#прогулкипоистории (апрель)
Грязно и опасно
Именно так, можно охарактеризовать эту самую жизнь, в 19 веке, во время правления королевы Виктории, в Великобритании. Ничего романтичного, возвышенного и нежного, как рисуют нам некоторые современные фильмы, все довольно грубо, убого, опасно и очень грязно, на самом деле.
Автор большую часть книги, посвятила описанию жизни либо среднестатистического англичанина, либо человека откровенно нищего, и практически все произведение отображает жизнь людей в столице страны, Лондоне. Отчасти, это связано с тем, что именно в этот город стремились все жители Туманного Альбиона. Считалось, что там можно быстрее найти работу, а еще можно начать жизнь с чистого листа, в прямом смысле, ведь достаточно было назваться иным именем и выдумать себе новую биографию, чтобы скажем скрыться от кредиторов, противной жены, либо от преследования закона. Связь между провинциями и столицей была плохо налажена, а отсутствие общих баз данных по криминалу, давало этим элементам особую свободу.
Но, если преступник или уставший муж, еще и мог затеряться в городе, но вот поиск работы, на самом деле было делом сложным, так как была большая конкуренция и работодатель всегда отдавал предпочтение молодым, здоровым и холостым работникам.
Возле Лондона было полно фабрик и заводов, это и правда верно, но там была большая текучка кадров. Труд был изнурительным, зарплата мизерной, плюс некоторые работы были просто опасны - например, работа с фосфором или свинцом велась без средств защиты, от их действия. Автор приводит в книге пример, где молодая девушка умерла через шесть месяцев, после того, как отправилась на завод работать с фосфором.
Собственно, люди быстро умирали еще из-за того, что питались в городе скудно. Да, если у вас были деньги, то все было нормально, даже в дорогом Лондоне, вы могли найти парное молоко и свежие фрукты с овощами, а вот бедные люди ели очень плохую пищу, нечто либо гнилое, либо разбавленное. Пониженный иммунитет, который рушился даже при простой простуде, полностью уничтожался при столкновении с токсичными веществами.
Отдельной темой, в книге, идут работные дома, где люди вынужденные за 170 граммов хлеба, в сутки, выполнять просто огромные нормативы по труду. Для справки, в Блокаду Ленинграда, люди получали в сутки 125 грамм хлеба.
Автор довольно подробно описывает и прогресс в этом веке, а также ханжество высшего общества и деградацию нищих людей. Согласитесь, что довольно странно, с одной стороны видеть, как в гостиных богатых домов, закрывают ножки у стульев, чтобы не шокировать их наготой дам и в тоже время, в стране процветает детская проституция.
В целом, книга была очень интересной, и я узнала для себя новые факты, о том отрезке времени.
" Я уж думал, что настал мой последний час, и решил исповедоваться перед Господом Богом в своих грехах. По счастью, их оказалось так много, что я не успел перебрать и половины, как показалась земля. Остальные я приберёг для обратного пути"
Историческая литература всегда представлялась мне достаточно занудной вещью, сложной для понимания без предварительной подготовки и хотя бы минимального знания происходящих в описанную пору событий. Согласитесь, чтобы читать про королей, войны, революции, борьбу за престол и введение новых законов, желательно иметь минимальное представление об обществе и о том, как одно принятое решение влияет на жизнь страны и дальнейшие события. Однако Дрюону великолепно удалось погрузить в атмосферу Франции и выстроить повествование увлекательно. На протяжении всего чтения с от силы лишь пару раз обращалась к Википедии, чтобы уточнить парочку фактов
" - Мессир, вы говорите, как безбожник!
- Я говорю, ваше высочество, как верный слуга престола"
Первая книга охватывает период с завершения процесса над тамплиерами. Мы узнаем мотивы каждого человека, так или иначе вовлеченного в это дело, и понимаем, что всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Дрюон постарался над всеми героями без исключения, сделал их многослойными, не лишенными мирских желаний о собственной выгоде, которые они пытаются примирить внутри себя со службой короне. За их альянсами и склоками интересно следить! В каждом конфликте автор ставит тебя перед тяжелым выбором, на чью сторону встать, потому что у каждой стороны мотивы лишены норм морали и справедливости (точнее подчиняются своей извращенной логике).
"Молодости свойственно быстро обретать вновь не только свои силы, но и свои иллюзии. Преодоленная опасность лишь укрепляет ее веру в себя, толкает на поиски новых приключений"
Дрюон проделал колоссальную работу с архивами и поведал нам историю своей страны такой, какой она была на самом деле - без прикрас и без попыток обелить те страницы, которые написаны кровью. Книга не лишена жестокости и не выставляет правителей образцом добродетели. Именно такие произведения лучше откладываются на подкорке и стремятся уберечь новое поколение от ошибок прошлого.
Определенно буду знакомиться с творчеством автора дальше. На данный момент, это лучшее открытие 2025 года
#прогулкипоистории (февраль)
#выполняю_обещание (6. Начать и закончить игру «Прогулки в историю»)
@katzhol, Надо будет посмотреть, спасибо)
я так часто вижу рецензии на Дрюона, что кажется, что это судьба уже начать его читать)
Добро пожаловать в игру!)
@jasa_anya, я ровно по этому же принципу начала читать и не пожалела)
Сначала замечание по переводу. В названии книги и в ряде эпизодов имеется игра слов. Главный герой и его сестра — Ben Trotter и Lois Trotter. Остроумные, но безжалостные школьные товарищи переиначивают их как Bent Rotter и Lowest Rotter, что буквально означает Чокнутая Скотина и Наиполнейшая Скотина. Передать эту игру слов — непростая задача, и переводчик с ней справился, но не скажу, что очень изящно, потому что для этого ему пришлось изменить фамилию героев и использовать слово, ради которого, я уверен, 99 процентов читателей полезли в словарь. «Ракалия» — устаревшее, бранное существительное, применявшееся как к мужчинам, так и к женщинам, со значением «негодяй», «мерзавец», «подлец».
Так вот, с моей точки зрения, «Клуб ракалий» получился, блестящим, великолепным произведением. В кои-то веки приведённые на обложке маркетинговые отзывы говорят чистую правду. Я действительно полюбил этот роман, он действительно заставляет смеяться и плакать, а также несомненно является достоверным изображением исторического периода в жизни Великобритании, с теплотой донесённым до читателя Джонатаном Коу, потому что в то время автор сам был молод и полон надежд.
Центральные фигуры «Клуба...» являются школьниками одной из привилегированных школ в Бирмингеме и их родителями. Ребята переживают трудности взросления и поисков себя, влюбляются, достигают успехов и терпят неудачи, попадают в трудные и комические ситуации. Их родители путаются в себе и друг в друге, совершают свойственные взрослым ошибки и хотят как лучше. Несмотря на то, что в книге много уморительных эпизодов, поданных Коу так, что невозможно удержаться от смеха вслух, в целом тональность романа, мне кажется, минорная. Наверное потому, что написан он в той точке будущего, из которой видны невзгоды, которые ожидают впереди этих ребят. Произведение завершается сорокастраничным внутренним монологом главного героя, размышляющим, как остановить прекрасное мгновение жизни, когда он любит и любим. Никак его не остановить, можно только постараться прожить его всей душой и сохранить в памяти. «У тебя будет с ней долгая, счастливая жизнь», - говорит Бену персонаж, за весь «Клуб...» не сделавший ни единого сбывшегося предсказания.
Одна из сильных сторон Джонатана Коу — это умение прописывать цельный и убедительный портрет времени. Так было в странноватых «Карликах смерти», так было в «Доме сна», но именно «Клуб ракалий» даёт самую лучшую возможность ощутить живое дыхание эпохи. «Клуб ракалий» фокусируется на профсоюзной борьбе периода пред-Тэтчеризма. В ней профсоюзы, поколоченные полицейскими дубинками, шокированные и деморализованные, сдают позиции. Их роль, как эффективных защитников рабочих и служащих, постепенно начинает сходить на нет, а поджатые губы «Железной леди» готовятся всосать немало рабочей крови, особенно на севере Англии.
Впрочем подростков, в отличие от их родителей, больше интересует музыка. Замысловатые 15-минутные рок-сюиты и опусы закрывают за собой дверь. И эту дверь пинком вышибает, врываясь на сцену, потный и бешеный панк. В книге есть потрясающий эпизод, где младший братишка Бена Троттера, которому уж точно прозвище Роттер подошло бы лучше, мчась на велосипеде, во всё горло распевает первую строчку песни «Секс пистолз» «Анархия в СК». Повторяя только её, потому что дальше не помнит, и дальше — пофиг.
Кроме того, «Клуб ракалий» поднимает тему расизма и национальной нетерпимости в срединной Англии 70-х. Важное значение для сюжета книги имеют взрывы в Бирмингемских пабах в 1974, организованные то ли ИРА, то ли не ИРА. Для героев книги не так уж важно, кто именно это сделал. Во взрыве погибла любовь, и были уничтожены её нежные ростки, сулившие надежду на счастье в будущем. В противовес Коу показывает и обратную сторону медали, ближе к финалу романа дав страстный монолог валлийца, произносящего, обращённую к ни к чему не причастному юному герою, речь, обвиняющую лично его во всех кровавых и грабительских преступлениях англосаксов, совершённых ими в отношении валлийцев, ирландцев и шотландцев за несколько веков.
«Клуб ракалий» был создан как завершённое произведение, но вскоре Коу написал своеобразные «20 лет спустя», а спустя полтора десятилетия добавил ещё «15 лет спустя». С некоторым страхом я включил продолжение в свой список чтения. Как легко разрушить хрупкое очарование. Надеюсь британский автор этого не сделал.
Подводя итог, предположу, что «Клуб ракалий» станет для меня одним из главных открытий года.
#прогулкипоистории (4. Апрель - история Англии)
@jasa_anya, в моём списке чтения до продолжения "Ракалий..." ещё 18 строк. То есть, если всё пойдёт в рутинном режиме, то в августе или сентябре.
@masyama, а не бывает такого, что хочется прям сразу цикл от и до прочитать, чтоб не потерять сюжет, героев? а то я бывает растягиваю на несколько лет, а потом забываю, что было в первых частях. Сейчас цель вообще не начинать новые циклы, пока текущие не добью.
@jasa_anya, Анна, за годы, когда я снова начал читать и присоединился к Ридли, я прочитал почти подряд только три романа цикла "Поступь хаоса" Патрика Несса. И то, только потому, что не смог поверить, что в конце первой части Несс по-настоящему убил говорящего пса - самого трогательного и яркого персонажа первого романа. Потребовалось убедиться.
Семь романов про капитана Алатристе читал без пары недель два года.
У меня неплохая память на тексты. Да что там, откинем ложную скромность) У меня превосходная память на тексты))) Во всяком случае, была... Поэтому полностью книги я не забываю. Какие-то детали, конечно, уходят, но ключевые моменты и каркас событий в памяти задерживаются.
Все слышали о короле Артуре и рыцарях круглого стола, вот только сведения эти обычно довольно разрозненные. Великий король, меч в камне, круглый стол, поиск грааля, предательство Ланселота - примерно таков был мой изначальный скоуп. Где-то ещё Мерлин, Ланселот и Моргана пробегали. Чтобы расширить и упорядочить имеющиеся сведения я решила обратиться к переложению легенд в авторстве Сигрид Унсет.
Начнём с того, что нет единого канона о короле Артуре. Нет даже уверенности в том, что король Артур существовал. Возможно был какой-то прообраз и возможно его звали Артуром, а возможно и нет. Скорее всего для удобства разрозненные легенды собрали воедино и приписали одному персонажу. А если в образ великого короля происходящие события не очень ложилось, например с любовными похождениями, или слишком уж явно приписывались другому герою, то он тут же становился соратником, рыцарем круглого стола. Понятно, что при таком подходе неизбежно случались разночтения и несостыковки, которые разные авторы потом пытались устранить в своих трудах. Наиболее известны в этом плане Томас Мэлори со своей работой Смерть Артура и Альфред Теннисон с In Memoriam. А эта книга является очередной переработкой на ту же тему, чуть более современной и, естественно, с опорой на предыдущие труды, в основном на Томаса Мэлори, если верить самой писательнице.
Чем хороша эта работа, помимо удобочитаемости? Например, сохранением эпического стиля, который выражается и в многократных повторениях, и в некоторой сказочности происходящего, и даже в несколько устаревшей манере повествования, которой свойственна строгая последовательность действий. Такой стиль помогает погрузиться в эпоху древности, что для данной истории немаловажно.
Также, внутренняя история здесь связана логичнее, хотя и не совершенно, а потому лучше представляется вся цепочка легенд вокруг короля Артура. При этом надо понимать, что мы имеем дело с выбранными писательницей версиями. Например, что Эскалибур и меч в камне - это один и тот же меч. То есть охватываются хотя и множество легенд, но не все, так как все охватить попросту невозможно, ведь они противоречат друг другу.
Однако основной массив всё-таки охвачен, а значит можно получить представление, а кто же все эти люди и чем они знамениты. Например, чем занимались рыцари Круглого стола? Как выясняется, в основном пировали и сражались на турнирах ради забавы. Иногда спасали прекрасную даму или попавшего в беду рыцаря. Совсем уж редко помогали Артуру в его завоеваниях, в основном в самом начале. При этом иногда вели себя далеко не пристойно и порой шли вразрез с благородными принципами братства.
Интересно, что Мерлин появляется только в начале повествования, всегда думала, что он намного более внушительная фигура в этом эпосе. А тут только в начале помог Артуру занять престол, женил и на этом закончил свою бурную деятельность, причем довольно бесславно.
Любопытно и то, как христианство переработало легенды, присваивая их себе. Так все рыцари стали добрыми христианами, участвовали в крестовых походах, знали душеспасительность покаяния и чудодейство крестного знамени, а основной их задачей становится поиск Святого грааля.
По итогу, считаю книгу отличным подспорьем для знакомство с историей о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Хотя если вы и так в теме, то вряд ли этот труд будет сильно интересен.
#прогулкипоистории (Март)
Чуть не пропустила твой март и его Артура, но нашла и с интересом прочитала твою рецензию
Я понимаю, почему у этой книги такие низкие оценки. От автора «Волхва» и «Коллекционера» ожидаешь, наверное, немножко другого. Поэтому сама по себе «Куколка» может показаться чем-то странным и маловпечатляющим. Но если воспринимать этот роман в контексте всего творчества Джона Фаулза, то отношение к нему меняется.
На мой скромный взгляд, «Куколка» просто прекрасна. Чувствуется, что создавал ее зрелый уже автор, который может себе позволить работать с материалом, который по-настоящему интересен ему самому. Который вправе писать себе в удовольствие и где-то пошалить, не особо считаясь с читательскими вкусами. Несмотря на то, что роман не совсем обычен по форме, Фаулз-писатель ощущается в нем, пожалуй, как нигде. В этой причудливой фантазии отражается весь писательский опыт автора, все его излюбленные темы и приемы.
В «Куколке» Фаулз вновь демонстрирует особую литературную чувствительность, которая позволяет ему точно воспроизводить историческую атмосферу через язык персонажей, их мысли, идеологию и обычаи описываемой эпохи. Но не только. В художественное повествование вплетены страницы хроники лондонского ежемесячника «Джентльменз мэгэзин», и за этими малоэмоциональными сообщениями жизнь англичан первой половины XVIII века раскрывается во всем своем будничном ужасе и красе.
В основу сюжета положена запутанная история некоего джентельмена, который в компании спутников отправляется под вымышленным именем в путешествие и таинственно исчезает. Исчезновение господина Бартоломью сопряжено по времени с обнаружением трупа самоубийцы, и расследование этих событий вытаскивает на свет божий серию странных и необъяснимых явлений, толкование которых по итогу оставляет больше вопросов, чем ответов. Великий мистификатор Фаулз в своем романе размывает границы между видимым и реальным, истинным и ложным и, как обычно, предлагает читателю самому выбирать из любых возможных вариантов.
Если не воспринимать этот роман как детектив, то претензий к развязке и роману в целом будет гораздо меньше. Философская и психологическая составляющая «Куколки» на высоте. Более того, у атеиста Фаулза получилось неожиданно религиозное произведение. Хотя, если подумать, никакого противоречия в этом нет. Религия в чистом виде есть не что иное как гуманистическая идея, и эта идея абсолютно органична мировоззрению гуманиста Фаулза.
#прогулкипоистории (апрель)
Ого! оценка 9 при средней 5,2. Я не читала автора вообще и сейчас думаю, что начинать лучше как раз не с Коллекционера
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.
Мне почему то вспомнилась книга Парфюмер. История одного убийцы - хотя там Франция, но описания схожи - грязь, нищета, болезни, воровство и разительный контраст сословий
@jasa_anya, видимо близко к истине все к реальности, в книге.