Рецензия на книгу Имя розы от amir

написал рецензию19 декабря 2017 9:14
Оценка книге:
9/10

Можете меня поздравить. Наступил тот редкий момент, когда мне пригодилось мое гуманитарное образование. Я вообще где-то слышал, что изначально Эко писал книгу для своих студентов-искусствоведов, и уже по написании понял, что сабж достоин массовой печати. С тех пор неофиты-интеллектуалы тестируют себя его сочинениями. Ты можешь читать Кафку или Сартра, и даже говорить, что тебе это нравится, но для демонстрации своей эрудиции и развитости мозговых извилин, ты обязан читать Умберту.
Причем «Имя Розы» - это цветочки. Хоть и с шипами, но все же цветочки. Ягодки и прочая мозгоегнутая прелесть ждет нас впереди. Ну а пока поговорим о “цветочках”.

В своей скромной рецензии я постараюсь воздержаться от сравнений Розы с Шерлоком: во-первых потому что эту тему уже обсосали, переварили, высрали и заново обсосали; а во-вторых потому что не хочу сравнивать великий шедевр с посредственным детективчиком. Дойл может и кошерен, но сильно меркнет на фоне своего итальянского коллеги. Да и вообще, в перманентном споре, що це таке «Имя Розы» - удачный детектив или же философский трактат с вкраплением детектива, я все же склоняюсь ко второму варианту.

Роман получился довольно локальным и местом действия стала бенедиктинская обитель, в которой встречаются Имперские богословы, делегаты от Ватикана и разнообразные монашеские ордены. Таким образом, внутри скромного монастыря происходит столкновение парадигм, осложняемое разборками внутрицерковных кланов, убийствами и прочими тайнами. И распутать весь этот гордиев узел должен главный герой романа, он же прототип самого Умберты, он же бывший инквизитор, он же советник Императора, он же Гога, он же Гоша, он же Жора…

Больше о сюжете ни слова. Все-таки многие воспринимают книгу как детектив, а с таким чувствительным жанром лучше не шутить и не разглагольствовать. Гораздо приятнее поговорить о философской начинке романа, пропитанного размышлениями о Боге, любви, бедности и смехе. Смеховая культура вообще стала краеугольным камнем произведения, воспринимаясь с одной стороны как борьба с шайтаном и страхом, а с другой как плебейская эмоция, противоречащая Господу и Церкви.
«В Библии ни разу не упоминается о том, что Иисус смеялся, следовательно, смех – это грех» - основной аргумент Хорхе Бургосского (карикатурный образ всех клириков, искажающих Священное Писание).

(надо заметить, что сея дискуссия ведется еще с лохматых годов, когда в одном из своих толкований Св. Иоанн Златоуст написал, что никто из апостолов и евангелистов не упомянул о том, чтобы Иисус смеялся. Беседа 6:6 (толкование на Матфея). Но это уже совсем другая история).

Кроме того, Умберто обращает внимание на связь христианской и эллинистической культуры, а именно католичества и аристотелизма. Если бы местом действия был православный храм, то скорее всего яблоком раздора стал бы какой-нибудь трактат Платона, но здесь в центре внимания находится утраченная «Поэтика» Аристотеля. Почему Поэтика? Потому что в ней идет речь о комедии, шутовстве, мимесисе и вообще значении смеха в жизни социума. Конечно же Умберто не читал потерянные фрагменты книги. Не читал, но мог себе представить её примерное содержание, опираясь на саму квинтэссенцию философии Аристотеля, который отмечал пользу дружбы, юмора, комедии, трагедии и искусства в целом.

Но знаете что мне особенно понравилось в книге?
Гомосексуальные мотивы.
Дело в том, что католики – одни из немногих, кто проповедуют воздержание. И в первую очередь воздержание от секса с женщиной, которая олицетворяет собой всю греховность человечества. «Она – есмь дьявольское орудие совращения и искушения. Женщина – это сосуд Сатаны»
Раз в женский сосуд входить нельзя, значит придется посетить сосуд собрата своего ближнего…
И Умберто – на моей памяти – один из первых, кто открыто пишет про мужеложство в стенах Церкви.
И делает он это очень круто.

Что мы получаем по итогу? Достойный роман, который приятно читать вечерами под мятно-яблочный кальян с кружечкой чая или сока. Неспешный сюжет, который не бежит вперед твоего внимания, а дает время на подумать и влиться в атмосферу средневековой готической Европы. Теологические размышления, интеллектуальный юмор, интересные сведения из области медиевистики и еще много и много уникальных авторских пассажей, ради которых стоит читать и перечитывать «Имя Розы».

Похожие рецензии
@aizzeck 14 апреля 2014
Много писать не буду, но не написать не могу. Не любитель писать рецензии к книгам, но заметил, что к данной книге незаслуженно нет ни одного ...Читать далее
@chupacabra 16 июня 2015
Удивилась, увидев всего одну рецензию к книге, и решила, что нужно это исправлять. Мне очень нравятся книги, которые сначала мучаешь, которые думаешь никогда уже не ...Читать далее
@dobromir Пи Кей 24 июля 2015
Книга очень мудренная и поэтому вызывающая определенный пиетет у всех, кто хоть мельком слышал об Умберто Эко. Для тех же, кто о нем ничего не ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт