Рецензия на книгу Норвежский лес от yaroslav
Русское классическое произведение русского писателя Харуки Мураками.
После четвёртого прочтения книги японского писателя наконец созрел и решил выплеснуть пару мыслей обо всем изложенном. Проанализировав несколько источников, обнаружил некоторую закономерность: данное произведение считается ключевым в карьере литератора, с написанием которого автору пришла действительно массовая популярность. С другой же стороны, произведение настолько холодное (прямо как лёд-девять), что сказать о том, что оно явно не для всех - значит просто провести вилами по воде. Решусь сказать больше.
Подобные литературные явления создаются далеко не для широкой аудитории; обычному читателю, который, возможно, просто хочет погрузиться в мир какого-либо созданного мира для ухода от насущных проблем, книга покажется холодным душем. Тут вам и самоубийства, и лечебницы, и настолько натуральные и мизантропные рассуждения и диалоги, что кажется, будто они оживают и преследуют тебя, ибо их нельзя назвать таким инфантильным словом "цитаты" (к примеру, мысли Мидори о типичных японцах, что устраиваются в скучные фирмы и заводят себе глупеньких жён).
Более проницательные читатели, но всё ещё далёкие от истины, могут подумать, что это контрастный душ, а значит - нас ожидает счастливый конец. Но это не так, к счастью.
Глубоко убеждён, что Харуки Мураками, изредка упоминая в своих произведениях Достоевского и русскую культуру в целом (см. "Охоту на овец"), скорее сознательно, нежели бессознательно, сам сотворил нечто русское. Норвежский лес настолько меланхоличный, глубокий и беспощадный, что только глупец будет пытаться искать в нём хотя бы лучик света.
Главный герой книги будто бы сам читает людей, он постоянно молчит или поддакивает, и заблуждающиеся могут спихнуть это на слабость и мягкотелость, но Ватанабэ далеко не такой. Он лишь помогает окружающим раскрыться, проявить свою натуру. Ватанабэ - катализатор лиц и действий в произведении. Он, как и должно быть у русского человека, тянется к классической литературе, много читает и всегда несколько задумчив, так как осознает всю безысходность как всего мира, так и своей судьбы в частности. И мы начинаем это понимать с первой страницы книги, когда перед нами предстаёт мужчина среднего возраста с потухшими или поблекшими глазами, у которого будто бы вечно случаются приступы постепенно убегающего в никуда прошлого, которое изредка встряхивает его и не даёт окончательно рассыпаться.
Одним из первых примечательных эпизодов является разговор о таинственном колодце, который никто не может найти, но любой может упасть в него и пропасть. "И хорошо, если сразу умрёшь, а если сломаешь, к примеру, ногу и будешь постепенно умирать, и никто тебя не услышит", - о, браво! Великолепная мысль, передаю привет "На дне" Горького.
Ватанабэ легко общается с девушками, но его не назовёшь легкомысленным. У него, несмотря на определённые описания в книге, всё же имеются кое-какие принципы, он понимает, что должен либо выполнить обещание, либо честно отказаться от него.
Он недолго общается с университетским приятелем, которому также нравится "Великий Гетсби", однако последний на проверку оказывается довольно грешным человеком, с которым позже у Ватанабе общение так и не складывается. Также и русский человек в итоге должен руководствоваться принципом "per aspera ad astra" на протяжении всей фабулы собственной жизни. Именно это и сближает Ватанабэ с каким-нибудь юным поэтом из Питера, что читает свои стихи в каком-нибудь рок-клубе, или с глубоко зацикленным в себе студентом литературного института из Москвы, который подолгу сидит на Патриарших прудах и читает "Мастера и Маргариту".
Книга настолько "Не от мира сего", что её невольно воспринимаешь как настоящую джазовую пластинку: прекрасная музыка, но любителям Стивена Кинга, скорее всего, покажется жуткой нудятиной.
Под конец же сюжет произведения и вовсе развивается по канонам "Трёх товарищей", и перед главным героем встаёт определенный выбор, который, как некоторым может показаться, для Ватанабэ не представлял каких-либо затруднений. Но, естественно, в таком глубоком тексте нет места простоте и однозначности, только бездонная тьма - единственный путь для любого. Тоору, понимая, что Наоко не любит его ("Она меня даже не любила"), а лишь нуждается в нём (какая ирония), попробовал пожертвовать своим сердцем для неё, словно Данко, идущий во тьме и освещающий путь вперёд. Но из Норвежского леса нельзя выйти, поэтому главный герой и не справился, а Наоко ничего больше не оставалось, кроме как попасть в ничем не огороженный колодец.
Вот такой вот выбор сделал обычный русский студент Тоору.
Тоору Ватанабэ - одновременно мелкий и ничтожный человек в печальном механизме жизни, но всё же по масштабу не уступающий какому-нибудь князю Мышкину.
Но всё это не имеет никакого значения, так как, каким бы выбор ни был, он всегда будет неправильным.
Интересные у вас рецензии, поэтому не могу не задать некоторые вопросы))
Почему любителям Кинга вы раз за разом отказываете в понимании чего-то еще?))
Почему "упавшему в колодец", конкретно у Горького, лучше сразу умереть? Неужели всем, кто лишился определенного статуса полагается сразу умирать? Или обязательно гнить заживо? Есть много примеров не сломленных несчастьями людей и литературных героев в том числе.
Дальше, интересно мне через какие тернии пробираются студент на лавочке с томиком Булгакова или Ватанабэ? А к каким звездам? Чего такого ослепительного они хотят? И какие препятствия для их мечтаний?
Про каноны "Трех товарищей" мне вообще непонятно! Чем это там жертвовал Ватанабэ? Для чего? Разве Наоко цеплялась за жизнь? Или искала повод из нее уйти? Есть люди, которым для гибели и колодец не нужен, они готовы утонуть в ближайшей луже.
Амебный Ватанабэ и старающийся всех оправдать и "отмыть" Мышкин? Вы действительно заметили сходство? Я - нет))
Мне просто интерено, как вы связываете одни книги с другими) я этой связи углядеть не могу, ткните меня в какой-нибудь эпизод)))
Тоже стало интересно, за что Вы так не любите С. Кинга? Чем же он Вам так не угодил?)
Спасибо за Вашу рецензию. Мне понравилось, написано в настроении книги)