Рецензия на книгу Защита Лужина от AnnaOpredelenno
Внезапность. Точность. Сюрреализм.
Вот эти три слова имею сказать про «Защиту Лужина». Вряд ли будет особенным раскрытием сюжета сказать, что книга о шахматисте по фамилии Лужин. Я даже не помню его имя, хоть история его рассказана с самого детства. Аккурат с того момента, когда мальчику объявили, что теперь его будут звать только по фамилии. В общем, обычный мальчик. Совсем немного «слишком». Немного слишком нелюдимый. Немного слишком ранимый. Немного слишком погружающийся. Прожил, в общем, обычную жизнь: родился, женился, умер. И жизнь его была совсем немного «слишком». Немного слишком нервная. Немого слишком шахматная. Немного слишком рассеянная. Хотя, может и нет. Может, слишком сконцентрированная.
Лужин как-то одуряюще остро чувствовал прикосновения жизни и реальности. И ему это было больно, тяжело. Ему нужно было сбежать, спрятаться, защититься. А тут подвернулись шахматы. Такие понятные, просчитываемые, надежные фигурки. У него и не могло кончиться иначе. Если он научился защите на одной, черно-белой, плоскости, как ему было не попытаться растянуть ее и на другие, такие ранящие плоскости его бытия? Преступная попытка, предсказуемое наказание.
Но не особенно сильно ошеломил этот странный Лужин. Тут другое. Тут Набоков. Сколько же сказано было про необыкновенную и гениальную фактуру его текста. А все равно неожиданно. Вот как он только решался приставлять такие странные прилагательные к словам? Они вызывают шок – своей внезапностью. Потом удивление – своей точностью. А остается манкий флер безумия от сюрреалистичности нарисованной картины. Совершенное безумие, слетевший с катушек мир, и такие реальные декорации, что тут эффект полного погружения. Тут деталька, там штришок – и все. Вы в голове спятившего шахматиста, а ваша рука ощущает со всей определенностью его мятую шляпу. Практически каждое предложение выбивало из меня дух, выражая невыразимое. Кажется, Набоков – гений. И мне совершенно не важно, о чем он пишет, если пишет вот так.
PS.: Жертвой моего восторга по поводу «Защиты Лужина» пали окружающие. Я приставала ко всем, то не догадался взять в руки веник, чтобы меня отогнать. Я заставляла читать, маниакально следила за прогрессом, допытывалась отзывов и впечатлений. И получила. Про бред, несоответствия, плохую проработку книги. О скепсис трагически разбились все мои аргументы, что нет же, это не несоответствие, это не Набоков забыл, это Лужин «поехал», запутался, это же в его голове! После своих просветительских действий я уж и не знаю, кто тут спятил. Может, вовсе даже я, а никакой не Лужин.