«Алтарь Победы» Валерия Брюсова – великолепный образец приключенческого исторического романа, насыщенного элементами символизма – литературного направления, неизменно занимавшего в творчестве писателя ведущие роли.
Брюсов отправляет своего читателя на задворки Древнего мира, в конец IV века н.э. – эпоху, когда Римская империя находилась на пороге раскола на западную и восточную, а люди уже давно разделились на упрямых староверов – тех, кто свято чтит Юпитера и языческих богов, и тех, кто без остатка отдал всего себя учению Христа. Это эпоха правления Флавия Грациана – предвестник нашествия варваров и окончательного раскола Римской империи.
Книга издана в 1912 году, в период, когда Российская империя точно так же, как некогда Римская, переживала не лучшие времена – стояла на пороге своего падения. Брюсов, как истинный приверженец символизма, описывает Древний Рим так, словно это Петербург начала XX века – в городе процветают декадентство и разврат, бандитизм и соглядатайство, ежедневно растёт инфляция, что влечёт за собой нищету и озлобленность населения. Непопулярные у сената и, в первую очередь, у народа, решения императора лишь множат обиду и злость. Выше личных связей в городе ценятся только деньги – «у тебя есть деньги и этого одного достаточно чтобы стать мудрым как Цицерон». Рим входит в век великой лёгкости и праздности. В воздухе уже витают перемены, просто не каждому позволено их ощутить – в кулуарах и на тайных квартирах плетутся интриги, готовятся заговоры, оттачиваются кинжалы, несущие угнетателям смерть.
Разве не очевидна здесь аллюзия на Россию начала прошлого века? Крайнее недовольство народа Николаем II, расцвет террора, извечное несогласие императора и государственной думы, сопровождаемое неоднократными роспусками последней. Заговоры и политические убийства, интриги и шпионские игры. И, конечно, та возмутимая беспечность и слабость царя, который, в глазах своего народа был несостоятельной и послушной марионеткой, ведомой кем-то со стороны: Матильдой Кшесинской, Григорием Распутиным, или третьими лицами – та слабость, которая, как известно, не довела Николая до добра. Такой литературный приём – лишнее напоминание тому, что история циклична, и всякая эпоха имеет свой конец.
Символом истинной власти и силы в «Алтаре Победы» избрана религия. Основной сюжет романа выстроен на противостоянии двух вер – язычества и христианства. Это не банальное противостояние мнимого добра и мнимого зла – религиозный раскол встречается в книге повсеместно, выливаясь, например, в ежедневные религиозные распри внутри семьи главного героя. Держа руку на пульсе времени, Брюсов не упускает возможности упрекнуть христианство на страницах своей книги. Так, к примеру, завсегдатай гость в доме семьи главного героя – отец Никодим, предстаёт перед читателем более почитателем вина, нежели веры в Христа, а кроме того – сплетником и развратником. Язычеству от Брюсова достаётся не меньше, оно так же дискредитируется поступками его приверженцев – клятвопреступничеством и предательством на пути к высшей власти.
Кажется, что главный герой романа – Децим Юний Норбан слишком юн для того водоворота событий, в который ему пришлось с головой окунуться сразу по прибытии в Рим. Его несформированное мировоззрение и инфантильные метания из стороны в сторону выдают в нём то ядовитое малодушие и пораженчество, коему ныне подвержен каждый житель империи. Нет больше славных римлян, воспитанных в духе силы и бесстрашия перед смертью. Настал век христиан – век прощения и аскезы. Юний отнюдь не живёт идеями захвата власти, не готов вести двойную игру в подпольной организации, которая выносит приговор императору Грациану и на тайных собраниях делит шкуру неубитого медведя. Он не умеет лицемерить, клеветать, вставлять вчерашним союзникам в колёса палки. Он слишком чист, а оттого слишком слаб. Но роковой женщине – зачинщице заговора Гесперии, которая знает цену своей красоте и цену власти, достаточно поманить его своей напомаженной белой рукой направо – он пойдёт вправо, налево – он пойдет влево. Словно верный раб. Cherchez la femme – вчерашний мальчик готовится стать мужчиной. Или ему так только кажется.
Очень достоверно получилось у Брюсова передать то состояние душевного опьянения юноши: от любви к роковой красотке, от членства в подпольном движении, в которое его приняли по чистой случайности, от участия в массовых оргиях, которые, подобно хлыстовцам, устраивают свидетели пришествия Антихриста, от череды судьбоносных приключений, и даже от банального переезда провинциала в столицу – главный город мира. Такое опьянение подобно эффекту, произведённому опиумом. Говорят, Брюсов при жизни был заядлым морфинистом, и, быть может он, описывая состояние эйфории, лучше других понимал о чём он пишет. И, более того – возможно та инфантильность, присущая Юнию, который продолжал искать и сомневаться, находясь прямо в эпицентре исторических событий – это проекция терзаний самого автора. В интернете мне попалась желчная (как всегда) цитата Ивана Бунина о Брюсове и его политических перебежках:
«Все левеет, «почти уже форменный большевик». Не удивительно. В 1904 году превозносил самодержавие, требовал (совсем Тютчев!) немедленного взятия Константинополя. В 1905 появился с «Кинжалом» в «Борьбе» Горького. С начала войны с немцами стал ура-патриотом. Теперь большевик»
Впрочем, быть может всё мною вышенаписанное притянуто за уши.
Как мне показалось, в финале «Алтаря Победы» Юний, после всего, что ему довелось пережить, сумел прийти к здоровому гностицизму – повзрослеть. И в этом главный посыл романа – найти и понять себя можно только пройдя свой собственный путь, извлекая ценнейшие уроки жизни из тех ошибок, от совершения которых не застрахован никто.
#прогулкипоистории (январь)
#выполняю_обещание (22)
Хорошая книга. Только читать ее лучше, будучи в возрасте героев, лет до 20-ти максимум. Мне в мои 40 было уже немножко скучно. Сюжет, когда смертельно больной человек решает в оставшееся время пожить на всю катушку: переделать много интересных дел, накопить впечатлений и т.п., не нов, мягко говоря. Героиня данного романа Сакура – девушка молодая, активная, общительная, но все ее предсмертные желания почему-то оказывается связанными с желудком: поесть жареного мяса, сладостей, лапши. Причем поесть в таком количестве, что уместней слово «обожраться». Она возит с собой гору лекарств, но тут же напивается. И все это без каких-либо последствий для организма, в котором практически отказала поджелудочная. Так бывает? Боюсь, что нет. И для такой героини можно было и поинтересней приключения придумать.
А теперь о том, что мне понравилось. Очень впечатлила развязка. Неожиданно, жестоко, но честно. Человек предполагает, а кто-то там наверху располагает. И сразу вспоминается не милосердный Христос, а суровый и безжалостный Бог Ветхого завета. Никто не застрахован ни от чего. Если тебе досталось от этой жизни раз, то может достаться и два, и три. А кому-то ни разу. Никакой справедливости в распределении ударов судьбы нет.
Мой тренированный детективами мозг подозревал, что маньяк в романе упоминается не зря. Но привязать его к истории, я так и не смогла. Не может же кто-то из подростков оказаться убийцей, а больше ничего и не придумывалось. В некоторой степени у автора получилось меня обмануть, такое случается редко, и это дополнительный плюс произведению.
Еще в романе замечательно, просто и доступно, показано, что все люди разные, иногда очень странные, но каждый ценен и интересен по-своему. Даже если кто-то кажется тебе полной твоей противоположностью, не нужно бояться. Можно подходить, знакомится, общаться, открываться чему-то новому и учиться. Вот такого рода книги могут аккуратно и ненавязчиво объяснить и научить уважению и принятию других людей, людей отличных от тебя самого.
Еще я очень благодарна автору за то, что чувства героев друг к другу так и остались невысказанными. Эта недосказанность не дала роману превратиться в стандартную подростковую мелодрамку. Еще бы финальной истории с Кеко не было. Но это я уже слишком много захотела.
#БК_2025 ( Книга с необычным названием.)
@katzhol, нет, тот, кто эту книгу называл очень хитрый и продуманный. Такое название пугает, но оно же вызывает и интерес. И при этом оно во многом отражает смысл произведения, т.е. это не какая-то вычурная обманка для привлечения читателя.
"Хочу съесть твою поджелудочную" (с) Ганнибал Лектер🤭
Аниме одноименное смотрела, понравилось)
Когда же ещё читать про Гренландию, как ни зимой, которой она стала новым политическим поводом международных новостей. Шучу. Так совпало. И я этому очень рада! К тому же, кажется, я открыла для себя нового классного автора.
Так залипнуть на нелюбимый жанр - это говорит о качестве романа и таланте писателя.
Хотя триллерская сторона книги меня захватила тоже не слабо. Но ещё больше порадовала познавательная составляющая: про ледники, Гренландию, плавание в северных водах, внутреннее устройство игорного и судоходного бизнеса.
Признаюсь, что вряд ли я объективна к книге, т.к. главная героиня описывает Север так, что возвращает к воспоминаниям моих заполярных лет. И хоть я не являюсь представителем коренных народов Севера, но много слышала в детстве об интернатских детях аборигенов, которых буквально ломали в цивилизации, причиняя добро гигиеной и образованием, тогда как их родители продолжали активно спиваться в тундре. Видимо, несмотря на разницу в тысячи километров, проблемы местного населения на Севере идентичны в разных странах.
Психологизма в книге тоже хоть отбавляй. Смилла- странноватая одиночка интересного происхождения не могла вести стандартный образ жизни. Слишком велика энергия обоих родителей и той определяющей судьбу Родины, которой её лишили в детстве, плюс хорошее образование, чутьё и живучесть. Один из героев-злодеев говорит про неё - "Даже если тебе оторвать руки и ноги, ты всё равно найдешь способ лягаться".
Конечно, были у меня вопросы к научной составляющей: к выдуманным паразитам и не совсем правдоподобному устройству лаборатории в ледяном острове. Но таким же образом, наверное, нашёл узкоспециализированные нестыковки моряк или наркоторговец (это то, чему в книге тоже уделено немало времени и деталей). Спишем это на фантастическую долю сюжета.
Любовная линия понравилась. Без лишней сладости. Четко и по делу. В меру откровенно и с сюрпризами открытий, как и положено у двух взрослых людей.
А вообще, как кто-то подметил ранее - книга больше рассчитана именно на эмоциональное восприятие. Она вся состоит из эмоций. Наверное, поэтому может не понравится настоящим любителям триллеров и детективов. Тут больше об отношениях и о страстях в самых, на первый взгляд, нестрастных областях (в науке, деньгах, Родине, природе).
Отношение к животным и окружающему миру напомнили книги Айтматова. Он также писал про мир и политику из соображений сохранения и уважения всякой жизни на Земле, кому бы она не принадлежала в видовом и географическом отношении.
Поэтому и завораживает образ главной героини. Городская девица не смогла бы так слиться со снегом и чувствовать жизнь и природные явления. Не смогла бы выживать в таких передрягах.
Неожиданно сильно. Неожиданно глубоко, естественно, умно и завораживающе.
"С людьми, у которых есть внутренние резервы, всегда происходят настоящие события. Это похоже на случайности. Но они возникают из необходимости"
Пс- раньше возраста героини (37 лет) читать не рекомендую. Медитативное чтение и эмоциональное. Смотрю, многие не увидели всех граней романа, а пронеслись по верхам. А он при этом прямо-таки Айсберг!
#БК_2025 (1. Книга, действие которой происходит зимой)
Похоже, надо создавать полку "прочитать, когда мне 40" :)
Заинтересовали, спасибо
@dasbut, параллельно надо иметь полку "в здравом уме не перечитывать. оставить воспоминанием юности"
@natalya.s.alex, @dasbut, а заодно ещё создать полку "прочитать, когда меня накроет склероз / маразм / альцгеймер"
#выполняю_обещание (25. Прочесть книгу автора, которого я ранее не читала.)
Не всем преданиям стоит верить!
Довольно интересный, псевдоготический роман, где старые предания использовались в алчных целях.
Сюжет начинается с того, что в конце 1880-ых годов, молодой ученый-фольклорист, Андрей Белорецкий, путешествует по удаленным уголкам Белоруссии, так он оказывается в Болотных Ялинах, и из-за непогоды укрывается в замке Яновских.
Там он узнает, что в замке проживает единственная представительница этого рода, юная Надея Яновская, девица восемнадцати лет, симпатичная, но явно чем-то сильно напуганная. Вскоре он узнает, что девушка боится призраков, которых полно в ее замке, например там есть Малый Человек и Голубая Женщина. Надея уверена, что нечисть хочет свети ее в могилу, погубить, как и ее отца. И всё это происходит, согласно семейной легенде, следуя ее содержанию, в 17 веке, предок Яновских предал и убил короля Стаха, а тот, умирая, проклял его род до двенадцатого колена. Надея оказывается этим последним, двенадцатым коленом.
Андрей понимает, что кто-то просто прикрывается старыми байками, ведь призраки не оставляют после себя физических следов. Он решает спасти девушку и выйти на след негодяев, которые, скорее всего, просто убили ее отца, притворившись призраками.
Роман довольно колоритный, некая атмосфера готичности в нем прекрасно передается, хотя злодеев я быстро для себя обозначила, но в целом книга читалась легко и к тому же, помимо нормально прописанных приключений, там еще есть и хорошая любовная, сюжетная нить. Прочесть стоит.
Ничего не предвещало знакомства с творчеством Алисы Чернышовой, пока не возникло желание окунуться в новую ридлянскую игру, и, после долгих поисков книги на нижеуказанную тему, я решила взять чуть ли не первую попавшуюся с понравившимся названием и описанием. И что в итоге? Я не прогадала!
Относительно недавно я начала внимательнее смотреть на фэнтези российских авторов, хотя раньше принципиально проходила мимо, думая, что ничего хорошего они написать не могут. Каюсь, это было огромным заблуждением. С тех пор я для себя открыла не мало интереснейших книг. И эту я заслуженно отправляю к любимым! Фэнтези + юмор + любовь - это просто идеальное комбо, а в руках талантливого автора результат может принести много удовольствия читателю.
Итак, события развиваются в МУЗе - магическом университете. Главная героиня - Марджана - преподаватель примитивной магии, является фомором-полукровкой.
Странности начинаются с самого начала, ведь буквально за несколько дней до Нового года у женщины под елкой появляется подарок, да не абы какой, а самый настоящий мужчина, но от него удается довольно быстро избавиться. И все бы ничего, но через какое-то время он появляется снова, сам не понимая как, а в дальнейшем еще окажется, что именно он в составе студентов по обмену будет учиться в том числе у Маржаны. Ох и сколько же всего произойдет из-за этой делегации))
Мне нравятся тут персонажи, они яркие и запоминающиеся:
Бозия отвратительнейшая женщина. Даже если неправа все равно будет идти напролом. Хоть и пытается помочь дочери, но по сути считает ее абсолютной бездарностью и не хочет даже и слушать о ее истинных способностях. Она по сути сама "вырыла себе могилу".
Ворат как преподаватель отличный, как человек неоднозначный, но к концу книги начал вызывать у меня уважение.
Дин, Или и Рой - весьма интересная троица. Очень нравились моменты когда они подкалывали друг друга. А вообще каждый из них довольно любопытен. Они готовы пойти на многое ради друг друга.
В Марджану я влюбилась с первых страниц. Очень рассудительная женщина, мне нравится как она решает проблемы и как справляется с эмоциями и стрессом, и как она меняется когда находится со своим другом Алом, по совместительству ректором МУЗа. Этот постоянный подстеб друг друга, особенно в подарках на Новый год. Я рада, что для нее так заканчивается история, хотя я бы не хотела, чтобы она вообще заканчивалась.
Хочется отдельно отметить юмор. Он отлично разбавляет напряженные моменты, заставляя улыбаться, и отлично вписан в сюжет. Чего стоят новогодние подарки драконам. А Боня, это чудо какое-то, а не кот, особенно когда всплывает одна тайна.
Для меня книга получилась отличной, не хотелось отрываться от чтения. Не могу хоть малюсенького минуса найти. Получила большое удовольствие и веселое настроение. Интересно теперь и другие книги серии прочесть.
#ярило (1. В сюжете Новый Год)
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.
У вас такая глубокая рецензия! Детальный разбор и сравнение Рима (опять Рим в нашей игре) и России - я в восторге. Мне почему - то больше даже интересна часть сравнении / аллюзии двух стран и эпох, чем Древний Рим сам по себе.
Потрясающая рецензия! Словно лекцию прослушала по истории, очень интересный подход автора к проблеме цикличности истории.
@Bookworm1984, @jasa_anya
Благодарю) Сравнения прям напрашиваются при чтении, учитывая, что Брюсов был одним из столпов символизма в России. Впрочем, некоторые критики - современники Брюсова, утверждают, что на момент написания "Алтаря" он уже успел разочароваться в идеях символизма и написал просто хороший исторический роман, без лишних намёков) Но мне иначе показалось)