Давно купила эту книгу и наконец – то смогла ее прочитать. И мне понравлюсь. Прекрасный симбиоз исторической литературы и биографии женщины, разрывающей шаблоны своего времени. Но начнем по порядку. Место действия – Япония, 19 век. Семья в небольшом провинциальном городе, буддийский храм. Важно понимать менталитет той страны и того времени. В наше время это бы назвали патриархальной семьей или даже ущемлением прав женщин. Но, поймите, в те времена это было нормой. Центральный герой – Цунемо: книга написана на основе писем между ней и ее братьями. Будучи совсем девочкой, двенадцать лет от роду, была отдана замуж в первый из трех раз. Но Цунемо явно родилась раньше своего времени: ей претила мысль выходить замуж по приказу отца и старшего брата, а ее мечтой было жить в городе Эдо, ныне известном как Токио. Но как же сложно женщине жить одной, работать, содержать себя в новом большом городе, когда вся твоя семья против выбранного пути, а все, что ты умеешь — это шить, да помогать по дому!
Историческая составляющая прекрасна! Эми Стэнли прекрасно показала город два столетия тому назад. То, как устроен быть, сложности с поиском работы, закупками, бедность низших слоев – показана очень хорошо. Часть книги уделена политической ситуации в Японии – власть императора и сегуна и их взаимосвязь. Самураи, работавшие на сегуна и их финансовая иерархия - прекрасно, прекрасно. Показана и жизнь театра кабуки, и пары наиболее известных актеров того времени, мельком задеты гейши, а что более интересно в конце книги автор показывает, как закрытая страна Япония вошла на арену мировой торговли.
Иногда книга может показаться нудноватой, но это закономерность жанра мемуаров. События крутятся вокруг одного человека и его жизни. Разумеется, в этом повествовании нет мистики, триллера, нет динамичности повествования, но есть душещипательная драма. Конечно, жанр не для всех. Однако, я бы не сказала, что произведение утомляет или не интригует. Стиль автора оказался мне также не совсем близком – я даже не могу объяснить, почему. Минусом или перевода или самого стиля автора также является масса сносок. По мере текста часто встречаются сноски, но информации в них ровно ноль, т.к. они ведут либо на зарубежные сайты / книги либо на другие сноски (!). Но при всем, вышесказанном, я хочу отметить, что как произведение с историческим уклоном книга явно является хорошим примером. Как личность Цунемо тоже очень интригует. Сила воли, выдержка и стойкость, упрямство и трезвость суждений – все это в ней есть. Жаль, что такая сильная женщина не познала женского счастья – кстати, это часть биографии покрыта дымкой, что лично меня огорчило. Как итого могу сказать, для любителей жанров я могу уверено рекомендовать эту книгу для прочтения.
#прогулкипоистории (Июнь)
#прогулкипоистории (февраль)
А всё-таки очень интересно спустя годы вспоминать, чему нас учили на уроках литературы. Так сегодня, сев за написание этой рецензии, я невольно подумала о романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» и о том, как мы, совсем ещё юные создания, рассуждали о смысле этого великого произведения. В частности очень много слов было сказано о роли личности в истории, которую сам автор ярко показывал на примере Кутузова и Наполеона.
Не буду вдаваться в подробности, но смысл рассуждений Толстого сводился к тому, что роль личности меркла на фоне воли и желания народных масс. Так Наполеон слепо верил в себя и руководил своей армией, подобно фигурам на шахматной доске. Кутузов же, наоборот, словно сам ушёл в тень, точно зная, что если народ захотел победить, то он непременно победит. И оказался прав. По крайней мере, такого мнения придерживался Лев Николаевич.
Но лично мне подобная точка зрения показалась как минимум спорной. Народ народом, но без харизматичного лидера, способного повести за собой, он так и будет сидеть инертной массой в ожидании чуда или какого-то иного знамения, сетуя на свою злую судьбу и целую россыпь иных причин. И героиня этой книги Жанна Д’Арк стала ярким тому примером.
Подумать только, какая-то почти неграмотная семнадцатилетняя девчонка смогла вдохновить на борьбу с захватчиками целую страну, находящуюся уже где-то за гранью отчаяния! Что это, если не самое настоящее чудо? А, может быть, то была очень тщательно продуманная кем-то акция? Или же вовсе странное стечение обстоятельств? На протяжении всей книги автор пытается разобраться в этом сложном вопросе, прослеживая путь Орлеанской девы от её скромного домика в Домреми до костра на площади в Руане, тщательно отделяя легенды и вымысел от реальных исторических событий.
И такой подход к написанию книги заслужил моё искренне уважение. Было интересно вместе с автором рассматривать разные версии, выбирая из них менее фантастичную и наиболее вероятную. Вот только, как мне показалось, в версию с чудом и божественным предназначением Жанны он совершенно не верил, ища всему только логическое объяснение.
Теряет ли от этого книга? Вполне вероятно. Не исключаю, что именно по этой причине произведению в целом не хватает немного душевности и, наверное, некой таинственности. Словно читатель может и хочет прикоснуться к чуду, но оно постоянно ускользает от него, так и оставаясь недостижимым.
Так или иначе, книга мне всё равно понравилась, подарив возможность погрузиться в один из самых ярких моментов истории Франции. К тому же, если история – учитель жизни, то эпопея Жанны Д’Арк – один из великих её уроков.
Роман "Ким" уже много десятилетий считается вершиной прозаического творчества Редьярда Киплинга. Я у великого англичанина больше ничего не читал, но готов вслепую согласиться с мнением большинства, потому что "Ким" замечательно хорош и многогранен.
Автор с великой любовью изобразил Индию, её природу и жителей, её обычаи и привычки. Самое удивительное, как мне кажется, заключается в том, что Киплинг совершенно удерживается в повествовании от каких бы то ни было оценок и снисходительности, чего невозможно достичь случайно. Напротив, случайно можно впадать в менторский тон, а чтобы избежать этой ловушки требуется контроль со стороны разума. Это свойство даже нельзя назвать объективностью. Книга показывает Индию так ясно, словно между нею и читателем вообще нет никакого посредника в виде писателя и пачки сшитых вместе листов бумаги, покрытых буквами.
Действие романа происходит в период британского колониализма. Редьярд Киплинг, всю жизнь исповедовавший имперские взгляды, тем не менее, в "Киме" уловил и сформулировал одну неочевидную истину. Англичане - всего лишь один из множества народов, живших в Индии и пытавшихся постичь её. Пусть они в какой-то момент управляли ею. Пусть они оставили след в её истории, сохранившийся по сию пору. Так сколько таких и даже более глубоких следов оставили другие народы, жившие в этой поразительной стране? Пусть английский язык стал официальным языком Индии, но в ней больше 20 официальных языков.
Исторический аспект "Кима" составляет важную часть сюжета. Главный герой и другие действующие лица были задействованы в "Большой Игре". Я был уверен, что этот термин относится к дипломатическому и военному противостоянию Великобритании и Российской империи на Балканах, в Болгарии и Турции. Но, очевидно, шпионские игры в Индии тоже назывались "Большой Игрой".
Столкновения разведки и контрразведки, в которых участвовали герои, в значительной степени обеспечивают событийное содержание романа. Не стоит обходить вниманием то, что книга является приключенческой и постоянно держит читателя в напряжении. И главный герой, и его соратники по британской разведке представлены мужественными, талантливыми людьми, обладающими исключительными душевными качествами и мужеством. Единственный откровенно отталкивающий персонаж "Кима" - это безымянный русский агент, позволивший себе ударить ламу. Однако сам Киплинг признаётся в одном из эпизодов, что в чаяниях индийцев Российская империя была "Великой северной державой-освободительницей".
Однако прежде любых политических коллизий, "Ким" рассказывает о поиске своего пути. Один из главных персонажей произведения, старик-лама, ищущий по всей стране одну-единственную реку, чтобы смыть с себя все грехи и выйти из круга бесконечных перерождений, является почти недостижимым образцом самоотречения и непоколебимости на пути к духовной цели. Роман начинается с Искания и заканчивается Исканием, словно заключая в скобки всё остальное содержание.
Редьярд Киплинг и его "Ким", с моей точки зрения, являются наследием мировой, прежде всего англоязычной литературы, чьё влияние вплоть до сегодняшнего дня остаётся очевидным. Чтобы понять это, можно просто "погуглить" высказывания выдающихся писателей из разных стран об этой книге и её авторе.
#прогулкипоистории (6. Июнь. История Азии)
Салман Рушди обладает потрясающим мастерством создавать неповторимую атмосферу в своих романах. «Флорентийская чародейка» в этом смысле изумительна. Нескольких строк было достаточно, чтобы сходу очаровать меня, заставить позабыть обо всем на свете и унести на пару дней в жаркую восточную сказку. Казалось, будто бы слова, повелеваемые автором, кружатся и поют подобно наложницам падишаха, увлекая за собой в пленительном танце.
«Колдовство совсем не обязательно осуществляется посредством таинственных снадобий, известных настоек или магических побрякушек. С помощью хорошо подвешенного языка можно добиться не меньшего эффекта».
Когда-то эту истину уже подтвердила Шахерезада, да и у самого Салмана Рушди создавать магию при помощи слов получается лучше некуда. Роль Шахерезады в этом романе писатель поручает загадочному чужеземцу, представшему перед Великим Моголом Акбаром в его дворце с необычной миссией. Рассказанная им история о красавице Кара-Кёз занимает воображение императора и накладывается на его прогрессивное для XVI века, и все-таки довольно противоречивое мировоззрение.
Салман Рушди очень органично смешивает реальные исторические факты с вымышленными, создавая с одной стороны ощущение исторической достоверности, а с другой - намеренно наделяя людей той далекой эпохи мыслями, более подходящими современному человеку. Нельзя знать наверняка, что на самом деле думал Акбар Великий во времена расцвета Империи Моголов, но почему бы не пофантазировать? Акбар выступает у Рушди в роли сомневающегося и думающего человека, который размышляет над возможностью создания универсальной религии, объединяющей всех людей в его государстве.
«Человек, желающий быть в согласии с самим собою, должен научиться жить в мире с другими». Идеи терпимости и гуманизма занимают Акбара, хотя временами нрав и привычки монарха, наделенного абсолютной властью, заявляют о себе. В итоге у Рушди получается вполне правдоподобный, не всегда последовательный правитель - «философствующий и плачущий убийца», эгоцентрик, пионер гуманистической мысли в своем роде, который понимает, что в существующих условиях его желания явно недостаточно, чтобы изменить мир. Не хватит также и его практических усилий. Акбар понимает, что все введенные им преобразования умрут вместе с ним, а после все скатится к привычной неограниченной жестокости.
Салман Рушди создал увлекательную историю, которая связывает между собой Восток и Запад, вовлекает множество исторических лиц и вымышленных героев, перемещает читателя из Империи Великих Моголов во Флоренцию и обратно. Повествуя о предках Акбара, его современниках, живущих в разных частях света, о простых и не очень простых смертных, писатель по большому счету ведет разговор не столько о политике, народах, государствах и государях, сколько о человеческой натуре, примерно одинаковой везде, несмотря на времена, внешние и культурные различия. «Проклятие рода человеческого не в том, что все люди разные, а в том, что все они похожи друг на друга».
#прогулкипоистории (июнь)
Все хожу вокруг этого писателя в предвкушении, не зная с чего начать))
@natalya.s.alex, Чародейка - это лайтовый Рушди по философской части, но супер-атмосферный. Если вот хочешь настоящего Рушди - то надо заходить с тяжелой артиллерии: Дети полуночи и Клоун Шалимар (для меня - лучший его роман). Мавр тоже хорош, с Детьми полуночи перекликается.
Начинай по порядку написания)
Не ждал от этой книги многого. По-моему, написать качественный роман в жанре альтернативной истории достаточно непросто – велик риск скатиться в нечитабельную ахинею. Но у Роберта Харриса получилось создать достойный жанра текст, который нестыдно порекомендовать к прочтению.
Секрет успеха, на мой взгляд, в том, что вторым жанром «Фатерланда», после анти-истории, выбран атмосферный детектив. Здесь можно говорить о синергии жанров – история и детектив отлично дополняют друг друга и не перетягивают одеяло каждый на свою половину. Сюжет дважды непредсказуем: с одной стороны – другая реальность, чистый полёт фантазии Харриса, с другой – криминальные преступления и политические заговоры, спутанные в тесный клубок, который автор неспешно распутывает вместе с читателем. Порой это даже напоминает квест – улики, ключи, подсказки…всё для того, чтобы сделать путь к основной мысли романа ненавязчивым и нескучным.
Среди идей, заложенных автором в свою книгу можно выделить две основные. Первая – посредством анти-истории напомнить читателю об истории вполне реальной – о миллионах жестоко замученных и убитых людей в период Второй Мировой войны, и нелишний раз подсветить значимость победы над фашистской Германией. Вторая мысль касается рассуждений о психологии убийцы и раскаянии. Здесь интересней.
Роберт Харрис проводит красную черту – есть фашисты, а есть немцы. Даже тот, кто был опьянён кровавым угаром в период активных боевых действий, способен оттаять и переосмыслить произошедшее, пребывая в мирном (пусть и относительно) времени. Речь, конечно, о главном герое романа – Ксавье Марше. Можно сколько угодно пытаться убежать от реальности – прятаться за рабочим столом, заваленным кипой отчётов, рапортов и протоколов, можно делать вид, что у тебя собственная жизненная философия, свой путь, и тебе неинтересно играть в придуманную кем-то другим игру, играть по чужим правилам, можно всем видом показывать, что ты презираешь нынешний политический строй – хватит ли смелости бросить вызов и попытаться что-то изменить? Будет ли в этом какой-то смысл? Говоря об опьянении кровавым угаром не стоит забывать, что похмельная лихорадка всегда страшнее. Осознание масштаба трагедии сперва заставит сомневаться, затем – сведёт с ума. Ведь, принимая во внимание тот факт, что лично ты причастен к смертям миллионов людей, невозможно продолжать жить спокойно, не оглядываясь назад. Для Ксавье Марша расследование будничного преступления, переросло не только в антиправительственный заговор, который он по сути возглавил, но и стало, своего рода, способом самоуничтожения. А значит и спасения тоже.
Образцовая антиутопия. Пожалуй, лучшая книга жанра альтернативной истории, из тех, что мне попадались.
#выполняю_обещание (17)
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.
Забавно, мне наоборот мемуары кажутся очень интересными, но, видимо, на вкус и цвет)