Рецензия на книгу Казус Кукоцкого от Anastasia375
«И каждый в своей клетке, непроницаемый, особый, и каждый со своей незамысловатой тайной»
За последнее время, это, наверное, одна из самых многослойных и комплексных книг, которую я прочитала. Семейная сага в стиле Улицкой с добавлением онирических сюжетов представляется сопряженным клубком судеб, жизненных парадоксов и, как ни странно, цикличностии и фундаментальности бытия.
1. В чем же Казус Кукоцкого? Здесь казус от лат. сasus – случай, дело, стечение обстоятельств. Итак, казус-дело всей жизни Павла Алексеевича Кукоцкого – борьба за легализацию абортов, «не божье дело», право человека быть полноправным властелином не только своей собственной жизни, но и жизни зарождающейся.
«Когда они расположились друг в друге, вольно и счастливо, душа в душу, рука к руке, буква к букве, оказалось, что между ними есть Третий. Женщина узнала его первой. Мужчина - мгновение спустя. - Так это был ты?- спросил он. - Я, - последовал ответ. - Боже милостивый, какой же я был идиот...- Ничего страшного, успокоил его знакомый с юности голос.»
В конце своего пути советский врач и ученый находит...Бога.
На мой взгляд, тема Божественного присутствия – абсолютный лейтмотив книги. Во-первых, она изначально заложена в самой профессии Кукоцкого и его борьбе за право на аборт (смерть одних за счет спасения других, которая тотально противоречит христианскому учению). Во-вторых, этой теме посвящена добрая треть книги в воспроизведении внеземного паломничества – почти Чистилища в стиле Данте. Эта тема отражена так же в персонажах как верующей Василисы, так и пришедшей к вере Елены. Безусловно, в поддержку «божественной темы» романа выступают неоднократные упоминания о Льве Толстом, который на позднем этапе своей жизни проповедовал христианское учение и даже строил высоконравственное религиозное общество всеобщей любви, равенства и мира.
2. Казус Кукоцкого, где казус как противоречие, несовпадение - это его парадоксальная некомпетентность как отца и главы семейства, который поставил свои профессиональные догмы превыше благополучия семьи и не смог уберечь своих женщин – Елену, Таню и Василису.
3. Динамичный персонаж или типичный Постмодернизм.
Невозможно не отметить Таню – персонаж трансформатор, которая будучи хорошей воспитанной девочкой из хорошей семьи в силу событий и быстро меняющегося времени абсолютно теряет связь с реальностью, ценностями и жизненными ориентирами. Постмодернизм потому что - «Все, ну совершенно все уже открыто... Куда ни сунешься, все уже изучено, расписано...» Постмодернизм Тани – это отрицающий общественные устои мятежный дух, жажда перемен и борьба прежде всего с самим собой.
#БК_2018 (8. Книга, которая научила вас чему-то. - Всегда помнить о Боге)
Мне кажется, Вы чуток наспойлерили