Рецензия на книгу Двенадцать стульев от mari_a
Долго не могла добраться до «Двенадцати стульев», все откладывала момент прочтения. Да и фильм не смотрела, чтобы прийти к экранизации после знакомства с первоисточником. Книга увлекательная, легкая и смешная. Книга, затягивающая с головой. Описание атмосферы и быта 20-х годов позволяют полностью погрузиться в эпоху.
Приключения отца русской демократии и великого комбинатора заставляют с трудом сдавливать смешок и гадать, куда же забросит их жажда наживы дальше? Авантюры этой пары описываются простым, но крайне острым языком. Шуток много, но не слишком, все звучат естественно и не напряженно. Второстепенные герои, даже если они и заглянули в произведение одним глазком на несколько страничек, описаны так живо, что все ждешь их возвращения в следующем эпизоде.
И вот финал. Крах и падение. Мгновенное изменение главного героя. Откуда? Почему? За что? Разве этот слабый, безвольный, трусливый человек мог решиться на такой поступок? Эта резкая смена поведения, финальная сцена на пару страниц и все, провал, никакого раскрытия. Для меня это было настолько ошеломительно, что я немного повертела последние страницы книги, чтобы убедиться, что на этом произведение действительно закончилось.
Последние главы и образ Остапа (ох уж эта субъективность, не люблю я таких лгунов и «скользких» личностей) подпортили впечатление о произведении, поэтому рецензию оставлю нейтральной.
#БК_2017 (Книга, написанная в соавторстве)
Вы слышали про то, что припертый к стенке кот будет страшнее свободного тигра? И не просто так он Киса. Поведение в конце совершенно логично и вытекает из всего происходящего до финиша...
@neveroff, да, я прекрасно понимаю, что после продолжительного нахождения в стрессовой ситуации, после слов Остапа о 3% Киса стал в разы страшнее тигра. Он мог обозлиться на весь свет, продолжать ненавидеть Остапа, но убить…? Такой мягкий от природы, нерешительный, боязливый человек… не верится. И концовка мне показалась абсолютно скомканной и очень спешной. Намек-упоминание о сменившемся состоянии Воробьянинова - убийство - стул и ярость, смешанная с разочарованием - темнота. А что дальше?
Хо-хо!
@mari_a, насколько помню (схожу в наш литературный музей как-то снова - перепроверю) факт убийства Кисой списан с реального случая в Одессе, когда мелкий чиновник, очень добрый и ласковый человек, зарезал начальника. Как раз в газеты попало когда Ильф и Петров писали. И они взяли этот случай за образец.
Так что "не верится" - это одно, а "не может быть" - совершенно иное. Тем более я помню, что в течение книги несколько раз удивлялся, почему он не убьет Б.
Что дальше? Дальше жизнь.
Это же не история Бендера и Кисы, это зеркало страны, в которой им довелось жить.
@mari_a, в свое время я проглядел такой важный аспект романа (и дилогии в целом), как то, как воздействует Остап Бендер на свое ближайшее окружение. Практически все они признают в нем лидера, глядят ему в рот, добровольно играют при нем роль второй скрипки. Знакомство с Бендером ускоряет моральную деградацию слабовольного предводителя дворянства. Подлое убийство становится крайней, но логичной точкой его нравственного вырождения. (Авторы романа рассказывали, что судьбу Бендера решил брошенный ими жребий. Мне кажется, что результат жеребьевки вызвал у них тайный вздох облегчения.)
@don_Passoa, да, действительно, на этот аспект я не обратила внимания. Спасибо, это довольно интересно :)
@mari_a, как вы понимаете, Остап воскрес в "Золотом теленке" (и в реале, где его многочисленные клоны теперь и вовсе перешли на игру без каких бы то ни было правил, включая Уголовный Кодекс). А это значит, вас ждут встречи с Шурой Балагановым и Самюэлем Паниковским, менее удачливыми (по сравнению с клонами) учениками Бендера.