написала рецензию24 февраля 2024 22:22
Оценка книге:
7/10

Была ли для меня наполнена эта книга мексиканскими страстями? Скорее нет, чем да. Видимо главная героиня Тита все свои пылающие эмоции перенесла в рецепты и блюда, сготовленные по ним. Точнее вся буря чувств полыхала после поедания кулинарных шедевров, затрагивая всех, кто их попробовал. Последствия этих пиршеств были несколько утрированны, на мой взгляд, но именно в этом раскрывался магический реализм.

В целом же сюжет довольно часто встречающийся, в нем нет никакой магии. Есть Тита, младшая дочь семейства, которая полюбила Педро. Есть матушка Елена, управляющая своей семьей и участком под девизом беспрекословного подчинения ей, даже в крайне жестокой традиции, заключающейся в том, что младшая дочь семейства не может выйти замуж, пока не умрет мать, т.е. должна обхаживать ее до самой смерти. Есть Педро, влюбленный в Титу, который решает выразить свою любовь крайне странным поступком после того, как получил отказ от главы дома на предложение руки и сердца Тите. Именно за его решением следует череда событий, затрагивающая не только главных героев, но и других членов семьи и людей, вхожих в их круг.

По сути, роман можно прировнять к семейной саге, в которой переплетены как хорошие события, так и не очень. В нем поднимается не только тема любовного треугольника, но и семьи, семейных ценностей, традиций, взаимоотношений ее членов, противостояния, умения отстоять свое место, выбора, долга перед собой и другими.

Мне было жаль Титу, с которой мать обошлась так жестоко. Ужасное правило, лишившее девушку шансов на личное счастье. И попробуй перечить, наказание неминуемо. Кто же позаботился бы о Тите в старости, если мать прожила бы достаточно долго для того, чтобы было поздно выйти замуж, да и детородный возраст прошел бы? Жестокость проявляется даже в том, что за жениха Титы мать выдает замуж ее родную сестру Росауру. Все, что остается бедной девочке – разбитое сердце и боль. «Жаль, что в ту пору в космосе еще не были открыты черные дыры, потому что тогда она могла бы очень просто объяснить, что в ее груди черная дыра, через которую в нее и просачивался бесконечный холод.» И ужасно то, что Тите нельзя было показывать свою боль в тяжелые моменты, даже за слезинку следовало наказание. Прежде всего дела. Кажется, будто она рабыня в собственном доме.
Матушка Елена – железная леди, державшая все и всех в кулаке. Перед ее взглядом, характером и напором отступали даже солдаты. «Что и говорить, по части разбивания, разрушения, расчленения, разора, разлучения, разрезания, расстраивания, разгона Матушке Елене не было равных.» «В семье Де ла Гарса иногда прощали некоторые проступки, но неповиновение и обсуждение родительских указаний не прощалось никому и никогда.» Мне тем более непонятна такая жестокость матушки Елены по отношению к Тите, если самой довелось пройти через несостоявшуюся любовь. Или она таким образом мстила мужу и родным, навязавшим его, отыгрываясь на его дочери?

Мне кажется, что Тита в конце концов сломалась бы, если бы не встретила Джона. Но для меня он оказался персонажем из серии «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей.» Он добрый, заботливый, понимающий. Ничего из этих качеств я не увидела в Педро. В нем была только жажда обладания и чувство собственничества, не более. Тем не менее, никогда не угадаешь, что же взбредет в голову женщине. Был момент, когда в доме готовились к важному событию и автор повернула сюжет так, что я подумала, что оно связано с Титой. Развязка же оказалась для меня, как ушат холодной воды. Если честно, я разочарована такой концовкой.

Не могу сказать, что впечатлена романом, но читался он легко. Сам стиль повествования довольно необычен: каждое событие раскрывается посредством очередного рецепта. Но в целом это сочетание мне не очень зашло.

#американские_каникулы (2.Мексика)

написала рецензию24 февраля 2024 15:26
Оценка книге:
8/10

Мне нравится читать работы о Достоевском первой половины 20 века. В отличии от современных они написаны на человеческом языке, очень легко и доступно. Удивительным является только то, что в то время ещё велись споры и нужны были доказательства того, что Достоевский гений. Курс лекций Андре Жида как раз начинается с противостояния современникам. Нечто похожее было и у Отто фон Шульца. Приведу некоторые аспекты, которые он затрагивает в своих работах, некоторые тезисно. Первое о чем говорит Жид - это о противопоставлении художественных произведений Достоевского и личных писем: Федор Михайлович великий романист, но очень слабый теоретик.
Он сравнивает Достоевского с Рембрандтом. И мне очень нравится это сравнение, думаю эта лучшая визуализация сути произведений. Также очень хвалебно отзывается о Нине Гофман, первом немецком биографе Достоевского. Гофман в книге о Достоевском описывает особенности русских: простота общения (дать приют вчерашнему незнакомцу); неспособность к точном методу (не делает усилий, чтобы преодолеть беспорядок); наклонности к страданию и состраданию (недоверчивость от чувства собственных грехов). Говорит о различии понятия честь: русский предпочтет сознаться в неправоте, что приближено к Евангелию.
Жид пишет о непонимании европейским человеком смирения, которое отождествляется с пассивностью и глупостью. Достоевский же пишет: "Сильно развитая личность отдаёт всю себя всем. Самопожертвование - признак высочайшего развития личности". Как в Евангелие: "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее". Вся зарубежная литература занимается различными отношениями людей, Достоевский занимается отношением человека к самому себе или Богу.
Как писал сам Федор Михайлович в Преступлении наказании: "Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь каким-то внешним, как бы даже не с ним случившимся фактом". Большие события внешней жизни имели в биографии Достоевского меньшее значение, чем то, что дало ему Евангелие. О Достоевского автор пишет: истинное величие бывает непринуждённым, доступным. По доброте своей оно наклоняется к тем, кто ниже, и без труда принимает вновь свою естественную позу.
Всех персонажей произведений Достоевского Жид видит в плоскости смирения и гордости, при чем отмечает, что поведение женских более мужских определяется гордостью. Интеллект играет демоническую роль, самые интеллектуальные - самые опасные. Подчёркивает двойственность характеров, нередко противоречивые чувства или поведение персонажей; полигамию и отсутствие ревности. Отмечает особенность перехода от книги к книге. После Записок из мёртвого дома написано Преступление и наказание: Раскольников отправляется в Сибирь. Затем Идиот, в начале которого Мышкин находится в состоянии "христианском" схожем с состоянием Раскольникова в конце. Затем Вечный муж, об отношениях без ревности, как между Мышкиным и Рогожиным в Идиоте.
Также выделяет, что Достоевский обнаруживает три пласта, области души:
1) душевную, которая даёт возможность приблизиться к воскресению по Толстому;
2) область страстей, которые не задевают душу (Вечный муж);
3) интеллектуальную, чуждую душе (записки из подполья). Великие искушения по Достоевскому - искушения интеллектуальные, недоуменные вопросы. Кто предаётся размышлениям и фантазирует, но не действует, отравляет себя. Примеры: Раскольников-Ставрогин-Иван Карамазов-Кириллов - сверхчеловек (если Бога нет, то я Бог). При этом Раскольников верующий, не может избавиться от мысли о своей посредственности.
Человека интеллектуального Достоевский считает неспособным к действию. Действие предполагает некоторую умственную ограниченность. Под давлением ума горделивого действует другой: Свидригайлов, Пётр Степанович.
Также в этом сборнике кроме лекций о Достоевском есть некоторые эссе, в частности в одном из них Жид выделяет 10 лучших произведений французской литературы:
"Пармская обитель" Стендаль (сомневался между ней и "Красное и черное");
"Опасные связи" Лакло;
"Принцесса Клевская";
"Манон" Леско;
"Доминик" Фромантен;
"Кузина Бетта" Бальзак;
"Мадам Бовари" Флобер;
"Жерминаль" Золя;
"Британик" Расин;
"Марианна" Мариво.
Хвалит Марселя Пруста.
Также в сборнике приводится предисловие к "Арманс" Стендаля.

написала рецензию25 февраля 2024 9:29
Оценка книге:
8/10
ПленницаМарсель Пруст

«Я не очень вас стесню, — сказал я, делая вид, будто что-то ищу в Фигаро, — если пошлю вас довольно далеко?»

Первая часть «Пленницы» меня порядком утомила. Пространные рассуждения о ревности, без которой любовь Марселя к Альбертине давно бы иссякла, можно было бы сократить как минимум вдвое без потери смысла и изящества. С другой стороны меня не покидало восхищение Прустом, способного с тысячи разных сторон рассматривать одно и то же явление. Рассказчик подробнейшим образом анализирует природу своей нездоровой любви, динамику изменений чувств, разбирает причинно-следственные связи и, что интересно, отдает себе полный отчет в том, что «жизнь моя с Альбертиной, когда я не был ревнив, была для меня сплошной скукой, а для нее, когда я бывал ревнив, — сплошным мучением».

Главной интригой книги, пожалуй, становится вопрос - как долго продлятся эти созависимые отношения, и кто первый сбежит (интригой, понятно, такой себе - название следующей части цикла сводит ее на нет). Тем не менее мне было интересно понаблюдать за Альбертиной и сравнить ее поведение с действиями Одетты в схожих обстоятельствах.

Вторая часть «Пленницы» позволяет отдохнуть от чрезмерной мыслительной деятельности главного героя и переключает нас на светскую жизнь Парижа. Салон Вердюренов снова блещет изысканным музыкальным вечером, но еще больше - пошлостью и грязными склоками. На сей раз в центре распри - мой любимец де Шарлюс. Эпизоды с его участием всегда вносят в повествование некоторую живость с примесью скандала, но в этом томе получилось даже лучше: барон выступает в своем обычном амплуа,
не подозревая, что ему уже уготована нехарактерная для него незавидная роль.

В заключительной части главный герой вновь возвращается к своим рассуждениям об Альбертине, прикидывает и так и сяк, терзается подозрениями, мечтает тайно слинять в Венецию, обижает и обижается, в общем, ведет себя как ребенок.

Несмотря на то, что эта книга цикла по ощущениям уступает первым трем как минимум, ставлю высокую оценку, так как нет смысла рассматривать «Пленницу» в отрыве от предыдущих частей. Тем более отдельные пассажи просто бесподобны. Пруст очень тонко чувствует музыку и литературу, и очень точно и необыкновенно красиво при этом передает свои впечатления от услышанного и прочитанного.

Читала в переводе Франковского, и получила такое же удовольствие от текста, как от переводов Баевской.

@areliya25 февраля 2024 17:21

Ура, есть надежда на Франковского))

Ответить

@bedda25 февраля 2024 18:22

@Areliya, увы, в его переводе есть только «Пленница» (я имею в виду последние 4 книги цикла). Он умер во время блокады и не успел перевести остальные(

Ответить

@areliya26 февраля 2024 11:30

@bedda, пойду дальше плакать...

Ответить
написал рецензию25 февраля 2024 10:29
Оценка книге:
8/10

Всё-таки важно читать Лимонова в хронологическом порядке. В «Укрощении тигра в Париже» его персонажу уже 40 лет, он – узнаваемый писатель, чьи книги регулярно издаются во всём мире и имеют успех. Не Эди-бэби, и даже уже не Эдичка. Эдвард Лимонов, с ударением на последнюю «о», на французский манер. В 40 лет он уже знает цену и любви, и сексу, и окружающим его людям. Имея фиксированное реноме, знает, что такое стыд и умеет вовремя нажимать на «стоп». Он – прагматик, обладает несколько животным, но, на мой вкус, вполне здоровым цинизмом. Градус эпатажа, по сравнению с более ранними его текстами заметно снижен. Жизнь его уже не резкая, не спонтанная, а размеренная и пресыщенная. Будущее примерно осязаемо. И, кажется, что ждать от этого романа какой-то стихийной агрессии не стоит. Откуда взяться ей, если главный герой здесь – 40-летний сноб, кичащийся своим выдрессированным интеллектом? Но есть в этой книге и 24-летняя Наташа – любовь Эдварда. А вместе с ней есть темперамент, энергия и повышенная температура.

Отношения писателя с Наташей – нечто среднее между «сделать любовь и бросить на следующий день» и «прожить в браке всю оставшуюся жизнь». Она – певица кабаре, будущая рок-звезда. Читая об этом, я почему-то сразу нарисовал себе портрет известной певицы – Аманды Палмер, делающей музыку как раз в стиле панк-кабаре. Внешне, Аманда Палмер тоже выглядит дико и соответствующе ведёт себя на сцене, особенно в составе дуэта The Dresden Dolls. Чтобы понять о чём я толкую, послушайте «Necessary Evil» или «Girl Anachronism», или другие их песни. В них столько же драйва, секса и сумасшествия, сколько в союзе Лимонова с Наташей.

«Я люблю трудных женщин потому, что они дают мне самое полное ощущение жизни, какое только возможно. Для удовольствия мне нужна борьба.»

Для Лимонова Наташа стала не просто «трудной женщиной», она – дикая кошка, вулкан эмоций, способный извергнуть что угодно в самый неподходящий момент. Словно бомба без часового механизма – взрывается непредсказуемо и наносит максимальный урон. Ему так и не удалось перекроить её под себя, укротить эту тигрицу. Вместе они прошли путь соревновательной любви, состоящий из провокаций, шекспировских страстей и отвращения друг к другу.

Казалось бы, зачем состоявшемуся снобу весь этот вульгарный романтизм, наполненный бесконечными оскорблениями и склоками? Влачил бы своё бесполезное богемно-клошарское существование. Читал Жана Жене в оригинале, тягал гантели, слушая фоном Би-Би-Си, принимал солнечные ванны. Тешил своё самолюбие. Но, сдаётся мне, в 24-летней бунтарке Лимонов конечно узнал прежнего себя. Себя, вдрызг пьяного, ночующего под мостами Нью-Йорка; себя, трахающего на светских party всё, что движется; себя, личность, готовую взорвать этот постный никчёмный мирок, навсегда вписав своё имя в историю. И уж если быть первым, то быть первым и в любви тоже – владеть женщиной непременно большой, дикой и сложной.

«Писатель прыгнул на нее, как коммандос на террориста с гранатой в руке, готового взорвать самолет, и попытался ее обезвредить. Но попробуйте закрыть рот тигру, или даже более мелкому зверю, хуй-то вам удастся!»

Я люблю книги Лимонова. Пишет он восхитительно, не побоюсь этого слова – уникально. Помимо очевидной лёгкости восприятия текста, автор играючи заносит в книгу такие сложно сочетающиеся жанры как детектив, эротика и ситком. В очередном прочитанном мной художественном романе, Лимонов демонстрирует не только фирменное безумие, но и свой, вышколенный с годами, писательский талант.

#жанромания2 (2. Любовь)

написала рецензию26 февраля 2024 15:02
Оценка книге:
10/10
Дженни ГерхардтТеодор Драйзер

#БК_2024 (8. В названии книги есть женское имя.)

«Одной любви в этом мире недостаточно. Нужно ещё воспитание, богатство, умение добиваться своего и интриговать.»

Так уж получилось, что последний год я много читала на тему нарциссического расстройства личности и созависимости. Поэтому не исключаю некоторой деформации в восприятии этой книги, но очень сомневаюсь, что и автор задумывал этот роман, как «прекраснейшую историю о любви». Потому что хоть и идет довольно сильная идеализация героев, но все же их поступки и слова ясно показывают нам, что за люди перед нами.
История начинается с описания семьи, где родилась и воспитывалась Дженни. Когда я читаю современные истории про мужественных девушек, что смогли вырваться из окружающего их треша, очень часто они начинаются с того, что они выросли в очень религиозной семье. По степени разрушительного влияния, особенно на психику девочек (потому что все авраамические религии глубоко мизогинны), такие семьи не уступают семьям алкоголиков и наркоманов. Дженни никто и никогда не говорил о том, что она имеет хоть какую-то значимость. Откуда бы взяться у нее чувству самоуважения? Бедность, граничащая с нищетой – еще один мощнейший деструктивный фактор. Неудивительно, что в таких условиях ее мать с такой готовностью подложила ее под сенатора (а по-другому это расценивать невозможно). Дженни в силу наивности еще могла не понимать до конца, куда клонит сенатор, сажая ее на колени и наглаживая руки, но взрослая женщина уж конечно все прекрасно понимала. Но она, по крайней мере, не осуждала Дженни и всегда ее поддерживала и помогала, сама будучи такой же жертвой. Особенно меня тошнило от поведения брата и отца – тут уж патриархат во всей своей красе – с какой готовностью они осудили жертву Дженни, вместо благодарности увидевшей лишь брань, либо презрительное снисхождение – что взять с этой дурочки? Отец лишь на смертном одре все осознал, а остальная семейка с удовольствием воспользовавшись чужим ресурсом, даже не поддерживала общение с Дженни в последующие годы. Тут есть и вина самой Дженни, потому что переключившись с жертвованием собой ради семьи, она начала отдавать себя новому кровопийце, что не замедлил появиться в ее жизни.
Лестер, как определил его сам автор, «хороший человек, ему дано все, кроме, может быть, дара любви». Довольно странное, на мой взгляд, определение «хорошести» человека. Раз за разом автор описывает его как умного, целеустремленного человека, но поступки героя слишком противоречат этому описанию. Я увидела человека, родившегося с золотой ложкой во рту, настолько избалованного привилегиями, что возомнившего себя свободным от условностей и моральных принципов. Он увидел красоту Дженни и возжелал ее, как трехлетка хочет любую новую яркую игрушку. Потом он оценил удобство и приятность этой новой вещи – именно поэтому я заговорила о нарциссах в начале – Лестер всегда оценивает людей как вещи и ресурс для себя. Точно так же он потом и женится, сожалея лишь о том, что не смог сохранить привычный комфорт и получить деньги. Что же до описания его, как человека честолюбивого, что не может жить обычной жизнью, то опять же поступки героя это опровергают. Что делает он, получив деньги? Сначала, да, он становится директором пароходов, заводов и прочее, но быстро наигравшись этой новой игрушкой, теряет интерес и начинает жить совершенно праздной жизнью, полной излишеств. Перед смертью он якобы осознает, что жил как-то неправильно, но как показывает опыт, такие люди, дай им второй шанс, живут ровно точно так же и преспокойно используют других, пока им это нужно.
Что же наша Дженни? Каков итог ее истории? Она не может не вызывать сочувствие и даже восхищение, потому что единственная жила достойно, не изменяя себе и своим представлениям о добре и зле. Она не только спасла свою семью от нищеты, но и вырастила потом двух сирот. Таких людей обычно в лучшем случае жалеют и не считают великими, в отличие от всяких Лестеров (автор так и пишет периодически, что в нем было какое-то величие). Не имея никакой поддержки с детства и до старости, она не озлобилась. Но как же жаль потенциала таких людей! С ее любовью к людям, она могла бы стать хорошим врачом или отличным педагогом. И сколько их таких Дженни сожрали и сжирают заживо даже сейчас!
Итог – книгу несомненно стоит прочесть. Они интересна и как социальный роман о своем времени, и как важный урок для современных девушек. Мы тоже живем при капитализме.

«Добродетель - это великодушие, с радостью готовое служить всем и каждому, но общество не слишком дорожит этим качеством. Оцените себя дёшево - вами станут пренебрегать, станут топтать вас ногами. Цените себя высоко, хотя бы и не по заслугам, - и вас будут уважать. Общество в целом на редкость плохо разбирается в людях. Единственный его критерий - "что скажут другие". Единственное его мерило - чувство самосохранения.»

Воспитывать уважение к себе, даже если не повезло получить это в своей семье, нужно всю жизнь. Ни деньги, ни предполагаемое спасение других не должны влиять на важные, а тем более судьбоносные решения. Всегда нужно выбирать в первую очередь себя, и только от избытка давать что-то другим. Нужно осознавать, что ваш героизм и благородство никто не оценит. Если осознали в себе паттерны созависимости (узнали в себе Дженни? считаете эту историю историей про великую любовь?), то нужно их отработать и изменять. Можно не заметив самой, потратить свою жизнь на других, а в конце как Дженни обнаружить себя на обочине жизни, с горечью смотрящей на веселую толпу, спешащую по своим делам.

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт