Рецензия на книгу Айвенго от neveroff
Очень интересно: этой книге почти 200 лет. Много, да? А в момент ее выхода эта история уже была древней историей, пардон, за тавтологию. Жанр рыцарского романа примечателен тем, что тут все такие благородные, что куда там. Нахалы грубят поэтично и патетично, а разбойники настолько вежливые, что, наверное, перед нападением повязывают салфетку на шею. И орудуют не только ножом, но и вилкой.
Зато сюжет так прост, что правильный школьник перескажет его на двух листиках сочинения. Я попытаюсь еще быстрее. Сюжетные линии:
1. Король Ричард Львиное сердце и его братушка-забирушка принц Джон. Один уехал, другой быстренько занял трон. Типа, курочка встала - место пропало. Важно отметить: Джон понимал, что он временщик, как бы ни надеялся на иное. Поэтому пировал и веселился по максимуму. Один в один - современные депутаты.
2. Сам Айвенго, классный боец, но при этом пай мальчик, и его отец, обидевшийся, что тот согласился на взятку от покровителя. Причем взятка реально дурноватая, тут я папашу понимаю. Но отношения у Айвенго и Ричарда очень дружеские и благородные (у многих, собственно, такие), так что Рыцаря лишенного наследства я тоже понимаю.
О "взятке". На самом деле это конечно не правильно ее так называть. Просто парню дали земли как вассалу (грубо говоря - в аренду, как я понимаю), но те земли, которые раньше его семье и принадлежали и насильно были отобраны. Сложная схема навешать лапши, в общем.
3. Айвенго и леди Ровена. Любофф. Большая-пребольшая, чистая-пречистая. Никаких кузнецов и сеновалов.
4. Айвенго и евреечка Ребекка. Вот тут я что-то не понял до конца. То ли это такое гипер-благородство, которое я не в состоянии представить, то ли девочка таки в рыцаря втрескалась. Но к Айвенго никаких претензий: он вел себя порядочно и ничего себе не позволял, потому что был раненный и почти без сознания.
5. Айвенго и Бриан де Буагильбер. Второй - тоже рыцарь только нормандский. Он же - главный антагонист истории, если не считать малахольного принца Джона. Здесь классика жанра: с рыцарского поединка начинается, им и заканчивается.
6. Ричард Львиное Сердце и йомен Локсли. Т.е. Робин Гуд. В смысле - Rob-in-Hood, Разбойник-в-Капюшоне. В общем, король Англии и король воров. Все ясно там. Гоп-стоп гоп-стопом, а с высокопоставленными лицами следует дружить.
И все повествование летают стрелы, гремят латы, обнажаются мечи, потеют кони, вздыхают тетеньки и дерутся дяденьки.
Нужно отметить, что в детстве мне это читать было скучно. Ну, не любил я всю эту рыцарскую мишуру под крики обрадованной толпы на трибунах. Лучше бы на футбик сходили, честное слово. Чем Месси и Роналду хуже этих айвенгов всяких? У них даже и щитки тоже есть, правда, на ногах. Но я отвлекся. В общем, в детстве было скучно, сейчас получше, но тоже не блеск.
Зато интересно читать совсем с другой точки зрения. Вот с какой: это не только один из первых исторических романов, но и первый коммерческий. Оказывается, Вальтер Скотт реально просчитывал, чем завлечь читателей-современников. Причем с чисто меркантильного интереса. И особо любопытно: он собирался издать "Айвенго" и "Квентина Дорварда" под псевдонимом, чтобы конкурировать с самим собой и захватить в свои объятия бОльшую нишу увлекающихся подобной литературой. Жаль, что издатель отговорил его, может быть сейчас изобретателем схемы отмывания денег считался бы не Аль Капоне... Хотя это и несколько другое.
Так что сказать про "Айвенго" напоследок? Ну просто толстенькая книжка про рыцарские драчки, прекрасных дам, королевские кручу-верчу-обмануть-хочу и смешных шутов, готовых пойти на смерть за хозяина (в отличие от тех, кому это полагается по службе).
#БК_2017 (Книга, в названии которой есть имя)
Во как! Скотт, значит, взял и написал, потакая своим меркантильным желаниям, а люди теперь изучают...что хотел автор сказать да какие там высокие идеи сокрыты..)
что-то, как-то..читать расхотелось))
У меня вот в одной книге про рыцарские романы фразы мелькали, и я как-то задумалась, что неплохо бы прочесть Дон Кихота и Айвенго, а потом сама же и испугалась, что заскучаю ужасно, а ты тут так всё весело расписал, такой экшн там... )
@rina_rot, думаешь? Мне кажется эту книгу изначально рассматривали как развлекательную. Типа, или в спасибо сходить или Айвенго почитать)))
@psycho, ты гораздо больше романтик, чем я. Тебе нужно с леди ровеной познакомиться))/
@liu, да, динамично написано. Мне скучно не повествование, а сами турниры и все эти драчки. Войны предпочитаю читать в более серьезной манере...
Дон Кихот более остроумный, кстати. Там сатира прямая. Здесь юмор есть, но он именно от шута, т.е каждый герой играет положенную роль.
@neveroff, Дон Кихот вообще мне кажется более понятным и ярким, но это ощущение идёт из многочисленных просмотров балета. Айвенго же для меня - загадка, которую хочется разгадать, но лень)
@liu, мне вот тоже было читать весело, особенно когда дело доходило до драчек)
@neveroff, а это ты где такую информацию нашёл про коммерческую книгу? Я про то, что сейчас, да и не только сейчас, очень любят рыскать или придумывать "сплетни" о "старых" творениях или писателях
@lerochka, из Википедии. У них ссылка на записки Скоотта, которые хранятся в библиотеке Эдинбургского университета.
Вот кусочек:
Скотт хотел, чтобы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли“», и кроме того, он надеялся опубликовать после «Айвенго» следующий роман «Монастырь», чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга.
@neveroff, но это же не говорит о том, что Айвенго коммерческая книга? А если даже и так. Возьмем допустим Кинга. У него вон сколько книг. Но в тоже время какиие это книги. Он тоже коммерческий писатель. Но книги его от этого не становятся хуже.
@neveroff, я к тому, что в твоей рецензии это выглядит как камень в чужой огород
@lerochka, что позволено Кингу, не красит Скотта))
@lerochka, а о чем же это говорит? Если человек пишет и придумывает схему ради заработка - разве это не коммерция? И у Кинга так же, да. И у Кристи. И у многих других. Вот Кафка - точно не коммерция)))
Камня в огород от меня быть не может, потому что я уважаю такой подход. Сделать качественную штуку, понимать, что сделал что-то большое и желать достойное вознаграждение. Это правильно, на мой взгляд. С чего ты решила, что слово "коммерческий" равно "плохо". Вон у Чайковского все балеты конъюнктурные и коммерческие, они от этого хуже становятся? Нет!
Лера, ты что-то в последнее время в моих словах стала находить то, чего там нет. Сбербанк?))) Хотя нет, не ты одна, так что проблема во мне, пожалуй...
@psycho, что позволено Кингу не позволено никому кроме Тетушки Агаты))) А если серьезно - ну вот интересно мне находить такие детали у "древних" авторов. Чтобы в очередной раз доказать, что времена всегда одинаковые. И никаких "раньше было чище и лучше и коммунизм построим через год" не бывает)))
@neveroff, а вот так я прочитала рецензию. И подметила то, что подметила. Я думала это я в последнее время стала находить у всех то, чего нет. А дело-то оказывается в тебе. Значит со мной все нормально)
@lerochka, ну да. Или во мне, или ты не одна такая. А второй вариант как-то обидный)))