Рецензия на книгу Что делать? от o_alyona
Открыв книгу, первым делом знакомимся с оглавлением и видим типичные для любовного романа названия: «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», «Первая любовь и законный брак», «Замужество и вторая любовь» и т.д. Знакомимся с первыми страницами – интригующая завязка, опять же типичная для среднего рода литературы. Таким образом, Чернышевский пускает пыль в глаза цензорам и привлекает внимание большему количеству читателей. Потому что по сути своей это вовсе не роман, а некое пособие, поясняющее «что делать».
В мае 1855 года состоялась защита диссертации Чернышевского, разрешения коей ему пришлось ждать два года, очень уж была полна новаторства. Стоит помнить, что в то время представления об искусстве были весьма консервативными: «будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства, не существует в объективной действительности и осуществляется только искусством.» И Николай Гаврилович подверг эту сентенцию критике и вывел, что «прекрасное есть – жизнь», что создание произведения более близкого к жизни возвышает его. Важно также отметить, что по мнению автора не всё в жизни прекрасно, только те вещи, в которых «видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». А значит, истинный художник должен не только лишь описать жизнь, но и оценить её с точки зрения своих идеалов, помочь тем самым читателю её понять, научить его чему-либо. И роман «Что делать?» со столь говорящим названием и есть попытка Чернышевского воплотить свои убеждения.
Итак, первые две главы после предисловия показывают жизнь «старых» (уже ненужных, ничего не могущих дать обществу) людей, в частности – Марьи Алексевны. Грубая, мерзейшая женщина, бьющая свою кухарку и дочь, промышляющая тёмными делишками ради выгоды, готовая «продать» Веру подвернувшемуся жениху. А последний – Михаил Сторешников – оскорбляет девушку, заключая пари. И «старый» мир, населённый подобными людьми, Чернышевский весьма точно называет подвалом, из коего освобождается Вера в своём сне.
«Новых» же людей нужно было отгородить от участи образа Базарова – потому так много описываются их чувства и переживания, даже возникает трудная ситуация – любовный треугольник, из которого так ловко и благородно вывернулся Лопухов. И весьма подробно описывается появление Вериной швейной мастерской - понятное дело для читателя, а не невнятное «лягушек резать».
Для того, чтобы Вера, Лопухов, Кирсанов и им подобные (обыкновенные, порядочные люди) не выглядели столь идеальными на фоне «старого» мира, вводится ещё один персонаж, Рахметов, «особенный человек <…>, экземпляр очень редкой породы.» Николай Чернышевский подробно рассказывает, как появляется человек такого типа, как учится разумному эгоизму, привыкает контролировать свои желания – целое пособие как стать «особенным человеком».
Замечу ещё некоторые моменты в этом романе. Положительные персонажи много читают, а Рахметова на путь революционера поставил именно совет Кирсанова больше уделять внимание книгам. Также важен труд, это один из важнейших элементов жизни по Чернышевскому – проматывающие своё состояние Сторешниковы проматывают и жизнь.
Автор, вслед своим писателям-предшественникам, не винит самих людей в их злостных характерах, он обвиняет среду и принятые в ней порядки. Во внезапном похвальном монологе, где Николай Гаврилович обращается к Марье Алексевне, передана эта мысль: «вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны».
Но Чернышевский прекрасно понимал, что изменить эту среду ненасильственным способом невозможно. В романе очень много намёков на революцию, например, та французская песенка в самом начале произведения, воспевающая труд: «Мы темны, но мы не глупы и хотим света. Будем учиться – знание освободит нас; будем трудиться – труд обогатит нас…». Про неё писал Жюль Мишле: «Эта песня верно следовала поступи самой революции…».
Стал ли роман «Что делать?» достоянием именно художественной литературы? Боюсь, что не стал. Как заметил сам Чернышевский в одном из писем: «Вам известно, я надеюсь, что собственно, как писатель-стилист, – я писатель до крайности плохой. Достоинство моей литературной жизни совсем иное; оно в том, что я сильный мыслитель». И изложены мысли автора в виде романа только для того лишь, чтобы привлечь побольше публики. Так что от жанра осталась одна оболочка. Это идеологическое произведение, так как в нём рассматриваются убеждения персонажей и автора, различные взгляды, также оно является публицистическим, благодаря поднятым в нём политически-общественным вопросам.
Почему это произведение важно? Потому что это веха нашей истории, срез XIX века с его проблемами, идеями, желаниями. Не будь его и столь бурной реакции им вызванной, возможно, скачок в развитии русских отодвинулся бы ещё дальше. Важно, потому что учит, сподвигает, толкает к разумному существованию, деятельной жизни.
Конечно, Чернышевский мечтал совсем не о том «социализме», что в итоге случился, но почему бы вновь не поверить, что когда-нибудь человек научится жить?
Все эти "сны Веры Павловны" были жутким кошмаром для меня)) Я бы назвала ее самой худшей книгой, которую заставили прочитать в школе))
Замечу, что кроме всего перечисленного в романе развивается тема женской эмансипации, что так характерно для русской литературы 19 века
@humanus_infans, бедные женщины XIX века, даже я про них забыла :D