Да, насколько же приятно читать по-настоящему большую литературу. «Теперь ему не уйти» чудесно завершает трилогию о жизни «лишнего человека» Вилфреда Сагена, если слово «чудесно» применимо к произведению, полному страданий и горечи.
Я думал, какой способ выберет Юхан Борген ударить своего героя побольнее. Нищета? Сумасшествие? Отупение? Распад личности? Нет, так было бы слишком мягко. Юхан Борген сделал своего измученного Маленького лорда изменником Родины. Или «изменником Родины». Был ли он им на самом деле, определить невозможно. Слишком много противоречивых обстоятельств наложились одно на другое, полностью исключив возможность простого ответа.
Между второй и третьей частями трилогии проходит чуть более 20 лет. Идёт вторая мировая война. Норвегия оккупирована Германией. Силы Сопротивления по мере возможности стараются вывести из страны в Швецию евреев и занимаются другой деятельностью. Эшелоны, правда, под откос не пускают и понемногу промышляют контрабандой. Коллаборантов, которых, учитывая мягкость оккупации, было много, презирают и ненавидят.
И в этих условиях Вилфреда Сагена, одиночку и отчуждённого человека, угораздило обрести своё альтер эго в нацистском офицере с породистой приставкой к фамилии «фон». Таким образом, для других он стакнулся с врагом. В этом фашисте Вилфред видит себя, словно в зеркале. Он точно такой же, разе что не имеет батраков в Померании. В разговорах с ним он пытается понять, почему так? Почему, если подумать, всё — не важно?
Как многие другие люди, с которыми Саген сталкивался в жизни, этот фашист с самого начала ему обязан. Но обязательства тяготят. Циничный немец хотя бы говорит об этом прямо. А вот другие из его юности и детства носят этот камень за душой и бьют ненавистью, за то что годами были вынуждены изображать признательность, в момент наибольшей беспомощности героя. К сожалению, мне кажется, Борген просто констатирует то, что естественно для человеческого поведения. Поэтому, кстати, многие люди не любят принимать помощь и отказываются от неё.
Борген в середину романа о военном времени вставил целую часть, отстоящую от текущего момента сюжета на 15 лет. «Теперь ему не уйти», в отличие от первых книг, частично написан от первого лица. О Вилфреде рассказывает еврейская скрипачка Мириам Стайн: знакомая из детства, ставшая много лет спустя в Париже его любовницей. Мы имеем возможность узнать о жизни Вилфреда в прошлом со слов любящей его женщины. Он восхищает и пугает её. Пугает невероятной интуицией и проницательностью, своей живописью. Впрочем, его живопись пугает вообще всех. А Саген всего лишь с её помощью пытается ответить на ещё одно «почему». Почему форма и содержание не совпадают?
Я очень мало читал Ремарка. Можно сказать, совсем его не читал. Тем не менее, я иррационально ощущаю какую-то родственность между немцем и норвежцем. Мне кажется, их объединяет талант создавать тонкое, но всеобъемлющее чувство приближающейся катастрофы.
Трилогия о Вилфреде Сагене — это шедевр. По крайней мере, я в этом уверен. И сейчас я хочу с грустью навсегда попрощаться с Маленьким лордом на древнеримский манер, троекратно прокричав его имя.
Вилфред! Вилфред! Вилфред!
«Учитель кладёт на стол кирпич и спрашивает:
– Дети, о чём вы думаете, глядя на этот кирпич?
– Как много больниц можно построить из этого кирпича!
– Как много школ и детских садов!
– О бабах!
– Вовочка, ну какая же связь между кирпичом и бабами?!
– Никакой! Я всегда о них думаю.»
Если отбросить постоянный ржач над анекдотами, особенно с учетом незабываемой интонации Романа Львовича (я застала и прямые эфиры и записи), то книга поражает своей искренностью. И да, эта искренность сбивает с ног и обезоруживает, и хочется от ее обнаженности укрыться, ибо столько знать не хочется. Но дано, значит будем кушать.
Прекрасные 90-е: своей начавшейся свободой, революцией, переменами во всем, и, как следствие, сорванными крышами: от денег, разгула, вседозволенности и контрастов.
А еще эта книга противовес ( или дополнение) всем тем течениям о женственности, о роли женщины в жизни мужчины и даже о стирании гендерных различий. Тут одновременный шок для всех. Говорит Самец! Честно, неприкрыто, животно рычит и извергает. Этакий Джигурда в литературе об отношениях.
Чтобы это хоть немного понять, надо иметь сформированное отношение к автору. Сильно его любить, понять и простить. Я к этому всегда была очень близка) а поэтому слегка необъективна. Мне в целом понравилось и я пошла читать вторую часть.
Пс- и это тот случай, когда мне даже не противно, что писан сей труд исключительно ради наживы и немного от скуки. Этого никто не скрывает. Но получилось весело. Несмотря на трагизм.
#БК_2023 (6.автор книги мертв)
#книжный_марафон2023
Все мы просто люди. Поэтому порой, устав от бесконечного бега и вечной суеты, мы не хотим тревог, приключений и потрясений. Нам хочется просто покоя и тишины, а ещё, возможно, хоть чуть-чуть какой-то стабильности и умиротворяющего спокойствия. Ну, и хорошую книгу, само собой.
Только книга тоже должна соответствовать настроению. Абы какая всё может только испортить. И пусть обычно мне нравится, когда книга словно искрит и горит в руках читающего – так напряжён сюжет, так живо развивается история. Но для такого настроения нужна совсем другая книга, такая, которую ты читаешь и словно замираешь во времени. Не книга-вспышка, книга-пожар, а книга-окно, когда ты можешь просто сидеть в тишине и долго-долго смотреть на то, что же происходит в окружающем мире. И не исключено, что в нём и вовсе ничего не происходит: просто моросит дождь, падает пожелтивший лист или в небе пролетает одинокая птица… Вроде бы и действие есть, но всё-таки его и нет. Но это не всегда означает плохо, ведь правда?
Так вот. Эта книга как раз такое окно, которое дарует возможность ненадолго заглянуть в обычную жизнь маленького городка, словно выпавшего из времени, и познакомиться с одной смелой женщиной, рискнувшей нарушить местный покой. Она никого не убила, не устроила протест или демонстрацию и даже не поссорилась с соседями. Она просто открыла книжную лавку. Но и этого оказалось достаточно, чтобы пробудить надолго уснувший город.
А дальше… Увы, так бывает почти всегда: найдутся недовольные со своими бесконечными «зачем» и «почему» и станут противиться всеми возможными способами. Даже не потому, что они этого так страстно желают, а оттого, что просто могут…
На мой вкус, книге немного не хватает конкретики. В ней словно слились воедино очень много историй с интригующим началом и непринуждённым, но многообещающим развитием сюжета, но абсолютно без конца. И это несколько удивляет и даже отталкивает. Хотя… Может, в этом и заключался главный замысел автора? Вы словно сами прогулялись по книжной лавке, провели рукой по корешкам бесчисленных фолиантов, ознакомились с аннотациями одних книг, слегка полистали страницы других… Вы словно только ознакомились с историями, но чтобы узнать их до конца, нужно сделать ещё один решительный шаг. И этот шаг – за вами…
Не знаю, насколько Хенрик Грун улыбается на обложке своей книги, но на ее страницах главный герой уж точно не дает нам скучать. Все участники клуба СНОНЕМ “Старые-но-не-мертвые” -очаровательные стариканы (в которых я влюбилась еще читая первую книгу) вновь путешествуют в разные города, посещают рестораны, шутят над своими болячками, но главное - поддерживают друг друга. Их позиция: жить без уныния, нытья и жалоб старости. В задачи клуба, помимо решений разных проблем, входит непреклонная борьба с администрацией, которая запрещает фейерверки в Новый год или держать животных в своих комнатах. А как хочется обойти закон о невозможности «печь и варить в комнатах богадельни», когда в членах клуба имеются бывшие повара!
Оптимизм и жизнелюбие героев в столь преклонном возрасте описаны в книге с потрясающим чувством юмора, но здесь есть и обратная сторона медали, более грустная. Описание амстердамской богадельни ассоциируется с домом «ненужных людей» в ожидании своей смерти. Боль… Болезни… Одиночество…Равнодушие чиновников… Смерть друзей…
Я задумалась, смогу ли я быть столь уверенной и жизнерадостной, наслаждаться жизнью в преклонном возрасте, если доживу до таких лет. Хотелось бы встретить старость в кругу семьи, а не задвинутой в один из домов престарелых, как ненужная вещь.
В таких романах ожидать хороший конец бессмысленно, но и второй дневник Хендрика настраивает меня на оптимистический лад. Мы прорвёмся, мы будем решать проблемы и справляться с трудностями, пока мы ЖИВЫ – девиз старых, но не мёртвых.
#универ_стомат_1
Забавно, что эта автобиографичная книга совершенно не годится для того, чтобы учиться чему-либо в сфере финансов, в то время как художественное произведение Финансист известно тем, что его изучают студенты соответствующих специальностей, чтобы разобраться в основах работы рынка.
Здесь же советы известного миллиардера звучат для меня примерно так же, как совет из книги про успешный успех: «за 20% процентов времени вы делаете 80% работы, поэтому вы можете просто отследить эти 20% эффективного времени и работать только их, а освободившиеся 80% времени посвятить другим задачам». В теории, может быть, звучит и неплохо, но на практике – абсолютно нереально.
Тем не менее книга мне понравилась именно как история Ричарда Брэнсона, рассказанная им самим. Многие детали его жизни: воспитание, то, как он пришёл к тем или иным решениям – были мне интересны. Позабавили истории создания личной авиакомпании и приобретение личного острова. Или небольшая история о том, как Брэнсон пытался нарушить закон и что из этого вышло.
Книга так и бьёт энергией и пытается зарядить на прекрасные свершения, но опять же советую её скорее как биографию интересного, неординарного человека, чем как пособие по созданию личного бренда.
#универ_стомат_1
#книжный_марафон2023
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.