистов.

2) Одиночество Лужина выбрано той непреодолимой силой, которая, по мнению Набокова, ведет человека всю жизнь (эта линия поступательно развивается от первого (Машенька) ко второму (король, дама, валет) и, наконец получает еще больший расцвет в обсуждаемом произведении)). Об этом писала еще Вера Набокова, кстати. Точной ссылки сейчас не найду, но если заинтересует вопрос - можем общими усилиями отыскать. А вот ХОТЕЛ ЛИ Лужин своего одиночества? Тоже вряд ли, иначе зачем же он так прицепился к обратившей на него внимание девушке, зачем постоянно отыскивал ее среди многолюдных собраний? Относительно знаний о внутреннем мире своей жены - а был ли там какой-то внутренний мир?) Может, я слишком категоричен к "тургеневской" дамочке, конечно...
3) Я не возлагаю ответственность за суицид на жену, хотя если брать в расчет осязаемые сущности, то виновней ее в таком исходе никого не найти. Меня поразило, как неопровержимо Набоков уничтожил концепцию умственного самопожертвования "тургеневской" девушки. Не более того.

По поводу самоцельности - в своем мире Лужин был не просто самоцелен, он был в нем большим и сильным. Признаваемым и оцененным. Утратив мир шахмат, герой пытался его восстановить, но сделать это ему уже не удалось.

Ответить

@myrrruna8 мая 2017 14:40

@Arman.de.Marten, уже приготовилась к киданию тапок в мою несчастную голову =D Это шутка, конечно. I'm open to discussions))
1) Набоков и русская классика. Есть целое пособие доктора филологических наук, В.В. Шадурского "Интертекст русской классики в прозе Набокова". Там приводятся параллели с Чеховым, Пушкиным и даже Достоевским. И подтверждается "исключительность" его слога))).
2) Относительно Лужина. Нашла еще статью доктора филологических наук, А.М. Ранчина. Вот его взгляд на жену мне как-то ближе. Цитата: "В «Защите Лужина» рассказывается о гениальном шахматисте Лужине, в болезненном сознании которого мир предстает подобием шахматной доски, на которой против него ведется опасная игра. За жизнь и сознание Лужина словно борются между собой его жена и соперник, гроссмейстер с «шахматной» фамилией Турати («тура» — ладья). Лужин стремится убежать от жизни, от шахмат в утраченный рай детства, но шахматы или само время мстят ему за это, заставляя в состоянии, которое с обыденной точки зрения выглядит безумием, совершить самоубийство".
3) Было ли ее самопожертвование только умственным? Вспомните сцену, когда приехала эта барышня из Петербурга и какой она увидела Лужину: "...Приезжая про себя отметила, что Лужина десять-двенадцать лет тому назад была довольно изящной подвижной девочкой, а теперь пополнела, побледнела, притихла..." Может, и Лужин как-то причастен к такой перемене? Едва ли она была счастлива. А Лужин об этом и не думал. У него же шахматы))).
4) Но едва ли личность можно назвать самоцельной, когда человек не может ЖИТЬ. А Лужин и с шахматами не мог, и без них. А где же преодоление себя, развитие душевного потенциала наряду с интеллектуальным?

Ответить

@MYRRRuna, раз Вы любезно поддержали мою манеру расстилать в обсуждениях целые простыни из текста, то я с удовольствием продолжу. Как однажды написал упомянутый Вами Антон Палыч - мне нестерпимо хочется есть, пить и разговаривать о литературе. Если уж современные технологии пока не позволяют нам поужинать за одним столом, то хотя бы поболтаем про книжки всласть:)

1) Я не столько придрался к выбранному Вами термину "исключительность", сколько не смог для себя определить его настоящее значение. Подскажите, что под исключительностью подразумевают уважаемый доктор? При этом я и сам наслаждался прекрасным слогом автора и, как Вы не могли не заметить, поставил за это почти наивысший балл.

2) Благодарю за цитату. Такой взгляд, как и любой другой, вполне допустим, но, учитывая многократное иронизирование Набокова на "тургеневской" девушкой, мне он кажется неверным. Да и побег Лужина - хоть литературоведами он и подтверждается многократно упоминаемым образом поиска лесной тропинки домой, но у меня почему-то от его детства остались весьма неприятные ощущения - по-моему, Лужин в детстве был одинок и никому особо не нужен, кроме тетеньки. Я слышал, что любовницы очень часто пытаются искренне или не очень обрести расположение детей своего любовника. Якобы ради внутреннего самоуспокоения. Но меня понесло уже. Суть тезиса в том, что детство Лужина неприглядно, чтобы стремиться туда вернуться. Интересно было бы почитать работы г-на Ранчина по другим книжкам. Тут или я совсем дурак, или он любит чушь пороть. Но опять же - взгляда на жену, ее мотивацию и проч. в цитате толком ничего нет. Борется ради выдуманного умозрительного подвига, ради любви? Профессор не поясняет. А для меня этот вопрос является определяющим.

3) Самопожертвование умственное. Это для меня непоколебимый тезис. Для его подтверждения предлагаю вам два способа:
а) мнение матери - "она его не любит". Думаю, тут мать доносит реальное положение дел
б) вспомните свои собственные ощущения и поведение, когда Вы любите или любили.
А бледнеют, притихают и полнеют почти все за 10-12 лет, и уж точно не от большой любви, а скорее от неосознанной тоски)))

4) С Вашей точки зрения самоцельность может имеет место быть только в случае, когда человек может "ЖИТЬ" как все? Тогда, конечно, он не самоцелен. Для меня способность жить по законам общества говорит не о цельности натуру, а об умении подстраиваться, не более того.

Ответить

@MYRRRuna, прошу прощения за кучу опечаток и полное равнодушие к запятым)

Ответить

@myrrruna8 мая 2017 23:31

@Arman.de.Marten, Ваша манера изложения (опечатки и равнодушие к запятым) мне очень и очень импонирует))) Если читали "Улисс", то поймете. Но, если, вдруг, не читали, то у Джойса последняя глава представлена непрерывным потоком мысли героини. А Джойс для меня нечто почти божественное. Так что, к черту знаки препинания))),
1) Относительно стиля. Цитата: "Весь огромный литературный талант Владимира Набокова служит именно «художественному действию» на критику и читателя и по самой своей сложной, лукавой, какой-то бесчеловечной, жестоко-ироничной природе тяготеет к имитации и мистификации, причем сюда неизбежно входит и изощренная, высокопрофессиональная имитация творчества, составляющая основную тайную особенность этого странного дарования. Это какой-то гений вторичности, превращающий ее в оригинальный стиль, создавший с ее помощью собственное творческое лицо и громкую литературную репутацию". Примерно так)
2) Лужин и по-моему был одинок. И родители его мало им интересовались. Вспомнить маму, которая только и делала, что создавала из всего трагедию. Но отец едва ли был совсем безразличен. Возьмем хотя бы сцену, когда Лужин старший идет с сыном в лес, или когда играет с ним в шахматы, знакомит его с врачом, который худо-бедно помогал развиваться таланту Лужина младшего. Тете он был едва ли нужен. И здесь я соглашусь с Вами. Скорее это было какое-то чувство вины.
3) Изрядно порылась, пытаясь найти более развернутую позицию Ранчина, но пока безуспешно. Если найду, то обязательно поделюсь. Пока изложу лишь свою скромную позицию). Давайте посмотрим правде в глаза: едва ли Лужин - мечта. Не привлекателен (лично для меня ни внешне, ни внутренне), чувство юмора отсутствует, полная сосредоточенность на себе, без малейшего признака на интерес к окружающим, не целеустремленный, пассивный, за всю жизнь прочитал 2 книги, беден. Едва ли мотивация Лужиной рациональна))). Ради чего быть с таким человеком?)
4) Утверждение мамы: "Она его не любит" не могу принимать всерьез, потому как и маму в целом не могу. Глупая женщина. Точка.
5) Любовь... Да, знаете, любовь-то разная бывает. Со стороны посмотришь - вроде бы и любовь, а на самом деле - нет. А бывает и наоборот. Поэтому здесь можно и в огород Лужина бросить камень. Он ее на в толпе искал... И что?))) А забота где, а ответственность за человека где?)))
6) Минуточку))) Я не говорила, жить как все). Я сказала "ЖИТЬ" - познавать себя и мир вокруг, становиться лучше, преодолевая себя, ведь мы не созданы идеальными. И как истинный "социофоб" могу сказать, что едва ли мне очень уж нужна общественность, просто она есть, и приходится как-то с ней жить, становиться крепче, ограждать свой мир от внешних "посягательств". А еще ведь есть книги, музыка, кино, живопись, море, горы, любимое делои пр. Едва ли можно остаться наедине только с тем, что любишь. Но ведь у Лужина только и были, что шахматы. И все... А дальше пустыня.

Ответить

@MYRRRuna, когда-нибудь дойдет очередь и до заметки об "Улиссе". Сначала об оригинальном, а потом и об Джойсовском)

1) "Это какой-то гений вторичности, превращающий ее в оригинальный стиль, создавший с ее помощью собственное творческое лицо и громкую литературную репутацию" - очень интересно сказано, мне нравится)

2) Не могу не согласиться по поводу матери и тети. По поводу отца - не согласен. Сын ему нужен был только в качестве игрушки, у которой должны быть незаурядные способности.Вспомните, кстати, эпизод, когда Лужин-старший приходит в учебное заведение сына и ждет, что скажет о ребенке учитель. Этот, вероятно, бездарный писака как будто всегда хотел, чтобы его сын был похож на литературных героев, выходивших из-под его пера. Обучение шахматам произошло случайно и в тот момент, когда отец попросту не нашелся, о чем поговорить с собственным сыном. Это мой взгляд, я не претендую на его абсолютную истинность. В таких обстоятельствах Лужин, безусловно, был одинок.

3) Она (мотивация), конечно, не рациональна (в смысле - не разумна). Она и не чувственна (в смысле не является плодом влюбленности героини в Лужина). Героиня поступает так по примеру "тургеневских" девушек - о чем я и талдычу в рецензии и в каждой реплике нижеследующих за рецензией комментариев. Это поза, самопожертвование ради самолюбования, глупость одним словом. Такие женщины встречаются и в реальности. Ужасное, на мой взгляд, зрелище.

По 4 и 5 пункту мне нечего прокомментировать - это уже вопрос различного восприятия

6) Лужин познавал мир вокруг себя, свой собственный шахматный мир. В его мире не было музыки и кино. У каждого из нас может быть свой собственный мир. Просто некоторые вполне довольны миром, признаваемым большинством, и живут в нем.

Ответить

@myrrruna10 мая 2017 12:04

@Arman.de.Marten,
пункт 1) обсужден, Набоков - молодец)
2) Я ни в коем случае не пытаюсь оправдать отца. Лужин старший тот еще эгоист. И я хорошо помню момент, когда он хочет, чтобы из сына получился незаурядный пианист. Родители не хотели принимать Лужина таким, какой он есть. Но вспомните их "семейное счастье". Понятия не имею, как можно жить вот так, обрекая друг друга и своего ребенка на несчастье. Но и Лужин едва ли их любил и совершенно в них не нуждался. Сцена с больной матерью, нежелание Лужина даже на похороны отца поехать...
3) Кое-что прочитав, не могу согласиться с Вашей трактовкой "тургеневской" девушки. Вот некоторые черты подобной героини: а) замкнутая, но тонко чувствующая, б) как правило, выросшая в деревне, в) влюбляются (ВЛЮБЛЯЮТСЯ!!!) в героев, готовых служить народу.
А. Островский пишет о них следующее: "...при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию".
В общем, как-то слабо Лужина вписывается в этот образ.
6) Мир Лужина слишком беден, на мой взгляд, да и едва ли он - гений. "Художник обречен пребыванию в двух мирах: в мире реальном и в мире искусства, им самим созидаемом. Подлинный мастер всегда находится на той принадлежащей обоим мирам линии, где их плоскости пересекаются. Отрыв от реальности, целостное погружение в мир искусства, где нет полета, но есть лишь бесконечное падение, - есть безумие. Оно грозит честному дилетанту, но не грозит мастеру, обладающему даром находить и уже никогда не терять линию пересечения. Гений есть мера, гармония, вечное равновесие". (В.Ф. Ходасевич).

Ответить

Джеймс Кот (@andres)10 мая 2017 14:01

Господи! Я должен прочитать эту книгу. Но не столько из-за рецензии, сколько из-за комментариев! Читал их с удовольствием. Рецензия лаконичная, но мне тяжело понять, т.к. я не читал книги.

Ответить

@myrrruna10 мая 2017 14:34

@andres, читайте-читайте))) и у Вас появится возможность кинуть в меня тапком =D

Ответить

Джеймс Кот (@andres)10 мая 2017 14:41

@MYRRRuna, это еще не факт) Вы тут такие источники приводите, что страшно оппонировать)

Ответить

@loki10 мая 2017 14:44

@andres, вот и я хочу прочитать ее из-за комментов)

Ответить

@myrrruna10 мая 2017 14:44

@andres, для Вас еще поищу =)))

Ответить

@MYRRRuna, благодарю за интересное обсуждение, ради таких горячих диалогов стоит писать рецензии)
Пожалуй, на Вашей реплике можно поставить точку (с запятой), мы постарались изложить свои позиции и добились этим неплохих результатов - другие тоже возьмут в руки эту книжку, и через какое-то время мы узнаем о ней что-то, чего не заметили сами:-)

Ответить

@andres и @loki, рекомендую эту книжку, с удовольствием прочту новые отзывы о ней)

Ответить

@myrrruna10 мая 2017 23:25

@Arman.de.Marten, благодарю Вас) Это было очень и очень познавательно))) До новых встреч =D

Ответить
Похожие рецензии
@baska_kielbaska Бася Колбася 7 февраля 2015
Книга оставила неоднозначные впечатления. Это опять Набоков, который написал "Машеньку" и "Пнина", но не "Приглашение на казнь". Не верьте аннотации: она совершенно не о том, ...Читать далее
@helenal 16 сентября 2015
Два компонента произведения произвели ощутимое впечатление: 1. Язык автора. К сожалению, очень часто испытываю трудности в выражении своих мыслей, в подборе слов. И тогда тем ...Читать далее
@vasilyeva_anastasia Анастасия Васильева 24 ноября 2015
Как часто в школе на уроках литературы, музыки, физики и химии мы слышали о гениальных писателях и поэтах, композиторах и ученых, которые, мягко говоря, были ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт