Рецензия на книгу Не отпускай меня от liu

написала рецензию28 ноября 2017 12:29
Оценка книге:
9/10

#Кин1_3курс

Процесс чтения в этот раз получился очень близким к стилю и атмосфере Исигуро. Ведь одна из главных его черт - это обращение к воспоминаниям и исследование прошлого, отношений с ним, закоулков и превратностей памяти. Сам роман я уже когда-то читала, в студенческие годы и было это лет 7-8 назад, когда даже экранизация не вышла. В то время я была гораздо ближе к юной героине, которая в обнимку с подушкой танцует под песню, выдумывая к ней свои особые смыслы. У каждого из нас есть своя Джуди Бриджуотер со своей "Never let me go", включая которую даже спустя годы и десятилетия, туман воспоминаний окутывает словно одеялом и порой так крепко, что освободиться от него бывает не так уж и легко.

Антиутопическая составляющая книги на самом деле показана так живо и так душевно, с таким меланхолическим надрывом, что и воспринимать её как антиутопическую бывает сложно. И хотя порядок вещей в подобной нереальной Великобритании ставит ряд этических вопросов о том, кто может считаться настоящим человеком и обладателем души и какие преимущества это даёт, тем не менее идейные нити идут гораздо дальше чем такая постановка вопроса. Меня больше беспокоила пассивность и несопротивление героев, смирение перед судьбой и нежелание бороться. И нужна ли в таком случае борьба за свободу воли, свободу выбора?
Устройство общества никогда не поменяется без того, чтобы в желании его изменить кто-то не начал целенаправлено действовать. Но в рамках этого книжного общества так и не появляется человека бунтующего. И даже удивительно, что ни у одного воспитанника особых детских приютов не возникло этой яростной искры. Несмотря на особое место творчества среди подобных, ни один не стал поистине творческим, ведь именно истинное творчество всегда пытается вырваться на свободу и смести границы. Но герои показывают настоящее буддистское принятие страданий и неизбежности судьбы на многих уровнях, в том числе и на уровне дружеских и любовных отношений. И в этом плане из трёх основных героев только Рут ближе всего подошла к границе, выйдя за которую можно было бы открыть прелести и ужасы настоящей (а может опять мнимой) свободы. В потакании своим желаниям и порокам, в которых она в итоге сама себе признаётся, она разрушила возможное счастье друзей, но она же сильнее всего верила в возможность ухода от неизбежности судьбы.

И снова вопрос о том, нужна ли в таком случае борьба за свободу воли, свободу выбора? Сложно предположить к чему бы привели воинствующие настроения среди воспитанников, к чему бы привели активные действия. Наверняка, к нарушению спокойствия и баланса в обществе, к достаточно тяжёлым и кровавым последствиям, к войне, многочисленным жертвам, к уродству. А стоит оно того, если в результате люди в любом случае остаются рабами обстоятельств? Бунтующий или пассивный, человек сталкивается с одинаковыми дилеммами и проблемами, он также ищет счастье, смыслы и ответы на многочисленные "почему?".

Но возможно, и ход истории не раз это показывал, что бунт выводит человечество на новую ступень и в море крови и страданий рождались новые ростки гуманизма, как бы кощунственно это не звучало. Бессмыслен ли такой бунт? Но человечество пока только учится решать вопросы этики мирным путём.

Использование жизни человека ради жизни нескольких других оказывается оправданным в глазах антиутопического общества. Хотя, стоит ли жалкое продление таких жизней, если смерть всё равно неизбежна для всех? Этические вопросы бесконечны, и можно только порадоваться тому, что в нашем настоящем времени вопрос не стоит в таком же виде, а наука шагнула гораздо дальше и действует гораздо гуманнее и при этом экономичнее.

Что касается экранизации, то несмотря на то, что некоторые особенно душевные для меня книжные моменты были упущены, она чудесно передаёт и атмосферу, и главные идеи. Троица главных героев в исполнении Кэри Маллиган, Киры Найтли и Эндрю Гарфилда, смотрелась гармонично и эстетически приятно. Порадовали и саундтреки, идеально подходящие к стилю Исигуро.

"И я видела девочку с зажмуренными глазами, прижимавшую к груди старый мир, более добрый, о котором она знала в глубине сердца, что он не может остаться, и она держала его, держала и просила не опускать её".

Penguin Lessons (@cupy)30 ноября 2017 17:37

Сразу задумалась, что для меня "Never let me go". Ответ нашла, но не уверена, что уровень как у этой героини.
Был у меня один фильм, который частенько вертелся в голове, когда речь шла о твоих рулетках, но всё не была уверена в собственном впечатлении (и вдобавок запамятовала название, так что искала долго. Помнила, что сняла жена кого-то крутого, но даже точно не вспомнила кого). А тут он вписывается идеально, а заодно, может, ты мне что пояснишь, потому что тут классическая ситуация с отличным рейтингом критиков, но плохим со стороны зрителей, а вдобавок ещё и включён в список лучших фильмов нашего века. "Эволюция" (2015, хотя у нас показывали в конце 2016, так что мы его тогда немного обсуждали) - тоже тема изолированных детей и вообще немало пересечений. Меня в своё время привлекло то, что режиссёр-сценарист - жена Гаспара Ноэ, и вместе они создали самый триповый фильм "Вход в пустоту", хотя больше у него известна, конечно, "Необратимость".

Ответить

Людмила (@liu)1 декабря 2017 15:18

У меня таких "never let me go" наберётся несколько с разными воспоминаниями и периодами, выбирать что-то одно сложно, но если ограничить именно одной композицией это неизменно рахманиновская 2-я симфония.
Фильм заинтриговал и женой Гаспара, чья необратимость для меня как страшный сон, и настолько низким рейтингом зрителей. Да и тема интересная, а трейлер жутковатый и красивый)
А ты Эволюцию в кино смотрела?

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)1 декабря 2017 15:31

@liu, да, у меня тоже несколько, но самую-самую выбрать легко.
К Необратимости она всё-таки не имеет отношения, а Вход всё же без подобной жести. Зато я недавно ходила на "Кроткую" с Канн и что-то мне та групповая сцена показалась ужаснее, может, из-за большого экрана и специфического приёма съёмки. Но я прям не могла и в итоге в телефон уткнулась, только бы ужаса не видеть, но пришлось слышать, а играли у Лозницы очень хорошо все актёры.
На имдб рейтинг, кстати, на балл выше, а у меня с ним совпадений обычно больше. Трейлер я, вроде, не видела, а вот фильм мы обсуждали с год назад, когда я из кино вернулась - нашла в истории) В целом картина тоже жутковатая и красивая, но мне особо интересно в этот раз, что ты про идеи скажешь. Обычно мне хватает своего мнения, а тут есть ощущение, что могла не распознать все задумки - имена, статус, почёт, возможно, предполагают большее.
Да, в кино, и это был самый странный просмотр в жизни

Ответить

Людмила (@liu)2 декабря 2017 14:48

@cupy, и эту самую-самую ты держишь в секрете?))
Я кстати посматривала на Кроткую, у нас тоже сеансы были, но как раз когда были - было не до этого. А теперь ты меня этой ужасной сценой заинтриговала, уверена. что тоже бы не выдержала - я вообще в этом плане дико впечатлительная.
Тоже с IMDb чаще схожусь во мнении, но даже на нём Эволюции всего 6 поставили - это прям очень низко. Думаю, что после Альп, у которых уже минут 40 посмотрела, как раз и буду Эволюцию смотреть, и постараюсь сделать это совсем внимательно, раз у тебя осталось это ощущение недоразгадонности, может ты потом своими догадками поделишься и это мне поможет дополнить картину. И мне вспомнился другой самый странный просмотр - "Лобстер", с Ваней смотрели, до сих пор саундтрек напеваем (там всего несколько звуков), когда возникают забавные и странные ситуации. К сожалению, не могу напеть тебе здесь - в сообщении)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)2 декабря 2017 14:59

@liu, стоп, ты спецом упомянула вместе Лобстер и Альпы??

Ответить

Людмила (@liu)2 декабря 2017 15:50

@cupy, ого...... вот это да... Я только что поняла, как я сторомозила!))) Я вообще забыла режиссёра Лобстера, и то, что он грек и только что поняла, что Альпы его же) А упомянула только потому, что ты сказала про самый странный просмотр в жизни, а для меня Лобстер был чем-то в этом роде, один из. Ты мне сейчас прям-таки открытие сделала, я бы, конечно, потом увидела, когда стала бы копаться в Альпах. Но удивлена, что не заметила сразу, так как обычно перед просмотром уже всё изучаю, но в этот раз слишком закрутилась с делами, чтобы смотреть информацию по фильму и по режиссёру подробно.

Ответить
Похожие рецензии
@gennadiy_k 16 декабря 2013
"Высший класс!" – именно эти слова хочется произнести после прочтения романа. Кадзуо Исигуро на писательском поприще, вообще, - фигура неординарная. Японец, пишущий, по сути, на ...Читать далее
@ambrella 7 января 2014
Эта книга стала для меня полным разочарованием. Темы, застрагиваемые в этом произведении настолько тонки и эмоционально богаты, что их хочется прочувствовать, осмыслить, пережить. Данное же ...Читать далее
@bookwitch Александра Павлюченко 8 апреля 2014
Выше всяких похвал. Книга оставляет глубокую рану на сердце. Конец великолепен вплоть до последней цитаты. Книга держит и недочетов в ней нет, да тяжелая, но ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт