написала рецензию23 декабря 2024 12:41
Тревожные людиФредрик Бакман

Вторая прочитанная мной книга Бакмана и опять мимо. Мне сложно его читать, сложно его понять. Видимо всё-таки Бакман не мой автор.

Аннотация обещает интересное чтение. Короткие главы, написанные от лица разных персонажей, обещают показать происходящее с разных ракурсов. Необычный сюжет и разноплановые герои обещают увлечь и скрасить несколько вечеров.

А по факту я мучалась с книгой пару недель, потому что на мой взгляд это абсолютно абсурдная история и совершенно неинтересное поверхностное изложение. Автор грешит повторами. Если ему платили постранично, то он хорошо придумал, но я чувствовала себя склерозницей, которой надо по 150 раз повторить одно и тоже, чтоб наверняка дошло. Персонажи книги выглядят не тревожными людьми, а идиотами, у которых развился стокгольмский синдром. Всю книгу я ждала, что произойдет что-то интересное и неожиданное, но увы! Финал книги вроде всё объяснил и расставил по местам, но все же осталось ощущение, что меня обманули.

Я окончательно разочаровалась в Бакмане. Возможно когда-нибудь потом я прочитаю еще что-нибудь у него, но точно не в наступающем году.

#БК_2024 (11. Книга, название которой состоит из прилагательного и существительного)

МарьВанна (@natalya.s.alex)23 декабря 2024 14:21

нашла завалявшийся экземпляр и отдала почитать маме, прежде чем избавиться от книги (вдруг ей понравится). мама вернула в недоумении. вместе пытались сформулировать, что не так с книгой. как будто читателей за придурков держит... хотя более ранние романы есть понравившиеся.

Ответить

Катя (@katzhol)23 декабря 2024 20:22

@natalya.s.alex, вот у меня похожие впечатления от книги. Хорошо, что я её читала в электронном варианте, хотя бы от книги избавляться не придется.

Ответить
написал рецензию23 декабря 2024 19:25
Оценка книге:
9/10
Лебединая песньИрина Головкина

IV

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

1938

«Реквием»

Анна Андреевна Ахматова

В «Вечном зове» или в «Тени исчезают в полдень» у Анатолия Иванова все предельно ясно – красные-хорошие, белые-плохие. Одни – белые и пушистые, другие – самое ненавистное зло. Но прошу заметить, при этой ангажированности, обе книги великолепные. В «Лебединой песне» наоборот – белые незаслуженно страдают, пытаются выжить и борются с самим сатаной в лице красных. Хотя надо отдать должное, что автор не прямолинеен и показывает достойных людей и с той и с другой стороны. Как и подлецов.

В передаче «Один» один известный литературовед говорил о том, что роман местами «графоманский», при этом выдающийся. Я с этим полностью согласен, книга почти на 1000 страниц порой совсем теряет прелести своей стилистики и сваливается в когорту графомании, но при этом важных для автора тем. Чувствуется, что автору надо выговориться, передать, в первую очередь, личный опыт, страшный опыт. И акцентирую, это не плохо, просто особенность этого замечательного романа, которая может кого-то смутить.

В этом произведении нет ни одного выдуманного факта – такого, который не был бы мною почерпнут из окружающей действительности 30-х и 40-х годов.

На мой взгляд, не нужно воспринимать этот эпиграф буквально. Многие критикуют автора за то, что в романе много несостыковок и анахронизмов, что действительно правда. Например, Цветаева в мире Ирины Головкиной погибает гораздо раньше, чем в действительности. Но важно учитывать, что перед нами художественное произведение, а не документальная проза. Вспомним, что у Пастернака в «Докторе Живаго» тоже много анахронизмов, но, как будто, это сделано специально, как художественный прием. Также и у Головкиной, за эпиграфом кроется метафора или посыл о том, что тот опыт, который она пережила, как раз и лег в основу романа без всяких экивоков. Да, если сравнивать героев и их прототипов, то есть разночтения, но это особенности художественных образов, поэтому относиться к роману как к документу будет излишне.

«В 1931 году, согласно роману, главная героиня узнает о самоубийстве Марины Цветаевой. Такая «ошибка» в 10 лет с трудом может быть названа случайной опиской, подчеркивает М.А. Митрофанова. И «особым художественным видением» оправдывать это нельзя ни в коем случае».

Цитата из источника

https://www.grad-petrov.ru/broadcast/obsuzhdenie-romana-iriny-golovkinoj-rimskoj-korsakovoj-lebedinaya-pesn-ranee-vyhodivshego-pod-nazvaniem-pobezhdennye-chast-1/

Многие герои в романе носят собирательный характер и наоборот, во многих есть частичка самого автора. И даже, на мой взгляд, многие черты характера у героев гиперболизированы. Например, мне трудно представить, чтобы я в своей жизни встретил такого человека как Ася. Настолько воздушного и оторванного от реальности. Во многом, это ее и погубило. Хотя жила бы она в царском режиме, ее жизнь была бы блестящей. Но она росла и воспитывалась для совершенно другой жизни. Как в фильме Бертолуччи «Последний император», который воспитывался как самый главный человек на земле, но после революции началась другая жизнь, к которой бывший император не был готов. Запомнилась сцена, где сокамерники жаловались, что этот «император» очень громко мочится, что, мол, надо испражняться на стенку туалета, чтобы не шуметь. Мне кажется, в этой сцене кроется вся боль и ужас тех катаклизмов, которые произошли в 20 веке.

Сегодня много людей в нашей стране благодаря открытым оцифрованным архивам пытаются найти свои корни, своих предков, героев (или предателей) Великой Отечественной или даже Первой Мировой войны (технологии позволяют сделать и это). Особенно я погрузился в поиски после прочтения книги «Кажется Эстер» Кати Петровской. Это очень важный психологический момент, в том числе в процессе становления собственного Я. Еще с детства мои родители говорили мне, что после революции многие скрывали свое прошлое, потому что не дай Бог твои родители или бабушки и дедушки были дворянами – это билет в один конец. Но я даже примерно не понимал масштабы бедствия. Роман Головкиной именно об этом. О том, что родственник белого офицера фактически имеет ярлык в обществе коммунистов, из-за которого жизнь становится выживанием. О том, что каждый стук в дверь становится животным страхом, что по ту сторону стоит ГПУ и остается только быстро осознать, что сказать родственникам при последних минутах встречи (если эти родственники еще не в лагере или в ссылке). Но другая сторона медали показывает читателю, что были люди настолько высокой чести и благородства, что даже перед лицом смерти или пыток можно оставаться Человеком с большой буквы и не предать себя и близких вокруг. Понятно, что такими были не все, но и тех, кто сдавался, не повернется язык обвинить в трусости, потому что только примерно представляешь те страдания и боль, которую они пережили в застенках ГПУ.

В романе нет идеальных героев, и даже ГГ Дашков подвергается критике и изумлениям читателей за его расизм по отношению к евреям. Я ни в коем случае его не оправдываю, но могу представить, сколько злобы в нем родили 7-летний лагерь и те притеснения, которые сопровождали его после. Остаться благородным и чистым после всего невозможно. Это его крест.

Трудно представить, что в собственной комнате нужно было говорить шепотом, ибо какая-нибудь Катюшка могла донести или даже надумать из ничего и вот уже за дверью стоят сотрудники ГПУ. А ведь этот опыт пережила сама автор и это действительно страшно.

Но ведь даже в таких условиях люди умудрялись быть хотя бы иногда счастливыми. Счастье это они находили в любви, в искусстве – недаром красной нитью через всю историю проходит музыка. Лебединая песня, которую играет Ася – это музыка Шуберта, наполненная романтикой как контраст с антуражем Ленинграда того времени.

В заглавие своего отзыва я добавил строки из «Реквиема» Ахматовой. Сцены очередей в Ленинграде, где отчаявшиеся люди пытаются делиться последним, передачками для своих близких, многих из которых уже нет в живых, одни из самых ярких с тяжелых.

Ирина Головкина, внучка Великого русского композитора Римского-Корсакова, прожила тяжелую жизнь. Она потеряла мужа, младшую сестру и мать в блокадном Ленинграде. Первую рукопись романа ей пришлось сжечь, потому что цена сохранения этого романа – расстрел. И только потом, уже в 50-е она переписала ее заново и мечтала опубликовать, потому что знала, что настанет то время, когда мир увидит эту историю. Гроссман поплатился жизнью, когда рукопись его романа «Жизнь и судьба» был изъят органами – он был уверен, что главное произведение его жизни кануло в лета, и никто его не увидит. Для писателя это главное несчастье.

Первую версию романа в сокращенном виде издали под названием «Побежденные». О тех, кто остался в Советском Союзе и не уехал заграницу. О побежденных, но не сломленных людях, носителях мощнейшей культуры нашей страны. Я получил огромное удовольствие от этого романа, и когда я закрыл последнюю страницу, по моему телу пробежали судороги и мурашки, катарсис, если хотите. Я прочувствовал на себе всю прелесть влияния литературы на человека. Я стал богаче. На очереди у меня стоят «Вечная мерзлота» Ремизова и «На реках Вавилонских» Елены Зелинской. Это тоже эпопеи про нашу страну, но я не знаю, получу ли я такой же заряд от этих книг. Но я точно знаю, что такая литература мощнейший передатчик опыта и культуры, которые делают из нас Людей с большой буквы.

Возможно, эта статья покажется вам интересной. Материалов по роману Головкиной очень мало.

https://storyport.online/vspomnit-klassiku/lebedinaya-pesn-iriny-golovkinoy/

PS

Из интересного: когда один из героев размышляет побеге из лагеря, помимо прочего он понимает, что специально обученные овчарки перегрызают сухожилия ног у таких бегунков, чтобы в будущем отнять все желание сделаться рецидивистом. Поэтому от побега пришлось отказаться.

написала рецензию23 декабря 2024 17:02
Оценка книге:
7/10

Ох, и пункт для игры! Спасибо большое @bookworm1984 за наводку. Эта книга хоть как-то читаема для меня оказалась, ибо где я и где драконы!

Роман мемуарно-приключенческий, биолого-феминистический. О естественнонаучных изысканиях одной юной интеллектуальной девы, которая занималась несвойственным по тем временам для дамы делами: искала, изучала и главное - думала!

Несмотря на довольно близкие и интересные для меня темы, роман меня не очень захватил. Он рассудительный и спокойный, наблюдательный такой и немного сентиментальный.

Один большой плюс- я вспомнила своё детство и одну из олимпиад оп биологии, где нам пришлось писать прдположения на тему "чем вы можете объяснить оптический эффект огня из пасти Змея Горыныча?". Вот под этим чудесным воспоминанием я только и смогла запихать в себя книжку, т.к. она мне показалась скучноватой. Хотя и слог приятный, и юмор присутствует, и главная героиня интересная.

#БК_2024 (7. Книга, в которой есть дракон)

Маргарита , (@bookworm1984)23 декабря 2024 17:43

Там еще четыре книги есть в продолжении, так что есть к чему стремиться!!

Ответить

МарьВанна (@natalya.s.alex)23 декабря 2024 17:49

@Bookworm1984, ахххааа)) не. С меня хватит. Нам еще, судя по тенденции, про змей читать в следующем году.

Ответить
написала рецензию23 декабря 2024 15:28
Оценка книге:
9/10
АйзаАльберто Васкес-Фигероа

"Айза завладела мной в «Океане», и поставить заключительную точку в этом романе было все равно что убить ее, когда ей еще не исполнилось и восемнадцати и она не успела раскрыться как личность" - говорит автор в предисловии. Эта девушка не дает себя забыть не только читателю, но и ее создателю. Когда читаешь, что думают об Айзе другие, то как будто сам чувствуешь все это, веришь насколько она прекрасна.
Вообще спасибо автору, что взялся за продолжение.

После концовки предыдущей части казалось бы, что семья Пердомо наконец оказалась в безопасности. По логике им теперь ничто не мешает вернуться домой, не считая отсутствия возможности как-таковой. Но наши герои этот вариант даже не рассматривают. Ну и получается, что семья Пердомо вынуждена скитаться и постоянно оберегать Айзу.
Благодаря стечению обстоятельств на пути семейства оказывается Селеста, которая окажет им весомую помощь, предложив работу и дом. Хотя и тут для Айзы возникнет опасность. Мне нравится как завершается роман по отношению к Селесте. Она действительно заслуживает это.

Не хочется обходить стороной и Кандидо. Человек отвратительный, но любопытный. По сути никого не боится, но с матерью ничего поделать не может. И не сказать, что он ее любит, скорее наоборот, но при этом боится от нее "избавиться", ведь это не по-христиански.

В целом книга не понравилась. Все время переживала за семью Пердомо в целом и Айзу в частности, в какой-то момент действительно начала думать, что случится неизбежное. Приятно видеть, что, не смотря на сложности, они остаются крепкой семьей. Хочется надеяться, что эти люди обретут дом и счастье. Читать эту серию действительно интересно.

#БК_2024 (8. В названии книги есть женское имя)

написала рецензию23 декабря 2024 15:14
Оценка книге:
7/10
СенсацияИвлин Во

Как создать сенсацию из ничего? Порой достаточно одной фразы, одной фотографии - и уже все газеты печатают об этом событии репортаж на первой странице. И хотя роман написан в далеком 1938 году, думаю, он актуален и на сегодняшний день. Только в современном мире сенсационными обсуждениями взрывается Интернет. Главное – это «горячая» новость, ведь в погоне за успехом все средства хороши, и неважно, что на самом деле является правдой в этой новости.
Ирвин Во с мастерством описывает кухню новостной журналистики в остроумном повествовании о жизни Уильяма Таппока, который вел небольшую колонку в газете о сельской жизни. В один момент вместо известного писателя Джона Таппока, Уильяма отправляют в африканскую страну Эсмаилию в качестве военного корреспондента, чтобы освещать тамошние события. Причем прибыв на место, журналисты понимают, что никакой войны там и не было, да и не могло быть в длительный сезон дождей. Тихий и почти домашний человек окунается в водоворот добывания сенсационных сведений для своей газеты среди изворотливых коллег, где слово «профессиональная этика» стоит далеко не в первых рядах. Таппок много раз попадает впросак от отсутствия опыта не только в журналисткой работе, но и просто в бытовой жизни вдали от дома. Иногда проникаешься состраданием к этому нерешительному человеку, но тут же сочувственно вздыхая, не можешь скрыть своей улыбки, а через несколько страниц уже громко смеёшься над его телеграфными сообщениями… Интрига «кто же сообщит сенсацию» сохраняется почти до самого конца
Книга написана с легким английским юмором, нелепость и абсурдность некоторых персонажей добавляют колоритности журналисткой кухни. Думаю, для любителей английского юмора и знатоков журналистского дела – эта книга кладец цитат и выражений.
#жанромания2 (октябрь. классика)

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт