Рецензия на книгу Отрубленная голова от cupy
Допускаю, что Айрис Мёрдок написала неплохой роман, но он совершенно не мой. Мне категорически не нравились герои (особенно заглавный), их цели, мысли, идеи, хотя я бы даже сказала, что жизнь их удивительно напоминала апогей бессмысленности. Они заигрались в любовь, расточаемую слишком на многих, чтобы в ней ещё осталось что-то важное. В книге много страсти, если не сказать похоти, – она единственное связующее между многими персонажами. А значит, роман в первую очередь об одиночестве, высокий порог которого может переступить только тот, у кого не слишком многокамерное сердце.
Книга довольно грязная, и она больше придётся по душе любителям покопаться в чужом белье. Мне же катастрофически не хватило той философии Мёрдок, за которую я её полюбила после такого же неудачного знакомства. В то же время я понимаю, что тема поиска утешения в разных людях – важная для писательницы. Она встретилась и в Черный принц, но в «Отрубленной голове» возведена в гораздо большие степени. Судя по откровенной экранизации мемуаров её преданного мужа, Айрис было важно испивать любопытных ей людей до дна, но в этом романе я и того не увидела – не было глубокого интереса к тем, с кем герои проводи время. Возможно, так лидер Букеров приближала произведение к более приземлённым реалиям, но весь вопрос в том, хотелось ли в этом разбираться. Ответ - увы, нет, потому что не хватило роману той живой жилки, что была в интригующем Зеленый рыцарь или в многозначном Дилемма Джексона . В отличие от них, «Отрубленную голову» мне не то что перечитывать не хочется, а вообще лучше забыть как страшный сон и молить книжных богов о том, чтобы следующие книги такой уникальной писательницы впечатляли больше. Ещё поймала себя на мысли о том, что сделала бы большую скидку, если бы роман был в числе последних, ведь Альцгеймер не щадит никого, но тут скорее ностальгирующая по порывам молодости 40-летняя писательница наваяла один из первых своих романов, в котором ещё не найдена интересная ниша. Хотя талантливый почерк уже прослеживается – это единственный плюс.
-------------Про кино------------
С экранизацией тоже на 99% не срослось. Я в принципе именно к кино 70-х особо критична, но найдётся и немало исключений, а тут совсем иной случай. Больше всего порадовала вступительная заставка, а в остальном – ничего. Если не нравится происходящее на экране, то уже и актёры не убеждают, и вообще ничья работа из членов съёмочной группы. Поэтому лучше посоветую посмотреть байопик «Айрис» (2001). Это всего второй случай в истории, когда номинировали двух актрис одного фильма за исполнение одной и той же роли, причём первый раз тоже пришёлся на Кейт Уинслет и «Титаник». Но тут у неё была задача посложнее – отсутствие сходства и с писательницей, и с Джуди Денч, игравшей Мёрдок уже при Альцгеймере. Справились обе блестяще, я уж не говорю о неожиданно слившихся в унисон Хью Бонневилле (его вообще едва узнать!) и Джиме Бродбенте. При всей симпатии никогда не видела между ними сходств, за исключением британской принадлежности, но её и большого актёрского дара хватило с лихвой, и они даже перекрыли дам. Не зря из всей компании всё-таки получил статуэтку именно Джим. Бонневиллю явно не хватило глупой «выслуги лет» по всем законам киноакадемиков (особенно той поры), но радует, что на родине их заслуги признали в равной мере. Вообще, эта комическая ситуация доказывает идеальность 4-ки актёров, ведь каждый из них помимо номинаций получил и престижную награду, но все на разных фестивалях. В целом кино спорное по некоторым вопросам, не всем понравится Айрис Мёрдок, но зато она станет ближе.
Тут ни морали, ни антиморали; вот просто реально копание в грязном белье. Я уж не прям такой читатель, которому нужно подавать мораль басни, но проблемы героев книги настолько далеки от меня, что чтение не задалось.
"Про кино" иньересно:)
@rina_rot, кстати да - мне порой нравится антимораль, но тут вообще пусто было.
Про кино интереснее, я бы даже сказала))
У меня как-то с книгой легче отношения зашли, не высший класс, конечно, но в целом - не ужасно и даже что-то в ней есть) Про запутанные, но яркие отношения закину тебе совсем ещё свежий "Он и она" (Mr & Mme Adelman) 2017, режиссёрский дебют и не совсем известные актёры, и много Франции. Плюс, литературность видно уже в описании: "Виктор — начинающий писатель, Сара — магистр в области классической литературы, их общая слабость — Джойс и Достоевский...." Не жди философского шедевра) Но мне фильм пришёлся под настроение, не так давно - летом.
@liu, да, я перечитала твою рец. Как раз потому что у меня больше субъективные недовольства не стала оценку занижать до 2, допустим)) Я понимаю, что тут абсолютная вкусовщина. Даже в чём-то рада, что Мёрдок бывает разной. А давай тест - почитай потом на досуге Зелёного рыцаря - интересно, как на фоне будет. Или ты Мёрдок читаешь, только когда по мне соскучилась?)) Это я комменты перечитала и удивилась, что такое вообще было)) Забыла напрочь. Но прикольно, выбор книг по такому принципу мне впервой)
Кстати, тебя раздражало название Карика, а меня это, но оригинальное лучше! Кстати, меня и постер напрягал, поэтому в кино не пошла, а тут Франция.. Зря) Но вообще радует, что у нас стали больше уделять внимания Европе и особенно Франции - у меня их кинематограф на особой полке. Скоро ещё на долгожданный новый фильм Озона собираюсь - чудесный концентрат французов на горизонте)
@cupy, пожалуй да, все мои прочтения Мёрдок так или иначе связаны с тобой) Но Зелёного рыцаря я как-нибудь прочитаю. У Озона ты имеешь ввиду Двуличного любовника? А мне по поводу Франции вспомнился "Джеки в царстве женщин" со слоганом "самая смелая комедия", который я не знаю кому вообще советовать... Даже тебе бы в рулетку кинуть не решилась))))
@liu, конечно, другого свежака у него нет)) По картинкам вспомнились Пайтоны, а там тоже столько дичи, что чего бояться новой))
@cupy, в общем, я тебе просто намекнула, что не против того, чтобы ты посмотрела Джеки,а там уж сама смотри по настроению)))
@liu, отправляется в безразмерную коробку ожидающих))
мне прямо нравятся энциклопедические справки в твоих рецензиях и википедию открывать не надо))
У меня и Чёрный принц как-то со скрипом шёл, хотя в целом потом нормально оценила книгу. Но после него пока к Мердок больше не тянет.
@ekaterin_a, у нее там такая "Любовь", что пока пишешь эти строки, успеваешь влюбиться в пару девушек вокруг, админа ресурса, соседскую собаку и самого себя
@Shishkodryomov, где? В Чёрном принце или в Отрубленной голове?
@ekaterin_a, думаю, что везде. Но я читал только Принца и Сон Бруно. Под сетью - другого плана произведение
@Ninelya, да не во всех, вроде)) Тут просто такие факты, что не обойти вниманием) К тому же, у меня большая симпатия как минимум к мужской половине квартета.
@ekaterin_a, не помню, как оценила в итоге, но помню, что не нравилось, и послевкусие не очень. Но у тебя же на факультете и читала Зелёного рыцаря - вот где восторг. А раз Дилемма Джексона издавалась уже в тисках Альцгеймера, тоже вдвойне восхищаюсь.