Одна суббота, которая должна была пройти в обычной беззаботной неге, начинается для нейрохирурга Генри Пероуна с катастрофического события, которое как будто бы задает тон всему дню. Почти свершившаяся на глазах Генри трагедия материализуется в этот день его личным кошмаром. По причудливой иронии в эту субботу в Лондоне проходит массовая демонстрация против войны в Ираке, и шествие пацифистов становится невольной причиной насилия, не сопоставимого по масштабам с войной, но весьма ощутимого для подвергшихся ему.
Роман Макьюэна интересен тем, что спустя годы, из будущего, можно отследить, чьи прогнозы относительно Ирака оказались верными. Я бы очень порадовалась, если бы сегодня «Суббота» выглядела всего лишь книгой-отпечатком конкретного исторического момента, фотографическим снимком точки на временной шкале, давно утратившем актуальность. К сожалению, и сейчас «Суббота» продолжает навевать отчетливые параллели с настоящим, в котором мы все живем.
Помимо глобальных тем, книга полна вечных экзистенциальных вопросов, над которыми рано или поздно начинает задумываться каждый. Стареющие родители, взрослеющие дети, болезни и смерть, апокалиптические мысли - тревога может накрыть подверженного ей человека по любому поводу. Генри Пероуна спасает работа. Именно предельная концентрация и осознание огромной ответственности заставляет врача по-настоящему находиться в «здесь и сейчас» и не думать ни о чем другом. Я раньше не рассматривала эту мысль именно в таком ключе, хотя и понимала, что увлеченная работа освобождает от тревог, а ведь Макьюэн абсолютно прав. То, что обычно предлагается достигать с помощью медитаций, само собой получается при выполнении работы, требующей напряжения любого вида. Развивая мысль, герой Макьюэна рассуждает на тему определяющей всю жизнь человека генетики, от физического и психического здоровья до особенностей характера и личностных качеств, что сводит на нет утопические идеи равных для всех возможностей. Максима «подними свой зад и добейся успеха» неприменима к бессчетному количеству людей просто в силу того, что они родились с такой комбинацией генов, которая никогда не позволит им этого сделать. Можно много спорить на этот счет, но я, пожалуй, соглашусь с автором. Если бы все было так просто, мир бы уже давно превратился в рай, населенный преуспевающими феноменами.
Хороший роман по содержанию, но не самый впечатляющий по исполнению. Если бы главным героем был не врач, то я бы, наверное, бросила эту книгу на полпути. Все вроде бы в ней на месте, но ужасно не хватает динамики, повествование излишне тягучее, и оттого теряется эмоциональный накал. Медицинские темы в любом случае меня увлекают, поэтому дочитала до конца и не жалею, потому что ближе к финишу роман дарит множество поводов для качественной рефлексии.
Уж очень медленно я преодолеваю эту гору – серию про Эраста Фандорина. Меня постоянно что - то отвлекает – то собственная лень, то игры, которые предлагает сайт (к играм претензии нет – все очень интересные и содержательные). Но усилием воли, побеждающей лень, я доползла до предпоследней книги Б. Акунина «Планета вода». Книга очень своеобразная, этакий сборник несовместимого, который вызвал у меня различные ассоциации. Состоит книга из трех совершенно разных романов и отношение у меня к ним тоже совершенно разное.
«Планета Вода» сразу припомнил мне Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой», но если от «сказочника» Ж. Верна этот сюжет воспринимался вполне нормально для девятнадцатого века, то Акунин как - то насмешил меня сюжетом. Меня не покидало чувство, что автор просто не знал, в какую же еще среду поместить своего героя и решил построить для него подводный город, нет, целое подводное мини – государство. Итак, Эраст Петрович изрядно подустав от всех преступлений мира, решил отдохнуть. Но, как известно, отдых –есть смена деятельности. Как всегда, будучи впереди планеты всей, Эраст Петрович мастерит с помощью гениального ученого –механика подводную субмарину и начинает поиски потонувшего галеона с золотом. Но отдых прерван инспектором Скотленд – Ярда. Довольно неохотно покинув место своего отдыха, Фандорин перипетиями судьбы оказывается втянут в очередное расследование, которое происходит ни много, ни мало – под водой, в подводном царстве –государстве. И правит им то ли гений, то ли сумасшедший, то ли маньяк, то ли миротворец, а для пущей важности – потомок аж самого Наполеона. (здесь автор очень ловко напоминает читателю про первую книгу «Фандорианы»). Очень же легко при этом свалить все на предка – мания власти, жажда владеть миром, гениальность правления, ну, типо, гены во всем виноваты. Но красивая картинка подводного мира, так сочно расписанная автором, меня как – то не впечатлила, все это очень уж фантастично, феерично и сказочно. Расследование особо не увлекло, а герои вообще показались картонными –и сам Наполеон, и чахоточная девочка, которая липнет то к одному, то к другому, никак не может определиться с кем же ей остаться, только Маса по - прежнему хитер, ловок и смел. Финал вообще не понятен, ощущение, что автор просто не знал, как закончить роман.
Общее впечатление от всей книги для меня спас второй роман сборника – «Парус одинокий». Вообще –это название утёса в Заволжской губернии, но у меня сложилось впечатление, что под парусом одиноким автор подразумевает самого Эраста Петровича, который часто влюблялся, но любил в своей жизни очень редко, так вот и остался в душе парусом одиноким. О страшной, жестокой гибели своей прошлой любви Ангелины Фандорин узнает из раздела уголовной хроники в российской газете. Воспоминания обжигают Фандорина, он не понимает, кому могла помешать игуменья монастыря. Вся его сытая, барская жизнь становится для Фандорина невыносимой, он буквально срывается с места и едет в Российскую глушь расследовать это жуткое преступление. Сюжет увлекает, мне, как плохому детективу, до последнего было не понятно, кто же «убивца», роман написан более правдиво и естественно, герои, даже не главные, сочные и интересные. Вообще, роман вызвал какое –то грустное, щемящее чувство о жадности человеческой, гнусности и мелочности, когда в человеке нет ничего святого, человеческого, а жажда денег превыше всего.
Третий опус в книге моему обсуждению просто не подлежит. Я не поняла – что это? Рассказ, зарисовка, сюжетик, попытка, прерванная на полуслове? Пусть Это останется на совести автора.
Только второй роман и «воспоминания о былом» Фандорине позволяют мне не ставить отрицательный вариант оценки. Впереди ждет последняя книга……..
#БК_2025 (3. Книга, которую вы начали, но так и не дочитали.)
Узнаваемая манера письма писателя сыграла, как мне показалось, и в плюс, и в минус этому роману. С одной стороны, обстоятельное, несколько старомодное письмо наделило его поразительной кинематографичностью нуарного жанра. Каждая сцена буквально рисовалась в воображении, непременно в черно-белом цвете: роковая красотка с лицом Хеди Ламарр, и главный герой в образе писателя Ремарка в шляпе. (У меня вообще стиль Молины прочно ассоциируется с «Триумфальной аркой»). С другой стороны, сложно себе представить шпионский триллер, написанный, скажем, Марселем Прустом. Необходимая шпионскому роману динамика буквально увязала в тексте, и оттого создавалось ощущение замедленного действия или даже стоп-кадра, как если бы герои этой книги в требующие молниеносных решений мгновения замирали в экзистенциальных раздумьях и созерцании момента.
Сам сюжет довольно интересен, и главному герою Дарману, бывшему участнику антифранкистского сопротивления, действительно придется впадать в рефлексию, обдумывая полученное им задание и свою в нем роль. Вернувшись в Мадрид через много лет, Дарман оказывается наедине с воспоминаниями и ощущением дежавю: прошлое как будто бы никуда не исчезало, а заново повторяет себя в практически идентичных событиях. Даже люди, которые давно превратились в призраки, словно материализовались с тем, чтобы заставить Дармана пережить заново все, что он усилием воли постарался изгнать из памяти.
Не могу сказать, что «Бельтенеброс» - потрясающий шедевр, Ночь времен мне понравилась намного больше. Но в целом неплохая книга для любителей историй про всяческого рода тайных агентов. По двум прочитанным книгам и одной заброшенной могу сложить уже, наверное, кое-какое представление об авторе. Мне нравится, как он пишет, но его стилю больше подходят глубокие серьезные темы. Уход в любовные драмы делает его похожим на Ремарка, и для меня это скорее минус - здесь я не имею в виду схожую атмосферу, мне просто уже не очень интересны трагедии с участием фатальных женщин и внешне невозмутимых мужчин. Но если кому как раз хочется Ремарка, то Молина вас однозначно порадует.
Салман Рушди обладает потрясающим мастерством создавать неповторимую атмосферу в своих романах. «Флорентийская чародейка» в этом смысле изумительна. Нескольких строк было достаточно, чтобы сходу очаровать меня, заставить позабыть обо всем на свете и унести на пару дней в жаркую восточную сказку. Казалось, будто бы слова, повелеваемые автором, кружатся и поют подобно наложницам падишаха, увлекая за собой в пленительном танце.
«Колдовство совсем не обязательно осуществляется посредством таинственных снадобий, известных настоек или магических побрякушек. С помощью хорошо подвешенного языка можно добиться не меньшего эффекта».
Когда-то эту истину уже подтвердила Шахерезада, да и у самого Салмана Рушди создавать магию при помощи слов получается лучше некуда. Роль Шахерезады в этом романе писатель поручает загадочному чужеземцу, представшему перед Великим Моголом Акбаром в его дворце с необычной миссией. Рассказанная им история о красавице Кара-Кёз занимает воображение императора и накладывается на его прогрессивное для XVI века, и все-таки довольно противоречивое мировоззрение.
Салман Рушди очень органично смешивает реальные исторические факты с вымышленными, создавая с одной стороны ощущение исторической достоверности, а с другой - намеренно наделяя людей той далекой эпохи мыслями, более подходящими современному человеку. Нельзя знать наверняка, что на самом деле думал Акбар Великий во времена расцвета Империи Моголов, но почему бы не пофантазировать? Акбар выступает у Рушди в роли сомневающегося и думающего человека, который размышляет над возможностью создания универсальной религии, объединяющей всех людей в его государстве.
«Человек, желающий быть в согласии с самим собою, должен научиться жить в мире с другими». Идеи терпимости и гуманизма занимают Акбара, хотя временами нрав и привычки монарха, наделенного абсолютной властью, заявляют о себе. В итоге у Рушди получается вполне правдоподобный, не всегда последовательный правитель - «философствующий и плачущий убийца», эгоцентрик, пионер гуманистической мысли в своем роде, который понимает, что в существующих условиях его желания явно недостаточно, чтобы изменить мир. Не хватит также и его практических усилий. Акбар понимает, что все введенные им преобразования умрут вместе с ним, а после все скатится к привычной неограниченной жестокости.
Салман Рушди создал увлекательную историю, которая связывает между собой Восток и Запад, вовлекает множество исторических лиц и вымышленных героев, перемещает читателя из Империи Великих Моголов во Флоренцию и обратно. Повествуя о предках Акбара, его современниках, живущих в разных частях света, о простых и не очень простых смертных, писатель по большому счету ведет разговор не столько о политике, народах, государствах и государях, сколько о человеческой натуре, примерно одинаковой везде, несмотря на времена, внешние и культурные различия. «Проклятие рода человеческого не в том, что все люди разные, а в том, что все они похожи друг на друга».
#прогулкипоистории (июнь)
Все хожу вокруг этого писателя в предвкушении, не зная с чего начать))
@natalya.s.alex, Чародейка - это лайтовый Рушди по философской части, но супер-атмосферный. Если вот хочешь настоящего Рушди - то надо заходить с тяжелой артиллерии: Дети полуночи и Клоун Шалимар (для меня - лучший его роман). Мавр тоже хорош, с Детьми полуночи перекликается.
Начинай по порядку написания)
«Вот оно какое, наше лето». Давайте поговорим о лете и каникулах!
Чтобы принять участие во флешмобе:
1. Найдите и прочитайте 3 книги. Одна книга на один пункт, которые указаны ниже.
2. Напишите рецензию и укажите в ней хэштег #каникулы_2025 (в скобках номер пункта).
3. Рецензии, участвующие во флешмобе "Ура, каникулы!" должны быть написаны не раньше 13 ию...
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.