Друзья! Приглашаю вас в четырёхнедельный марафон, посвящённый исследованию малых литературных форм. Готовьтесь к интенсивной работе - предстоит познакомиться с 12 разными жанрами!
Организационные моменты:
- Старт: 23 июня 2024
- Финиш: 20 июля 2024
- Участие: свободное, нигде заранее записываться не надо
- Механика: публикуем рецензии с хештегом #малолит(лите...
«Ни одна нация не сравнится с японцами в умении маскировать платный секс за другими услугами в обход и без того уклончивых и не действующих на практике законов против проституции..»
Если бы не Ира @irina-green и ее #новый_мир_знаний (22), вряд ли бы я взялась за такую книгу. Выбрала из предложенного в теме наименее кровожадное и более любопытное для себя. Потому что это Япония. Мне казалось, что даже «фарш» в японском антураже окажется более интеллигентным и утонченным. В этом мои ожидания оправдались. Но я никак не ожидала такого погружения, таких подробностей и масштаба книги, далеко выходящей за рамки документальной криминалистики.
К своему удовольствию я очень много почерпнула из истории и обычаев Японии. Ранее мои познания ограничивались журналистско-дипломатическим романом Сакура и дуб и любимым фильмом по книге Мемуары гейши . Современные японские писатели тоже всегда завораживали и слегка ужасали, но последняя прочитанная, как будто вымышленная история 1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре. Книга 1. Апрель-июнь вдруг всколыхнулась в памяти осознанием- японские авторы ничего не выдумывают. В этой загадочной стране действительно могут происходить мистические ужасы и очень тонкие преступления.
Мистика уже хотя бы в том, что трагедия, ставшая основой сюжета, произошла ровно сегодня, 1 июля, 25 лет назад.
Экзотическая для Токио блондинка из Великобритании прилетела с подругой на «заработки». Они работали хостес в квартале красных фонарей. Особая культура «просто поболтать» с клиентом в Японии мало кому понятна, удивительна, напоминает гейш и, на первый взгляд, почти совсем безобидна.
Город был для двух британок чужд, странен и тем интересен. Как потом несколько сотен страниц описывают подробности культуры и быта японского мегаполиса, кажущаяся современность и безопасность столицы островного государства, интеллигентность и внешняя уравновешенность, расслабляют иностранцев до невообразимых пределов. Девушки в этом мире красивых огней и технологий, комфорта и благосостояния, рассчитывают только на лучшее и теряют бдительность, с которой бы они относились ко многим явлениям даже у себя дома.
Много уделено внимания японской полиции и судебной системе: милейшие полицейские отлично справляются с тем, чтобы перевести бабушку через дорогу, но не имеют опыта в настоящих ужасах и преступлениях.
А статистика мировой психиатрии меж тем не делает географических исключений – психопаты рождаются с определенной частотой в любом уголке мира. При этом внешнем благополучии, описаны вполне привычные (и чуть ли не официально признанные и постоянно действующие) для Японии секты, мафия, увеселительные кварталы с наркотиками и проститутками. Всё это имеет классовое деление и доступность для клиентов разного уровня. Порнография и та с национальным колоритом – манга у них, видите ли, «специализированные» есть.
Расследование длится годами и за это время подробнейше вскрывает разные точки зрения и нюансы происходящего, часто не законного, но спокойно функционирующего повседневного японского «быта». Даже отношение к девушкам - хостес из Европы преподносится в нескольких ракурсах. То девушки всего лишь разговаривают с клиентами и не сильно отличаются от обычных официанток. То, когда описываются детали этого своеобразного бизнеса и возможность дополнительного вытягивания денег из клиентов, чаевых, премирования в самом заведении, становится понятно, что грань с торговлей телом, а то и душой, растворяется в мутной темноте.
Преступник слишком не прост. И это тоже так по-японски. Он очень умен (приводится его IQ - 200), богат, свободен и психически травмирован. Он смешанного происхождения, частично кореец. И тут нам приводится ещё одна страшная страница японской истории: совершенно фашистское притеснение корейцев. Автор оговаривается, правда, что не все притесненные становятся маньяками. И не каждое тяжелое детство превращает человека в извращенца. Но в то же время подробно описывает все события из истории семьи маньяка, которые могли способствовать бурному и беспрепятственному развитию психопатии.
Расследование, длящееся 7 лет, и приговор тоже не однозначны. Возможно, все значение трагедии и громких судебных разбирательств как раз и состояло в привлечении внимания к тому, о чем многие по разным причинам не хотели говорить.
Шокирует и заставляет задуматься. «Развидеть» невозможно.
«Японцы настолько другие, что вряд ли нам вообще удастся их понять..»
#прогулкипоистории (июнь)
Моя большая мечта все же когда-нибудь дочитать все рассказы Дойла о Шерлоке Холмсе. Так что движемся потихоньку, благодаря #малолит (1. Рассказ)
В этот раз после длительного затишья и обилия запрещенный веществ (да-да и такое у знаменитого Шерлока было), знаменитый детектив возвращается к работе. Его просит о помощи некий господин, пожелавший остаться нераскрытым. Давняя связь с особой по имени Ирэн Адлер может разрушить его помолвку, ведь дама хранит у себя компромат. И сколько не пытались его найти – все было тщетно. Поэтому, Шерлок вместе с доктором Уотсоном обещает помочь господину уничтожить все, что может упасть тенью сомнений на его репутацию.
Сама история показалась мне довольно посредственной, а расследование немного скудновато. Особенно, если читать весь цикл по порядку, то этот рассказ выбивается на контрасте Этюд в багровых тонах и Знак четырех. Все как-то слишком быстро произошло, и многие сюжетные повороты были для меня очевидны, и не представляли какой-то типичной для таких рассказов интриги. Хотя, возможно, это какая-то тактика автора на сбавление эмоций читателя перед следующими расследованиями.
Зато меня, как и мистера Холмса, очень восхитил живой и пытливый ум Ирэн. Действительно, вот это женщина! Возможно, единственная, что смогла «переиграть» знаменитого и безупречного в своих делах детектива. Ее образ такой нетипичный и даже экстравагантный, что она сразу же приковывает внимание к своей личности. Жаль, что ей было уделено не так много «книжного» внимания, как мне бы хотелось. Я бы почитала о ней больше.
Читать цикл «Проклятые короли» я начала с пятой книги. Это не в моих правилах, я всегда читаю серии по порядку. Но теперь, добравшись до первой книги серии понимаю, откуда всё началось. Причём началось не только повествование, но и трагедия, нашедшая отражение в последующие десятилетия.
В центре повествования - Филипп IV Красивый, король Франции, который красив лицом, но с каменным сердцем. Его прозвали Железным за несгибаемую волю, хладнокровие, невозмутимость и решительность. Он правил безжалостно, жестко, но продуманно. Именно во время его правления Франция превратилась из феодального королевства в централизованное государство с абсолютной монархией
В его правлении — порядок, внешнее величие и страх. Он укрепил королевскую власть, вступил в конфликт с Папой Римским, подчинил церковь, обложил налогами подданных, разгромил орден тамплиеров. Но за этим крепким фасадом зияют трещины. Его единственная дочь королева Англии Изабелла несчастна в браке, его сыновья слабы духом, а окружение состоит из людей, жаждущих власти и наживы.
Особое место в романе занимает проклятие великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле. Его казнь на костре становится не только финальной точкой трагедии ордена, но и началом падения династии Капетингов. Слова, брошенные в лицо королю с пылающего костра, звучат как приговор: «Папа Климент! Рыцарь Гийом! Король Филипп! Призываю вас предстать перед Божьим судом в течение года!» Правда это или легенда неизвестно, но король Филипп с полна поплатился за свои действия.
Женские образы в романе сплошь несчастные и страдающие. Страдает Изабелла, незнающая любви своего мужа и живущая в тени его фаворита. Страдают невестки короля Маргарита, Жанна и Бланка, выданные замуж по расчету, ставшие жертвами своего положения и узницами своих страстей. Их любовные связи и последующее разоблачение стали роковым ударом в спину всей династии.
Роман произвёл сильное впечатление. Сюжет развивается ровно и уверенно, без провисаний и лишних отступлений. Каждая сцена продумана, диалоги интересны, а повествование держит в постоянном напряжении. Герои прописаны многогранно. Они живые, сложные, противоречивые персонажи. Ни один из них не вызывает однозначной симпатии или осуждения. Сцена с казнью тамплиеров и проклятием - центральная в произведении, именно она становится той мистической силой, которая медленно, но верно подводит героев к неизбежному концу.
Морис Дрюон содал практически идеальный исторический роман. На его страницах оживает эпоха с её интригами, жестокими нравами, борьбой за власть и разрушением былых авторитетов. Королевский двор предстаёт в нём не просто политической ареной, но ареной борьбы человеческих страстей - алчности, предательства, боли, гордости и одиночества.
Февральские #прогулкипоистории Франции
@jasa_anya, у меня был выбор между Дрюоном, Дюма и Гюго. После чтения "Отверженных" я до сих пор не отошла, поэтому Гюго отменился. А на Дрюона было столько хороших отзывов, что невозможно было от него отказаться.
@katzhol, меня вот тоже обилие хороших отзывов манит и манит
Рецензия на миф ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
Миф об Орфее и Эвридике совсем небольшой по объёму, но с глубоким смыслом. Это одна из самых известных мифологических историй о любви, смерти и надежде. В нём нет интриг олимпийских богов, великих сражений, героических подвигов. Но в нём есть чувства.
Орфей — легендарный певец и музыкант, сын речного бога Эагра и музы Калиоппы, человек, чья музыка способна тронуть даже сердца богов. После внезапной смерти своей возлюбленной он решается на невозможное — отправляется в царство мёртвых к Аиду, чтобы вернуть ту, без которой жизнь потеряла смысл.
Но что особенно бросается в глаза - в мифе, названном именами двух героев, почти полностью отсутствует одна из них. Эвридика здесь - безмолвная героиня. От неё, по сути, ничего не зависит, хотя именно она - причина всей истории. Везде Орфей: он любил, он пел, он спустился, он хотел спасти. А она просто есть. И кажется, что ей не дали даже права быть услышанной. Наверное, это единственный, но очень значимый недостаток мифа.
Но несмотря ни на что, эта история мне понравилась. Это миф о чувствах, которые сильнее смерти. О пути, который сложно пройти, не обернувшись. О вере, которой порой не хватает в самый важный момент. И о женщине, которую помнят, хоть и не слушают.
А ещё миф очень короткий. Но вполне достаточно, чтобы внутри что-то дрогнуло.
#малолит 5) миф
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.
ПЬЕСА — литературное произведение, созданное для театральной постановки, включающее:
- Диалоги (основной текст) и монологи (речь одного персонажа)
- Ремарки (указания для актёров и режиссёра)
- Список действующих лиц (часто с уточнением родственных связей или общественного положения)
При этом сама пьеса имеет поджанры:
Комедия - юмор и сатира Ревизор Николай Гоголь
Трагедия - катастрофический исход Гамлет, принц датский Уильям Шекспир
Драма - бытовой конфликт Вишневый сад Антон Павлович Чехов
Прочее - водевиль, фарс или просто эксперименты В ожидании Годо Сэмюэль Беккет
Любопытный факт:
Пьеса Мышеловка Агата Кристи была поставлена в 1952 году и без перерывов играется по сей день.
Седьмая тема марафона: СТИХ
Лаконичное поэтическое высказывание, где **форма** (ритм, звукопись) и **содержание** слиты воедино.
Распространённые форматы:
- Рифмованные, классика жанра (Марина Цветаева, Альфред Теннисон)
- Белые стихи, без рифмы, но сохраняющие размерность (Александр Блок, Томас Стернз Элиот)
- Верлибр, который отказывается не только от рифмы, но и от размерности и других "ограничений" обычного стиха (Владимир Маяковский, Иосиф Бродский)
Нужно заметить, что поэты редко себя ограничивали написанием в одном строгом стиле, так что приведённые примеры условны. Если хорошо поискать, то можно найти эксперименты или ранние произведения, которые относятся к другим форматам, тем более, что и белые стихи и верлибры отнюдь не были изобретениями последнего времени и известны примеры относящиеся к III веку д.н.э. Впечатляюще, как по мне)
Восьмая тема марафона: ОДА — Поэзия величия и пафоса
По своей сути это торжественное стихотворение, прославляющее героя, событие или идею.
Характерные черты:
- Возвышенный язык (архаизмы, восклицания)
- Риторические приёмы (обращения, повторы)
Если смотреть не историческое развитие жанра, то можно условно разделить таким образом:
античные гимны («Олимпийские оды» Пиндар , «Гимн Афродите» Сапфо )
классицизм («Ода на день восшествия Елизаветы Петровны» Михаил Ломоносов, «Фелица» Гаврила Державин)
романтизм («Ода Вольность» Александр Пушкин, «Ода: Намеки на бессмертие» Уильям Вордсворт)
ирония («Ода простой вещи» Пабло Неруда)