Рецензия на книгу Вишневый сад от Anastasia375
А.П. Чехов «Вишневый сад»
«Вся Россия - наш вишневый сад»
Последнюю пьесу Чехова «Вишневый сад» определенно точно можно назвать знаковой и прежде всего для самого писателя. Ее особенность в том, что она была написана специально, практически «на заказ», для Московского Художественного Театра во главе с Немировичем-Данченко и под его актеров, в числе которых Ольга Книппер, супруга Чехова. Ее премьера состоялась в 1904 году под знаком чествования 25тия творческой деятельности Чехова, в эти годы писатель уже совсем плох здоровьем и удручен не сложившейся семейной жизнью. По слухам того времени Книппер-Чехова на протяжении всей супружеской жизни с писателем состояла в связи со своим еще до замужества любовником – Немировичем-Данченко, а брак для нее был скорее стратегически выгодным, где имел место эксклюзив на пьесы Чехова для МХТ.
Итак, «Вишневый сад» - пьеса уникальная и многогранная по своей художественной композиции во многом потому, что ее традиционная социально-историческая тема вытеснения старого дворянства новой буржуазией вынесена на второй план (именно поэтому сцена торгов вишневого сада, ее ключевое событие, происходит за сценой). Центральная же тема пьесы – тема времени, на его концепции, а в частности, так же лейтмотиве вечного опоздания и задержки основана вся художественная завязка пьесы. Все персонажи говорят, о том что время идет, а ничего не меняется («комната, которая до сих пор называется детскою»), главные герои Раневская и Гаев стремятся удержать время, остановить момент прекрасного, в то время как Лопахин его как будто поторапливает. Мотив времени разделяет и два поколения, одни из которых живут идеалами прошлого (Раневская, Гаев), а другие идеалами будущего (Аня и Петя), но не настоящего. Можно так же определить героев, навсегда выпавших из каких либо временных рамок и навсегда оставшихся в крепостничестве (Трофим). Да и сам вишневый сад не что иное, как аллегорический прием определения России в историческом времени: «Вся Россия - наш вишневый сад», определения красоты и эстетики, которую невозможно удержать с практической и рациональной точки зрения в сложившихся обстоятельствах, красоты, которая будет порублена топором во имя общего блага. Если хотите, пророчество на 1905 год.
«Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
#БК_2018 (2. Книга, в названии которой есть что-то съедобное)