Рецензия на книгу Голем от v1shn

написала рецензию29 сентября 2019 13:40
Оценка книге:
8/10

Слова «Я уповаю на помощь Твою, о Господи» встретились где-то в конце первой четверти романа, но тем не менее чертовски удачно охарактеризовали самое начало процесса моего приближения к его пониманию. В конечном итоге я всё равно осталась с ощущением, что уловила смысл его содержания едва ли на половину – так много всего в него вложено и так запутано переплетено меж собой, но это было уже гораздо лучше, чем ничего.

Уже изначально стиль повествования и атмосфера стали вызывать у меня стойкие ассоциации с каким-нибудь чёрно-белым артхаусным или околоартхаусным фильмом вроде «Кухонной раковины» 1989 года режиссёра Элисон Маклин, где персонажа с головой поглощает его собственное одиночество, где он осознаёт, что его жизненный путь не значит абсолютно ничего и приведёт его прямиком в никуда, но всё равно предпринимает бессмысленные попытки сдвинуться с мёртвой точки.
Отрывочные фразы, скачущие мысли, едва уловимые смыслы и полусмыслы и много патетики. Раз за разом, раз за разом. И всё это ведёт к ещё куда большему отчуждению, отстранённости, растерянности и рассеянности как со стороны размытого образа протагониста, так и со стороны читателя.

Затем мне показалось, что роман этот является чем-то сродни бреда человека, всей душой преданного определённого рода псевдонауке, так что я решила и вовсе прекратить искать связность и логику и просто читать всё так, как оно написано, без излишнего анализа.
Это продолжалось до тех пор, пока всё наконец не сложилось перед глазами в чёткую картину происходящего. Ответы на вопросы, «Кто такой Атанасиус Пернат, при чём тут он и почему он тоже рассказчик?», «Отчего повествование будто бы просеивается через призму сна?» и «Что, чёрт побери, тут вообще происходит?», обнаружились мгновенно. Сразу стала понятна эфемерно-иррациональная манера подачи текста, смысл которой раньше можно было найти, лишь только хватаясь за тонкие легко рвущиеся и почти не заметные ниточки, которыми оказался переплетён весь текст.

Похожая на дневник, пропитанный чешскими и еврейскими мифами, городскими легендами и всем тем, что может наполнять жизнь того, кто потерял память о своём прошлом и до определённого момента не ведал об этом, вгоняет в лёгкую степень меланхолии, раскрывая историю о сложной судьбе потерявшегося в своей жизни существа. Однако же, если присмотреться, и в этом можно найти кое-что увлекательное: рассказчик сравнивает себя с тем самым Големом из названия и из мифов. Големом, который и не жив, и не мёртв, и, будучи созданным из глины, не является до конца ни человеком, ни зверем, однако же в конечном итоге в процессе поиска собственного пути может быть сам себе как создателем, так материалом для создания. Чем-то напоминает философию Ницше, да и вообще очень многих людей того времени. Это то же, о чём писал Сологуб в 1901 году: «Я сам – творец и сам – своё творенье, / Бесстрастен и один».

Психология, философия, религия, мифология, символизм (который стоит не одного отдельного разговора) – всё это здесь. Не обходит стороной Майринк и общество начала двадцатого века, и образы района и города, которые потом не раз называют очень достоверными. И тем не менее за кадром остаётся ещё очень много всего того, что сложно описать или попросту даже понять, быть может, в силу возраста, недостаточной осведомлённости или по ещё какой причине. Роман столь малого объёма очень богат на темы, являющимися чуть ли не основополагающими в жизни многих людей, но при этом затрагивающимися так редко даже в иных произведениях.

Чтение и анализ «Голема» Майринка показались мне крайне увлекательными, ведь, несмотря на очень малый объём, являлись процессом не из лёгких, а необычность освещённых тем естественным образом не могли не вызвать интерес и определённый отклик внутри меня. Роман понравился мне не на столько, чтобы включить его в список одних из любимых, однако же я точно могу сказать следующие вещи: во-первых, он определённо стоит внимания по крайней мере взрослых людей и, во-вторых, достоин перечитки лет этак через десять–пятнадцать, но точно не в процессе трудовых будней и не при желании расслабиться, взяв книгу.

#С2_1курс (Список №2, Чехия, дополнительно.)

@neveroff30 сентября 2019 10:04

Приятно, что у этой книги столько благодарных читателей. Явно не проходная литература.

Доп 1

Ответить
Похожие рецензии
@alalila Елисавета Филина 20 октября 2014
Сон. Фантом. Галлюцинация. Именно эти слова лучше всего описывают роман Густава Майринка «Голем». Начавшийся с путаницы из-за шляп он с каждой страницей повествование запутывается все ...Читать далее
@vandal v v 20 июля 2016
#доза_допинга Мне давно хотелось познакомиться с Густавом Майриком и его дебютным творением «Голем». Даже очень давно. Наконец нашел повод, а то меня уже стали терзать ...Читать далее
@tirastell Tira 3 августа 2016
По мотивам мифологии еврейского народа был написан один из первых бестселлеров XX века, дебютный роман автора, который принес ему бессмертную популярность. Мистический, порой жуткий, местами ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт