Рецензия на книгу Изящное искусство смерти от niro_san
Сумасшедшие ли вы, когда считаете убийство «произведением искусства»? Является ли тяга к убийствам нездоровым интересом, способным привести вас к трагедии? В какой-то степени – да, и живым доказательством этому является Томас де Квинси, главный герой данного романа. Может, для кого-то не секрет, что Томас де Квинси существовал на самом деле, и в действительности он был нездоровым любителем лауданума, а также страстным любителем поразмышлять о смерти. Конечно, он признавался в этом, но чётко различал грань между любовью размышлять об убийствах и любовью к их осуществлению.
Само повествование идёт в пятидесятых годах девятнадцатого века, спустя сорок с лишним лет после кровавой расправы с целой семьёй (включая невинного младенца). И даже не одной расправы, а целых двух. Томас де Квинси посвящает этим убийствам своё эссе, в подробностях их расписывая. Поэтому, когда, спустя столько лет совершается преступление, идентичное тому, что произошло в 1811 году, подозрение, конечно же, сначала падает на него – на 69-летнего тощего, да к тому же щуплого старичка, зависимого от опиума и страдающего от болей в желудке. К счастью, инспектор Райан и констебль Беккер, занимающиеся данным делом, отличаются адекватностью от многих других представителей закона, которых вы встретите в данной истории.
Почему эта книга стала для меня особенной, так это потому, что мне впервые захотелось записывать свои мысли и негодования, касающиеся сюжета и поведения главных героев, на отдельном листе бумаги. Здесь нашлось многое, о чём можно было задуматься.
Во-первых, де Квинси не случайно приехал в Лондон из Эдинбурга в такое время. Он приехал, так как ему обещали, что он узнает, что произошло с женщиной, которую он любил в далёком-далёком детстве. Не означало ли это, что сам убийца желал, чтобы де Квинси полюбовался свершённым убийством и признал, что оно было куда лучше и прекраснее, чем то, что произошло много лет назад? Во-вторых, его дочь, Эмили де Квинси, показалась мне девушкой-манипулятором, воистину разбирающейся в людях и способной нажать на их болевую точку в нужный момент. Конечно, с таким-то отцом как не вырасти находчивой и хитроумной девицей? Даже один персонаж назвал эту парочку «куда опасней того, кто совершил столько кровавых злодеяний».
И, в конце концов, любой читатель заметит, какую роль в книге играет толпа. Если хотите узнать, что такое безликая человеческая масса, у которой на всех один грамм мозга, - заглядывайте сюда. Здесь вершится самосуд и торжествует иррациональность. Здесь боятся ирландцев, матросов, стражей порядка и даже самих себя.
Ради интереса я даже прочла эссе Томаса де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств». Мне оно показалось не настолько страшным, каковым его преподнёс Дэвид Моррелл. Зато оно оказалось увлекательным и беспристрастным. И вполне возможно, что писателю «Изящного искусства смерти» очень хорошо удалось уловить характер главного героя.
Шустро, со вторым экзаменом!
Не знала, что такое лауданум, хотя и догадалась в чём суть, и очень заинтересовало эссе Томаса де Квинси. Это круто, когда хочется записывать мысли во время чтения, да ещё и на бумаге)