написал рецензию9 июля 2025 4:32
Оценка книге:
8/10

«Sacré Bleu» Кристофера Мура обладает теми же замечательными характеристиками, что и прочие его романы. Он очень смешной, хулиганский, наполненный грубостью и сквернословием, тонкий, деликатный, светлый и добрый. Как Кристоферу Муру удаётся эти несовместимые качества сочетать в одном тексте — его главная творческая тайна.

При этом, как мне кажется, «Святая синева» слабее «Агнца» и немного слабее романов из цикла про шута Кармана. Если подходить максимально критически, то, по-моему, роман подводит чуточку жирноватая концовка. Слишком глубоко Мур закопал детали развязки и во тьму веков, и в череду событий настоящего для романа времени.

Хотя на меня могло также повлиять раздражение от переводчика, чьё имя я уже устал склонять. Как можно настолько беспардонно впихивать себя в произведение? Я всё ещё читаю Мура или уже толмача? Я вижу в тексте «дамы в серобуромалиновых шелках». Чего?! Полез в оригинал. Там «black and maroon silk». Увидев «у Мура» слово «бандформирование» я ощутил, что хочу зарычать и даже укусить. Такими выходками текст просто нашпигован. Меня несколько раз посещала мысль, что лучше бы я взял оригинал, хотя предпочитаю читать «художку» в переводе профессионалов.

К счастью, полностью заслонить или заместить Мура собой у этого деятеля не получилось. И, читая «Sacré Bleu», я понял, почему книги американца имеют столь сильный эмоциональный заряд. Мур ЛЮБИТ своих персонажей. Эта любовь совершенно очевидна. Он не просто создаёт, придумывает действующих лиц, он делает это с огромной теплотой к ним. Я что-то не могу припомнить никого другого, кто настолько бы разделял своё сердце со своими персонажами. Возможно, это трудно описать словами, но это очень особенное ощущение при чтении.

Главный герой Люсьен Лессар и его близкий друг Анри де Тулуз-Лотрек вместе с остальными героями и антигероями купаются в этой любви, обретая ею мощь звучания и убедительность образа. Да что там, Кристофер Мур словами, вложенными им в уста Пьера-Огюста Ренуара, в «Sacré Bleu» определил собственное писательское кредо: «Его [Дега] танцовщицы для него — вещи. Предметы. У него к ним нет никакой любви. А ваши [Тулуз-Лотрека] танцовщицы, они — живые. Они живут на холсте, потому что вы их любите, нет?».

Роман снова продемонстрировал, как здорово Мур умеет встраивать свои вызывающие и неприличные фантазии в историю, как мы её знаем. В «Агнце» или основанных на произведениях Шекспира «Дураке» и «Венецианском аспиде» это было чуть-чуть проще. Времена те давние. А жизнь артистического общества Парижа конца XIX века изложена во множестве источников досконально, не хуже чем в полицейском протоколе. Тем не менее, четыре года подготовки, изучения литературы и личное посещение мест, где разворачиваются события, позволили писателю скроить свой сюжет так, что его углы почти не торчат из толстых справочников и биографий. Это колоссальный труд.

Но главное — это удовольствие и смех, который читатель едва ли сможет сдержать, путешествуя вместе с героями по улочкам, мастерским и борделям богемного Парижа в компании выдающихся художников, их муз и моделей и всяких прочих колоритных личностей.

Кристофер Мур, Кристофер Мур… А не припрятали ли вы где-нибудь у себя дома в принтере картридж-другой с порошком sacré bleu?

Максим (@masyama)9 июля 2025 8:33

@beshenaia, интересно, как вам покажется "Агнец"! Я был от него в восторге.

Ответить

Богииии! как хорошо написано. Пошла узнавать писателя, а там обложки и названия одни краше других))) с чего рекомендуете начать? по порядку написания? или с самого фееричного? или, наоборот, по нарастанию накала?

Ответить

Максим (@masyama)9 июля 2025 9:40

@natalya.s.alex, так как средняя планка у Мура очень высокая, то, думаю, существенной разницы нет. Если вам интересны творческие переосмысления Шекспира, то тогда "Дурак" подойдёт. А если что-то мощное и разовое - то "Агнец".
А, может быть, стоит начать с вампирской трилогии и рассказать нам, что это за фрукт, потому что я не читал оттуда ни одного романа))

Ответить
написал рецензию5 июля 2025 16:16
Оценка книге:
9/10
Вечная мерзлотаВиктор Ремизов

"Невежество и грубая сила взяли верх над человеческим достоинством, над высокими устремлениями к знаниям и свободе! Вот что произошло после революции! – слышался взволнованный голос Гринберга. – Самомнение невежества победило, Василий Степанович, такой чистый и мощный порыв к лучшему был загублен, какого, может быть, и не было в истории людей!"

Трансполярная магистраль была задумана в эпоху Сталина как очередной масштабный проект, на который выделили бессчётное количество ресурсов, денег и человеческих жизней. Цена ему – в основном труд ГУЛАГовских лагерников, для многих из которых эта стройка стала последней, а результат – на фотографии выше. Со смертью Сталина магистраль оказалась никому не нужной и постепенно строительство сошло на нет. При жизни вождя не нашлось человека, который смог бы упрекнуть строительство в тяжелейших природных условиях бессмысленным с практической точки зрения. Воля вождя – закон. И вот, сквозь призму обломков, мы, читатели, можем разглядеть поломанные судьбы совершенно разных людей, свято верующих в идеи и в вождя или ненавидевших его, и прикоснуться к тому страшному времени.

В центре сюжета два противоположных героя. Интеллигент Горчаков, обреченный до конца жизни медленно погибать в лагерях, и капитан Белов, чья судьба стала неотрывно связанной с масштабной стройкой. Быт и нравы лагерников описаны по-шаламовски безнадежно и ужасно, но даже в такой остановке в закостенелых сердцах уже наполовину людей, но наполовину животных, просыпается любовь в сердце и еле теплящаяся надежда на лучшее будущее. В своем время великий психолог Виктор Франкл, который пережил немецкие концлагеря, говорил, что человек способен привыкнуть ко всему. Этот тезис наглядно демонстрирует автор сквозь призму жизни Горчакова и его перипетий судьбы.

Удивительные судьбы женщин в этом романе! Словно декабристские жены, они, то ли от большой любви, то ли от безрассудства, готовы сделать шаг в неизвестность сибирской, бурлящей как ночной Енисей, жизни, в поиске своих мужей и любимых, заплатив за это огромную цену.

С одной стороны, удивительно, как очередной большой роман об эпохе Сталина обрел успех, с другой – совершенно понятно. То время еще не до конца осмысленно сегодня, недаром начинают появляться все новые памятники Джугашвили в разных городах. Книга, в которую вложен баснословный труд, обязывает прочитать ее, честно посвятив время и усилия на «преодоление» этой истории. Я вижу, с одной стороны, справедливое негодование многих читателей о сложности чтения этого романа, но с другой, задумайтесь, все происходившее было совсем недавно, наши дедушки и бабушки, а у кого-то, матери и отцы, жили в тех условиях, были частью той эпохи. И конечно, мы, современники, несем на себе печать тех страшных времен. Говорить о том, что многие из сидевших в лагерях находились там не по своей воле, ни за что - бессмысленно. Это реалии системы, против которой шли только наивные дураки или чрезмерно смелые люди, только смутно представляющие, с чем они могут столкнуться.

Книга построена на архивных материалах и свидетельствах людей, которые были частью стройки. Это титаническая работа длиною почти в 10 лет нашла своего читателя, будучи выпущенной в неизвестном немосковском! издательстве, со временем получившая свои заслуженные награды. Все выверено до мелочей: начиная от речи героев и заканчивая нюансами морского дела.

Лично для меня одной из самых запоминающихся и страшных сцен стала та, где одна из героинь теряет еще маленького ребенка, который провалился под лед грандиозного, неподчиняющегося человеческим законам, Енисея. Эта река живет своей жизнью, и никакой Сталин или любой другой патриарх не сможет повлиять на природу. И невозможно передать чувство горя матери после потери ребенка, но благодаря таланту писателя мы можем прикоснуться к этим чувствам, «провалиться» вместе с ней за этой утратой. Поэтому чтение забирает много душевных сил.

Наша страна в 20 веке пережила много трагедий, и, наверно, «отметиной» и культурной особенностью того времени можно назвать защитный механизм людей того времени. Едва ли у народа были другие способы пережить то ужасное время, нежели как пить. Герои безбожно пьют как только представится случай. И осуждать их за это никак нельзя. Сохранить себя в постоянных условиях унижения человеческого достоинства очень сложно, и кто-то не справлялся и погибал в бездне, а кто-то держался на плову. С окончанием войны жизнь не стала лучше, и еще вчерашние фронтовики несправедливо гнили в лагерях, порой не понимая, за что на их долю выпала такая сложная судьба. Ведь как еще этой бесчинствующей системе совладать с народом-победителем.

всего 3% репрессированных

Нельзя обвинять только одного Сталина во всех страданиях людей, ведь система была выстроена на многих мерзких уродах, и таких мы обязательно, как читатели, встретим на страницах романа. Один из них, сотрудник КГБ, терроризирует заслуженных людей, извлекая личную выгоду, ломая судьбы сотен и сотен человек. К сожалению, время пройдет, но не все и всё будет расставлено по своим местам. Кого-то система перелопатит в своих жерновах, направляя главный аргумент «жесткой руки вождя» против них самих. Но кто-то сможет избежать наказания.

Вечная мерзлота стала метафорой несвободы, которая после смерти генералиссимуса никуда не делась. Травмы такого масштаба должны расхлебывать и переживать другие поколения. Об этом написана важная книга «Неудобное прошлое: Память о государственных преступлениях в России и других странах». Все, что не пережито и не осмысленно до конца, остается с нами и ждет своего времени – повезет, и мы до этого дойдем.

"Страна, живущая в бараках и впроголодь, строила грандиозное и никому не нужное. И делала вид, что гордится этим."

Анна . (@jasa_anya)6 июля 2025 17:57

Превосходная рецензия. Книга даве ждет своего часа на полке

Ответить

Денис (@kefirtchik)6 июля 2025 23:21

@natalya.s.alex, а как станция называется?

Ответить

@kefirtchik, Воркута. и мелкие ветки ещё дальше

Ответить
написала рецензию6 июля 2025 8:16
БасниЖан де Лафонтен

"Лафонтен широкою рукой черпал содержание для своих басен...не из воображения своего, но главным образом из произведений классического мира (Эзоп, Федр), из произведений индийской и арабской мудрости (Бидпай, Локман) и незначительной частью из старинной французской литературы, носящей на себе печать привлекательного древнегалльского юмора"
Поначалу, открыв первую же басню, я подумала, что ошиблась с книгой. Я никогда не читала Лафонтена, а перед глазами вижу такую родную с детства стрекозу, которая лето красное пропела, оглянуться не успела.. и далее по тексту. Но это же Крылов, я это точно знаю. Так я, в свои без малого тридцать годиков, узнала, что Крылов басни переводил, а не писал лично. Как минимум некоторые из них. Впрочем, сам Лафонтен тоже не был первоисточником, а вдохновлялся Эзопом.
А теперь, про самих Стрекозу и Муравья
Басня, знакомая нам с малых лет. Про красивую, но ленивую стрекозу, которая в отличие от трудолюбивого муравья, оказалась к зиме без средств к выживанию. Но мне, почему-то, всегда казалось нечестным, такое поведение муравья, который просто посылает стрекозу на все четыре стороны. И как оказалось, я не одна такая - "Руссо в своем "Эмиле" осуждал эту басню, как "учащую детей жестокости"" и я с ним согласна. Стрекоза может и дурочка, которая пела и танцевала, но это ещё не значит, что она не заслужила поддержки и помощи. В нашем мире и так слишком много зла, чтобы детей учить тому, что помогать близким не нужно. Если уж и могу я стрекозу упрекнуть, так в том, что не придумала как заработать на своем творчестве.
Ведь если перевести на человеческий язык выходит грустная картина - творческие личности, неудачники полные, должны идти и работать на тяжёлых скучных работах, лишь бы не быть яркими и уникальными. А может вся красота мира в разнообразии - кто-то хорош в простой работе, а кто-то прекрасно рисует, поёт, танцует.
В общем, что я могу сказать. Мораль сей басни мне не нравится, но зато я узнала кое-что новое о баснях в целом. И то хлеб.
#малолит 3. Басня

Соня (@skantor)7 июля 2025 8:59

@katzhol, даже если он по какой-то причине ничего не создавала, это не значит не нужно помогать. Не все в мире что-то создают, и при этом все имеют право на жизнь и помощь. Я бы ещё могла понять, если бы морал была о том, что бесплатно получить ничего нельзя, но тут мораль получается - приходят с просьбой о помощи, а в ответ просто посыл по определённому направлению. По мне, ценнее быть не просто работающим, но и добрым. А справедливость это вообще понятие относительное и для каждого свое.

Ответить

Катя (@katzhol)7 июля 2025 10:42

@SKantor, доброта и сочувствие безусловно важные качества. Просто для меня эта басня не о том, чтобы отказать в помощи любой ценой, а о границах, ответственности и взаимности. Помощь хороша, когда она не становится нормой жить за счёт другого. Думаю, в этом вопросе у нас просто разные взгляды, и это нормально.

Ответить

Соня (@skantor)8 июля 2025 0:21

@katzhol, как мне кажется, у любой ситуации есть две стороны, и мы просто смотрим как раз с разных сторон. И это нормально, согласна.

Ответить
написала рецензию6 июля 2025 15:40
Оценка книге:
8/10

В какой-то серьёзной книге встретила не менее серьёзную рекомендацию этой книги. И купилась.

Кто читал в детстве Коэльо Алхимик , тот может примерно представить ощущения от этого "мирового бестселлера": побасенки на философские темы. Правильные и позитивные, но до примитивности простые.

Хотя кто сказал, что что-то грандиозное обязано быть сложным? И правда. Почему-то пришло сравнение двух проблем - финансовой и лишнего веса. Всё до безумия просто. И более чем известно. Все самые страшные секреты в обоих случаях известны всему свету. Но в обоих случаях - мало кто может достигнуть стойкого результата. То есть среднего почти не дано. Мы все либо по одну, либо по другую сторону баррикад. Как раз из-за простоты решений.

Сначала меня взяло возмущение - зачем взрослым людям подавать известные истины в виде сказочек якобы из древнего Вавилона. Но потом поняла. Это наиболее универсальный вариант подачи материала. Т.к. писать о финансах лучше в виде трафарета. Чтобы людям разного достатка и разных культур было одновременно понятно. А не про "капитал из чашки кофе" (это случайный пример): кто-то и не пьёт этот кофе на вынос каждый день, а кто-то пьёт такой, что стоит недельного оборота всей кофейни. А финансовые вопросы есть у всех. Поэтому , правда, часто читать о проблемах трат у американской молодежи (например) сложно и непонятно людям с других континентов и слоев населения.

Сказки и байки лучше входят в наше сознание и оседают как что-то базовое и основополагающее. Хотя тут вопрос с доверием. Насколько будет авторитетным такое изложение. Эта книга гораздо лучше ляжет на почву недавно прочитанной современной экономической книги или лекции продвинутого финансиста, чем просто сказка перед сном.
Она реально повторяет общеизвестные постулаты, только в более легком и даже примитивном виде. Для закрепления, так сказать.

#каникулы_2025 (1. обложка теплых оттенков)

написала рецензию7 июля 2025 21:30
Оценка книге:
9/10
ЛесСветлана Тюльбашева

Дорогие дети!
Ни за что на свете
Не ходите по лесам,
По лесам гулять...

Жёлтые обои, маленькая кухня и красный чайник на плите. Знойный, пыльный город, многоэтажки. Хочется развеяться, сбежать от жары и скукоты. Насладиться природой, хотя бы частично, хотя бы ненадолго. Вот бы взять попутчика, прыгнуть в машину и умчаться в даль, прекрасную, зелёную, сельскую, лесную. Пособирать ягоды-грибы, приобщиться к сельской жизни. Что ж, желание двух молоденьких москвичек было исполнено. Они отправились в карельские леса. И вдруг...

А давайте представим сельскую местность и маленькие деревни посреди лесов! Богатая природа, зелёные леса, озеро или речка, мостик, тишина. Идиллия, романтика. Казалось бы, всё так и есть. В подобную деревеньку переезжает одна семья. И сразу же заметно, что местные их не жалуют. В таких небольших тесных сообществах новеньких никогда не любят. А эти...ещё и держат себя будто особняком. Мальчик Гриша из этой семьи искренне не понимает, почему многие жители деревни их недолюбливают? Ведь его родственники такие близкие друг другу и всегда, всегда готовы друг друга защитить!

Что может пойти не так, когда ты живёшь в подобной затерянной в лесах сельской местности, в гармонии с природой? Что может пойти не так, когда ты отправляешься в путешествие в другой регион, но не на Луну же? И почему вообще возможно это «не так»?

А в лесах опасно, да-да-да,
Не ходите, дети, никог...
|_|_|_|_|_|_|_|_|_|

#каникулы_2025 (пункт 2. Две девушки отправились отдохнуть в Карелию)

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт