Рецензия на книгу Молчание ягнят от pum_pumoff
#самсебедекан
(01 - Зоологический факультет)
А вы задумывались о том, что в США истории о реальных (или собирательных) серийных убийцах и маньяках составляют целый культурный пласт? Зодиак, Миллиган, Мэнсон, Банди и прочие. Нескончаемый поток книг, фильмов, сериалов. Авторам (читай - художественным летописцам) на этом "рынке" очень трудно удивить, закрепиться и выжить. Как бы это страшно не звучало, но конкуренция жёсткая. Нужно либо замахнуться на художественное описание чего-то невиданного и грандиозного (раскопать сенсацию, новые улики в старом жутком деле), либо действительно обладать талантом, который придаст жуткой истории жуткое послевкусие. Прочитав (именно о чтении речь) одну историю (если точнее, то вторую из четырех) о культовом докторе Лектере, я абсолютно не поняла, как Харрису на этот "рынок" вообще удалось попасть.
О докторе Ганнибале Лектере не знает, кажется, только ленивый. Гениальный психолог, эрудированный психопат, убийца, каннибал, изощренный кулинар, блестящий тактик и кровавый стратег, непредсказуемый, с абсолютно непонятными свидетелям его деяний мотивами, такой пугающий и необъяснимо, чарующие притягательный. Эти характеристики гениально отыгранные в кино оскороносным сэром Энтони Хопкинсом (интересный факт - за "Молчание ягнят" Хопкинс и получил Оскар, хотя время, когда его Лектер появлялся на экране составило - всего 16 из 118 минут фильмового хронометража), затем были весьма успешно (на мой взгляд) подхвачены и реализованы Мадсом Миккельсеном в Ганнибале сериальном (невероятно психологически тонкий и красивый сериал, но очень откровенный, слабонервным без трех литров валерьянки лучше даже титры вступительные не смотреть). Каково же было моё удивление, когда я не нашла всего перечисленного выше в книжном первоисточнике.
Как и в экранизации, за все книжное время "Молчания ягнят" Лектер там был как-то вскользь, как-то походя. Гениальностью, изощренностью и прочим персонаж не блестал, складывалось ощущение крупномасштабного хитреца, который ловко манипулировал данными и водил всех за нос. Возможно, это просто история минимального его явления. Не знаю. Но ощущение, что мне подсунули (вопреки моим ожиданиям) дешевку в красивой обертке, не покидало меня до самого конца этой истории. Нет в романе Лектера Хопкинса и Миккельсена. Если ждёте основы их великолепия, то вам не сюда.
Еще одно первоплановое действующее лицо - начинающий (еще даже курсант) агент ФБР Клэрис Старлинг (да, у меня в переводе была именно Клэрис, а не привычная мне Клариса), подающая большие надежды и вся какая-то уж очень исключительная (слишком много ей уделяют внимания и веса все романные персонажи), при ближайшем рассмотрении выдается только двумя частями (если не брать во внимание внешность, хотя автор даже не смог описать что именно такого привлекательного в ее внешности было) - отлично управляет своим гневом и умеет быстро-быстро нажимать на спусковой крючок револьвера. Сколько бы я в нее не всматривалась, но не находила ничего, за что можно было бы уцепиться и сказать "даааа, вот так Клэрис". По итогу, роман абсолютно утратил то пьянящее интеллектуальное противостояние-притяжение Клэрис и Лектера, которым эта история и славится. Скучно и невнятно.
Что касается истории с маньяком, на фоне которой это противостояние-притяжение строится, она была глубже, чем мне помнилось по фильму. Но то ли авторское косноязычие и эмоциональная скудность, то ли просто так было задумано изначально, лишили ее с первых же страниц электричества и того спинного холодка, которые ассоциируются с маньяками и серийными убийцами. Полный провал.
Единственный плюс - я поняла, почему "Молчание ягнят" называется именно так, хотя там про убийства людей и полет бабочек. Как-то раньше этот нюанс от меня уплывал. Но вам я, конечно же, этого не расскажу. Хихи.
Я понимаю, почему экранный Лектер стал культовым, но почему он привлек внимание для его экранизации - идей нет. Возможно, я как всегда просто неудачно выбрала книгу из серии, и разгадка кроется в оставшихся трех книжных историях (экранные мне, конечно же, известны), но вот проверять эту версию мне не хочется от слова совсем. Побывать в еще одном книжном остросюжетной психологическом триллере без остроты, без психологичности, без триллера - моя жизнь для этого слишком коротка.
Я тоже не поняла красоты этой серии. Для меня она откровенно слабая и я удивлялась высоким оценкам
@loki, а про кино-Лектера что думаешь?
@pum_pumoff, так и не посмотрела
Я редко фильмы смотрю (
@loki, надо, Федя, надо. Хопкинс и Фостер прям тащат.