Рецензия на книгу Лолита от MYRRRuna
«Она моя, моя, ключ в кулаке, кулак в кармане, она моя. Путём заклинаний и вычислений, которым я посвятил столько бессонниц, я постепенно убрал всю лишнюю муть и, накладывая слой за слоем прозрачные краски, довёл их до законченной картины».
Давно тянуло меня почитать эту такую таинственную, вызывающую самые разнообразные эмоции книгу. Общее содержание сюжета мне давно знакомо, поэтому особого шока от описаний «необычной» любви я едва ли испытала. Скорее я была очарована и заколдована стилем повествования, метафорами, слегка напыщенными описаниями мыслей Гумберта, сдобренными достаточно резкими фразами нимфетки Лолиты в духе: «Предлагаю похерить игру в поцелуи и пойти пожрать».
По сути, роман – это некая попытка взрослого мужчины оправдать свою пагубную страсть к пока еще мальчишески подобным девчонкам. Едва ли могу его понять и принять, но этот Гумберт Гумберт – чертовски несчастный человек, положивший свою жизнь служению ускользающей юности. Он для меня, как неудачная и, что уж там говорить, пошловатая версия Пигмалиона. Но я не скажу, что Гумберт не любил. Любил. Да, девчонку, да, изломал и себя, и ее, но, если оглянуться вокруг и посмотреть, то едва ли такие ситуации – редкость.
С первой и до последней страницы я искала в книге хотя бы кого-то, способного вызвать во мне симпатию, но и мужчины и женщины поражали своим отталкивающим нутром. Жены Гумберта были просто до невозможности тупы и напоминали, простите, куриц. Об авторе пьесы, Куильти, и упоминать неловко.
Лолита… Вот это, пожалуй, самый неоднозначный персонаж. Она как кусочек яркого стекла, меняющий свой цвет в зависимости от угла, под которым на него смотришь. Но даже она какая-то не настоящая, быть может, не оформившаяся, застрявшая между детством и порой взросления.
Не назвала бы я роман ни порнографическим, ни скандальным. Сложно чем-то удивить полноценного жителя 21 века. Книга скорее надрывная, трагедийная, уже в начале романа веет разочарованиями и несчастьями.
И снова я снимаю шляпу перед Набоковым. Только он умеет так прятать свое знание человеческой психологии и так, между делом, намеками, полуфразами демонстрировать его.