Рецензия на книгу Атлант расправил плечи. А есть А от amir

написал рецензию21 июня 2020 12:08

«Только мелкие люди кажутся совершенно нормальными»
______________________________________Умберто Эко

Боюсь мне не хватит нынешней котомки познаний, чтобы по достоинству оценить или оспорить такую трилогию как «Атлант расправил плечи». Однако и нынешних отзывов, сводящихся к простому “нудно” и “картонные персонажи” будет недостаточно, поскольку в первую очередь книга не про сюжет, а скорее про философию и идеологию, которыми автор пропитала каждую строчку своей книги, которая является художественной лишь по определению. Правда в одном месте Рэнд прокололась и обнажила истинную цель своего романа. Не заметить этого прокола невозможно, поскольку он занимает ровно 70 книжных страниц сухой философской онтологии сводящейся к восхвалению индивидуализма. И несмотря на свои антисоветские взгляды, в первую очередь книга направлена не против режима, а скорее против людей и личностей, создающих этот “неправильный” режим. И речь здесь не только о большевистской власти, но и о той прослойке интеллигенции, которая, со слов Фреда Киннана, кусала кормящую руку, но лизала руку, отвешивающую им пощёчину, а впоследствии, посадившая их на «Философский пароход» вывезший за рамки новообразующегося общества.

В свою очередь жизнь этого “новообразующегося общества” отлично показана на примере системных экспериментов завода «Двадцатый век»: от каждого по возможностям - каждому по потребностям. Только проблема в том, что со временем люди с возможностями убывают, а люди с потребностями прибавляются. Конкуренция и желание развиваться отмирает, а стукачество процветает. И чем больше рабочие понимали абсурдность системы, тем громче им приходилось кричать о своих успехах и любви к общему делу. Как итог, происходит тот самый пророческий “развал” или “распад” (кто какие книжки читал), когда бывший пролетарий завода «Двадцатый век» превращается в пьяниц и проходимцев, торгующих на базаре барахлом по дутым ценам, а с высоких трибун будут проклинать весь мир за то, что они не приняли их план, тем самым развалив его, дескать отдельно взятое благородное сообщество не может существовать посреди алчного и эгоистичного мира...

Однако актуальность книги и её новая волна популярности связана вовсе не с историей Советской эпохи, а скорее с тем, что именно сегодня все наши ресурсы и весь крупный бизнес принадлежат таким людям как Бойль, Ларкин и Джеймс, а у власти сидят такие люди как Моуч и Моррисон. Как говорил покойный Мавроди “акулой у нас назначили кильку”. А что нынче делают с Акулами? Думаю ответ на этот вопрос даже не требует разъяснений если вспомнить судьбу Ходорковского, Пшеничного, Полонского, Овчинникова, Дурова, Чичваркина и т.д. На ум приходит анекдот про русских бизнесменов, которые едут в автобусе: половина сидит, вторая половина трясётся.

Именно этим акулам и килькам и посвящена книга Рэнд, юность и отрочество которой прошла в эпоху массового увлечения идеями Ницше и его “сверхчеловеков”, которые и легли в основу книги. Поэтому я убежден, что для полноты понимания Атланта нужен Заратустра с его отрицанием коллективизма и христианской “морали рабов”. Естественно многим читателям эти “сверхчеловеки” кажутся неестественными и картонными, как раз по той простой причине, что в естественной среде такие личности встречаются крайне редко: люди, которые живут не по законам конституции или Бога, а по собственным сводам, диктуемым внутренними убеждениями мало понятным приматам и тем самым ницшеанским “канатам”. Поэтому, мне показалось, что в этой книге столь важны сцены секса, которые “приземляют” героев, делая их более человечными и похожими на “порочных” нас.

Однако ещё большей критике её подвергают за излишний и радикальный контраст: радикально вправо, радикально вленин. Радикально положительные персонажи и радикально отрицательные. Чистокровный социализм, который сталкивают с таким же чистокровным капитализмом. Дескать в природе таких лабораторно-чистых идеологий не встречается (если не считать какой-нибудь Кампучии). Но давайте не забывать, что в первую очередь это антиутопия - гротескный жанр, в котором нет места центризму. Либо оруэловский социализм в черных красках. Либо хаксливский либерализм в не менее черных тонах. В этом плане Рэнд оказалась даже шире, поскольку представила читателю оба течения в своём рафинированном виде. Даже возьмём для рассмотрения одного из антагонистов в лице Джима, который, будучи представителем высшего общества, берет в жены бедную девушку из низшего класса. Рэнд видит в этом что-то ужасное, близкое тому же социализму, где все равны. Только для неё - как коренной буржуазийки - это “неравный” брак. Однако иронична судьба самой Черрил Брукс, которая бежала от посредственности и низости бедного класса и попала в посредственность и низость класса элит. Не исключено, что при написании этого персонажа Рэнд вдохновлялась Мартином Иденом.

Но можно бесконечно ругать книгу за мэрисьюшность, картонность персонажей, графоманию, самоцитирование и т.д. и т.п., но нельзя упускать главного - что книга не об этом. Не для этого она писалась и не поэтому переживает сегодня вторую волну популярности. Рэнд создала очень интересный мир, похожий на нынешнюю крымнашу систему с коррупцией, пародией на демократию, трусливым прессингом несогласных и с национализацией ресурсов с их последующим неравным распределением. Это еще далеко не коммунизм, но при этом государство активно вмешивается в вопросы которые в состоянии решить самостоятельно рынок и бизнес, и наоборот бездействует там где нужна рука государства. При этом в вопросах производства и продаж страна руководствуется не принципами экономики, а законами политики. А в техногенных катастрофах оказывается повинен тот кто оказался ниже всех и не смог спихнуть вину на нижестоящего (уголовное дело против инженера норильского ТЭЦ-3 - яркий тому пример). И самое страшное, что пыталась показать Рэнд, что виноват в этом не кто то один или какая то определенная группа. Нет одного конкретного злодея как это обычно бывает в тиражных комиксах или кинематографе. Просто есть система, которая так сложилась и вбирает в себя подобные ей элементы, тем самым всё больше загоняя себя в угол и заставляя огрызаться на свой собственный народ, который поддерживает неверных “продажных” ораторов, и на весь остальной мир, который постоянно замышляет против него заговор.

Похожие рецензии
@dobromir Пи Кей 24 августа 2015
Большая книга о большой идее. Мне, честно говоря, понравилась именно эта, последняя книга. Наконец-то познакомится с Джоном Голдом, увидеть построенный им мир. И как же ...Читать далее
@reshadbakirov Рэшад Бакиров 24 августа 2015
Сложно оценивать книгу Атланта отдельно от цикла, т.к. первые две части я считаю очень объемным вступлением, но необходимым для погружения в атмосферу абсурда и внутреннего ...Читать далее
@id5447200 Роман Логинов 2 ноября 2015
С момента публикации данной книги в далёком 1957ом году о ней было сказано очень многое. Практически ни один список бестселлеров без неё не обходится, чего ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт