Рецензия на книгу Как говорить с детьми об искусстве от lerochka
Признаюсь сразу, я совершенный ноль в искусстве. И ходя по музеям, или просто рассматривая картины известных (и не только) художников, я делила их всегда на две категории: понравилась и не понравилась. Да, такое бывает. И да, мне за это стыдно. И к моему удивлению или успокоению, таких как я, оказывается, очень много. И до прочтения этой книги, я считала, что таким как я просто не дано. Теперь я однозначно уверенна, что такие как я просто не знают как смотреть на произведения искусства. Или говоря простым языком не научены ценить искусство. Именно не научены! И вот с помощью этой книги, из которой я должна была понять как приучить детей любить искусство, я – человек взрослый, в свои …дцать лет наконец-то поняла в чём тут фишка. И мне самой в это не вериться, но после прочтения этой небольшой книги я теперь смотрю на искусство совершенно под другим углом. Даже появились любимые картины, на которые я могу смотреть часами.
Итак, как автору удалось вместо ребенка меня научить понимать искусство? Книгу условно можно поделить на 3 части.
Часть 1. С чего нужно начинать обучать ребенка искусству.
Автор предлагает начинать знакомиться с картинами не от лёгкого к сложному, как я ожидала, а совершенно по другой методике. В период своего взросления дети обращают внимание на разные вещи. В 5-7 лет детей привлекают яркие цвета и разнообразные формы. В 8-11лет детей интересуют больше сюжет картины и сами герои. В 11-13 лет уже можно увлечь историей картины. Это я привела примеры, в книге автор составил полный список по возрастам детей, на что в эти периоды обращать внимания. И вот в зависимости от возраста ребенка можно брать одну и ту же картину, заметьте даже сложную в понимании, и рассказывать о том, что ему будет интересно.
Часть 2. Это теоретическая часть для родителей.
Автор кратко отвечает на вопросы, приблизительно которые может ребёнок задать родителю. Тут такие вопросы, начиная от «что это за мазня нарисована на картине», и заканчивая видами живописи и техниками нанесения.
Часть 3. Разбор картин.
Автор взял 30 известных картин и рассказал о каждой, разделив на блоки информацию по возрастам. Получилась краткая инструкция для родителей. После которой начинаешь понимать на что нужно в картинах обращать внимания и как их понимать/разбирать.
Главная мысль, которая пришла мне во время прочтения книги - понимание того, что картина, нарисованная художником, это в первую очередь средство выражение эмоций и внутреннего мира, своего Я. Просто кто-то это выражает своим поведением, кто-то в песнях, кто-то в книгах, а кто-то с помощью живописи. И именно с этим пониманием нужно подходить к искусству. Вот, к слову, мы выражаем это с помощью рецензий. И представляете, эта простая истинна до меня только дошла! За что огромное спасибо автору!!!
Я сейчас как раз читаю старую советскую книгу для воспитателей детских садов на эту тему, оказывается и в то время были попытки научить детей понимать прекрасное, и очень много похожего вижу в методах в этой книге и упомянутых в вашей рецензии. Будет интересно прочесть и сравнить, спасибо.
Лера, ну это же здорово! Я знаю, что тебя это непонимание подспудно гложило. Теперь уже и я задумался, а вдруг что-то не так вижу, в любом случае это интересно прочесть именно из-за того что автор говорит о детском восприятии.
Ты в жизни применять полученные знания собираешься? Детей в музее тыкнуть в мазню и объяснить, что это никакая не клякса, а вообще шедевр. Будешь так?))
И вопрос про третий раздел (он меня больше всего заинтересовал) - там картины разных жанров выбрали? Художники, как понимаю, те что на слуху, я не жду там Лотрека или Климта. Но хотя бы чтобы не только реализм был.
@Tatihimikosan, я бы очень тогда посоветовала ознакомиться и с этой книгой)
@neveroff, ты даже не представляешь как для меня это здорово)) Потому что ты правильно подметил, что меня это гложило и очень сильно.
Применять буду. Да и походу чтения применяла. В книге каждая картина рассматривается отдельно и в процессе проводила эксперименты над детьми)) И так как у меня дети разных возрастов, я действительно, заметила, что они обращают внимание на разные детали и именно на те, что автор подметил по возрастам. А в музей их водить с фразой "это никакая не клякса" я не буду, потому что знаю теперь как по-другому им представить картины. И даже знаю теперь в какие лучше дни водить детей в музеи, оказывается это тоже существенный факт.
А в 3 разделе представлены картины в хронологическом порядке, начиная с 15 века и заканчивая концом двадцатого века. Лотрека и Климта нет, но разные жанры имеются, то божественная и мифологическая тематика (Боттичели, Босх, Караваджо), то кубизм Пикассо, то абстрактность Мондриане. В общем, на любой вкус)
а только про картины писали? Или другие виды искусства тоже в пример приводили?
@katya, нет, автор говорит только о картинах
@lerochka, фамилию Мондриане сейчас впервые услышал, так что по любому есть смысл прочесть. Спасибо, что находишь такие книги))
@neveroff, Пожалуйста)) Прочитала бы с удовольствием твою рецензию на книгу, любопытно что нового ты узнаешь из книги и узнаешь ли.
Только это... не ранее 1 октября берись за книгу))
@lerochka, не переживай: в хотелки занес, но ты же знаешь какой это колодец. А насчет "не ранее" - я уже отчитался))
В 11-13 лет детей железно можно заинтересовать ценой на картины ))
@AprilDay, да что там в 11-13 лет, моего сына в 7 очень поразили цены на картины)) В книге как раз есть список самых дорогущих картин мира с указанием цены
@lerochka, @aprilday, хорошо, что большинство детей, к этому возрасту уже не канючат "ну купииии?"))
@neveroff, иногда то, что стоит безумных денег, выглядит так, будто ребенок нарисовал, так что я бы сказала- сам нарисуй )))