#непутевые_заметки (6.Странствия)
#прогулкипоистории (Январь)
Все мы любим поесть. Разумеется, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Одни готовы поглощать определённое блюдо практически ежедневно, другим, напротив, подавай разнообразия и каких-нибудь изысков. Чего уж тут скрывать: едим мы каждый день и совсем не по разу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что пища давно стала не только неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и оставила существенный след в истории и культурных традициях. Поэтому мне показалась просто замечательной идея взглянуть вглубь веков и познакомиться с древними цивилизациями именно со стороны того, что и как они ели.
И, как мне кажется, эта книга превосходно справилась со своей ролью. Ведь она послужила не столько путеводителем в мир еды и древностей, сколько самым настоящим проводником и попутчиком, причём не лишённым самоиронии и весьма ненавязчивого чувства юмора.
Итак, книга ведёт за собой читателя по главным культурным и историческим центрам древнего мира. Египет, Месопотамия, Крит, Греция, Спарта, Италия… Даже ненадолго заскакивает к скифам и сарматам, обозревая их родные и такие прекрасные степи. И, естественно рассказывает не столько об истории (хотя несколько любопытных исторических фактов прилагаются), сколько о привычной для того времени еде.
На первый взгляд может показаться, что эта тема не очень обширна и довольно скучна. Ну, еда и еда. Чего в ней сильно могло измениться? Но на самом деле не всё так просто. Ведь продукты, подаваемые к столу, скажем, в Древнем Египте, свидетельствовали не только о вкусовых предпочтениях египтян, но и об их торговых и экономических связях, развитии мореплавания, земледелия, скотоводства, медицины, науки, в конце концов.
Взять для примера хоть хлеб. Из чего его только не пекли! А пиво и вино? Это же напитки, на которые переходили чуть ли не сразу после материнского молока. Кстати, о традиционном детском питании здесь тоже написано много интересного, да такого, что просто диву даёшься, что хоть кто-то дожил до взрослого возраста.
Словом, было интересно и познавательно. И я совсем не прочь взглянуть на историю ещё с какой-нибудь необычной стороны.
После прочтения этого шедевра, я специально посмотрела свои записи с 2020 года и убедилась, что эта книга первая, которая заслужила один бал из десяти за пять лет. Конечно, я ставила 2/10 – ведь люди, гордо именуемые себя писателями, старались, пытались написать что – то интересное. Но тут… тут нечто невообразимое. Как можно взять вроде как интересную тему и написать такую какашку…У этого «шедевра» два минуса, два огромных минуса и больше ничего.
Первый минус — это невероятное тщеславие и высокомерие автора. Уважаемый (нет) Адриан Гилл в небольшом предисловии говорит, что он журналист и это, дескать, чуть ли не самая важная, интересная профессия. Так и хочется сказать: «дак занимайся журналистикой, не трогай культуру писательства!». Чего только стоит его фраза «Вообще – то мне полагалось быть в Голливуде – освещать вручение Оскара». Чувствуйте пафос этой фразы? И таких моментов очень много, но, увы, я стала записывать их очень поздно, надеясь, что они кончатся. Кроме того, у этого человека невообразимый талант осуждать и поливать го..ом практически все. Всех больше меня задело его осуждение Японии и ее менталитета. Конечно, я не историк и не географ, но у меня после прочтения Настоящие мемуары гейши (да и просто информации в общедоступных источника) сложилось мнение, что Япония, да и другие страны Востока, обладают утонченностью и духовностью. Я не претендую на то, что мое мнение правильное, но Гилл буквально осуждал, поносил весь менталитет другой стороны. Как по мне, если ты пишешь книгу, то будь добр пиши не свое личное мнение, а книгу о путешествиях, о плюсах и минусах путешествия, интересные места, культуру и менталитет.
Второй минус более удручающий. У меня сложилось мнение что автор озабоченный и все его путешествия нужно были для такого своеобразного секс марафона. Первые две части чтива – юг и восток - были лишены этой похабщины. Признаю, Юг был даже немного интересен историей про Африку, сонную болезнь и лечение. Хотя и там автор выразил свое бесценное мнение, осуждая и анализирую методы и направленность фармацевтических компаний. Про Восток и его Японией мы уже поговорили. Однако во второй половине книги – Запад и Север – пошло нечто, что я процитирую ниже, хотя и читать и цитировать такое должно быть запрещено законом.
- «А еще, боюсь, мы вынуждены будем выбросить сцены, где китаянка сует во вла…ще косяк, затягивает и говорит…». Это, кстати, автор рассказывает, как его, такого крутого, пригласили писать сценарий для порно и Гилл оторвался на всю свою больную фантазию. Кстати, в этой же главе высокомерие автора проявляются вновь. Цитирую: «Но хотя все, с кем я говорил, рвутся посмотреть мой фильм и узнать каждую скабрезную подробность». И да, это про шедевр порнофильма.
Возвращаемся к секс-туру:
- «Кубинские девушки – это «Феррари» среди проституток, шлюхи категории «Формулы -1», подлинные энтузиастки своего дела.
- «Хуже всего у меня попа, вы не находите? Нет, пощупайте. Ничего, если я сяду к вам на коленки? У меня есть парень, но он не любит, когда я развлекаюсь.» А это восхитительная цитата про ирландских женщин.
- «Но в Рейкьявике только одна достопримечательность, которую никак нельзя пропустить – Музей пенисов, тактично спрятанной в переулке.» Сразу становится понятно, какие музеи посещает наш «альфа самец» и какие достопримечательности его интересуют.
- «Но если бы я был мисс мира, то я, наверное, залег бы в постели на целый год и игрался бы со своими титьками.» Ага, мисс мира! Может быть, мистер извращенец?
И прошу заметить, что я сама далеко не ханжа!
Кстати, я испытываю любовь к лошадям. Конный спорт, походы на лошадях с палатками – что может быть интереснее? Но и тут автор смог мне поднасрать. Цитирую: «Правда с лошадьми у меня проблема: я их не люблю. Мало того, я питаю к ним глубочайшее отвращение, если только их не поедают с жаренным картофелем». Да с мозгами у тебя проблемы, а не с лошадьми! На обложке сия шедевра написано «Возьми в отпуск». Совет: если не хотите испортить себе отпуск, не берите это в руки. Да и не в отпуске тоже. А лучше вообще сожгите это, когда будете делать шашлыки. Прекрасное топливо для костра.
#непутевые_заметки 6. (Странствия)
Фу, какая гадость! Аж почитать захотелось... )))
@Bookworm1984, давно такое г мне не попадалось!
@beshenaia , не рекомендую)
@jasa_anya, мне недавно один знакомый сказал, что большинство технологий развились благодаря порно. Так что, не удивлюсь, если для автора это реально казалось крутым, так писать.. психов много, во всех не разберешься
Неожиданно плохо. Столько шума вокруг автора и его произведений, а всё какие-то нескладушки.
Вспомнился фильм «Доживем до понедельника», где примером бездушного творения было сложение нот в музыку, написанную «машиной». Получилось вроде бы мелодично и правильно, но никак. Не трогает и переслушать не хочется, не воспринимается душой. Так и тут. Ещё и нелепо, и выбешивало местами.
Странный гротеск и привлечение внимания деталями, как будто человека, составляющего правильные тексты, заставили написать книгу, которая бы вызвала эмоциональный отклик у читателя. Но это как глянцевые картинки, созданные ИИ, слишком заметно и поэтому ненатурально, по-дурацки выходит.
Главный герой странен и неправдоподобен изначально. Популярность и богатство простого русского гитариста на уровне маэстро Гергиева. Ну, это за гранью. Кто хоть чуть в теме, сразу закатит глаза. Почему выбрана гитара? В больших залах… с оркестром… потом с фортепиано. Стрём какой-то.
Отношения с женщинами вытекают из самолюбования собой «великого» музыканта: пресмыкающаяся жена и странные связи с женщинами облегченного поведения. Ну, ок. Среднего и тем более высокого, видимо, не дано для поддержания имиджа.
Украинских персонажей и все «этнические» эпизоды не комментирую. Но получилось тоже странно и не очень органично.
Тема смерти и фатальных диагнозов – ещё одна неудавшаяся линия. Нарочито и мыльно. Сериально и дёшево. Только диалог с пожилым мужчиной в Берлине более или менее похож на человеческий разговор и настоящие мысли.
Текст писатель пытался построить оригинально сразу за счет двух приемов – главы, написанные от первого и третьего лица, в прошлом и настоящем. И отсутствие деления текста знаками препинания и диалоговыми обозначениями. Не осилил последнее совершенно. А про метания во времени – книгу это не спасло.
Единственные проблески душевности и правды жизни проскакивали в небольших автобиографических страницах. Но их такое мизерное количество, что это даже не смешно.
Выводы по Водолазкину мною сделаны окончательные. В ближайшие годы тратить время на него не буду. Слишком много хороших книг и авторов ещё ждут своего часа.
#выполняю_обещание (20. Прочесть что-то у Водолазкина, кроме Лавра и сделать наконец-то выводы)
#непутевые_заметки (4. В названии книги есть город)
в смысле "отсутствие деления текста знаками препинания" ? это что за кошмар для меня)))
@jasa_anya, он кусками пытается таким образом интересничать. Но выходит странно и неумно. Вот шедевры из непрерывного текста делал Жозе Сарамаго . там атмосфера получалась особая! а тут всё недо- . Много разных приемов и всё в кучу. Плохо.
ну вот Сарамаго мне было тяжко читать как раз из за отсутствия запятых, прямой речи.
хотя в Благоволительницы тоже нет прямой речи как таковой, но вполне нормально, но хотя бы пунктуация в порядке))
Я захотел узнать о жизни норвежской писательницы Сигрид Унсет, потому что в юности и молодости она была очень красива и потому что пару лет назад я был очарован одним из её романов. Чтение биографии, написанной норвежской же журналисткой Сигрун Слапгард, оказалось трудным упражнением по осознанному отделению творческого продукта от его создателя. Я не уверен, что успешно справился с ним. Да, наследие Унсет заслуживает самых высоких оценок и занимает значимое место не только в норвежской культуре, но и европейской и даже мировой. Но сама она, как личность, даже в осторожной интерпретации биографа, показалась мне отталкивающей.
Возможно, это даже является успехом биографии.
Главная мысль, что я вынес из рассказа о знаменитой норвежке, заключается в том, что без принесения в жертву кое-каких человеческих качеств добиться успеха бывает нельзя. Особенно, если ты делаешь первый ход не в самой выгодной позиции. Унсет было нелегко начать писательскую карьеру. Ранняя смерть отца, вкупе с сухим и жёстким характером матери, и необходимость с юности зарабатывать деньги, не то что выковали у Сигрид твёрдый характер, а перековали его до состояния чёрствости.
Писательскому труду это, правда, помогало. Унсет была невероятно работоспособна, хотя и любила пожаловаться на то, как её всё достало. Но некоторые её решения, будучи по своему характеру совершенно житейскими, ни в малейшей мере не учитывали интересы других. Автор биографии подробно останавливается на манере взаимоотношений Унсет с прочими людьми, в том числе с членами её семьи, и эта манера, не сказать, чтобы красила её.
Очень много страниц биографии посвящены приходу Сигрид Унсет к католичеству. Эта тема занимает в книге не меньше пространства, чем заняло в жизни героини. Кроме того, норвежка очень-очень любила полемику и даже склоки. Биография рассказывает о многочисленных случаях, когда Унсет преднамеренно драконила ту или иную социальную группу. Больше всего удовольствия ей доставляли атаки на феминисток и лютеран (Лютеранство было официальной религией в Норвегии). В многочисленных статьях, докладах и публичных выступлениях она обожала натыкать в оппонентов палкой, а потом со смехом наблюдать, как они заходятся в лае.
Биография честно рассказывает и о, по сути, экстремистской и людоедской позиции Унсет во время войны. Она позволяла себе требовать уничтожения немцев, как народа, включая женщин и детей до последнего младенца, а также полной и окончательной ликвидации немецкой государственности, она с ненавистью отзывалась о немецкой культуре, считая её ничтожной от начала времён и заслуживающей отмены. Напомню, в СССР никогда не позволяли таких высказываний в адрес всего народа, а великую немецкую культуру не исключали из учебных программ, несмотря на то, что милые цивилизованные европейцы, ведомые фашистами, уничтожали до 20 000 советских людей в день, доведя это число до 20 миллионов гражданских жертв.
Немного огорчили откровенная неприязнь и презрение, которые Сигрид Унсет высказывала к СССР и всему русскому, хотя если бы наша страна не позволила ей пересечь себя всю до Владивостока на пути в кисельную Америку, то норвежка, скорее всего, была бы убита гитлеровцами. Ну, насильно мил не будешь. Зато писательница очень любила цветы.
К самой биографии у меня есть одна большая претензия. Много внимания уделено личным переживаниям героини, её общественно-политической деятельности, но за бортом осталось творчество. Кроме перечисления произведений и дат их публикации в книге практически ничего о литературе нет. А что же сделало Сигрид Унсет культурным достоянием всей Земли? Я хотел, прежде всего, узнать именно это!
Вдогонку пронзительному В ожидании Божанглза еще одна история о людях, которые не вписываются в систему, и для которых столкновение с ней оборачивается трагедией.
В горном селении уединенно проживают мать и ее сын с особенностями, которого все кличут Медведем. Для местных жителей - это обыкновенный деревенский дурачок, к которому уже попривыкли и просто оставили в покое. Для школьной учительницы - это раздражающее глаз отклонение от нормы, умственно отсталый ученик, которому самое место в специализированном учреждении. Для матери - родное дитя, которое она чувствует как никто другой. Она одна понимает, что предлагаемые стереотипные решения в отношении ее сына могут только ухудшить ситуацию и окончательно погубить его психику. Именно поэтому она фактически изымает сына из общества, и предоставляет ему возможность вести полудикую жизнь. Материнское чутье не подводит: слияние с природой и отсутствие контактов с цивилизацией оказывают на Медведя целительный эффект. Этот отвергнутый обществом человек находит свое место в мире, раскрывается, насколько это возможно в его состоянии, и проявляет свои лучшие качества и таланты.
Казалось бы, вот оно, счастье. Но нет. Невозможно сбежать от системы, она так или иначе заставит соприкоснуться с ней. Случайный доброхот оказывается на беду этой маргинальной семьи в ненужное время в ненужном месте и своими неравнодушными и, безусловно, правильными в обычном понимании действиями фактически разрушает жизни как минимум троих людей.
«Откуда вам знать, что эта девочка была несчастна, пока какие-то идиоты не вмешались в ее будущее?»
Общество с трудом терпит непохожесть. В любом расхождении с установленными стандартами оно спешит увидеть опасную ненормальность, потенциальную угрозу. Всякая система стремится к упорядоченной предсказуемости, и все, что выбивается из привычных рамок, вызывает тревогу и желание подправить, подогнать под единый шаблон. Трагедия подправленных единиц не интересует систему, ей важна собственная устойчивость.
Книга Виолен Беро не идеальна. Не очень понятно, когда именно происходят описанные в ней события. Если это времена «Полета над гнездом кукушки», то тогда все рассказанное выглядит вполне правдоподобно. Если же речь о временах, близких к современным, то многое кажется надуманным и преувеличенным. Я решила для себя считать эту историю притчей, где время и место условны и необязательны. К сожалению, не обошлась писательница и без некоторых клише, даже если применительно к этой истории выглядят они в целом уместно. Основную мысль Виолен Беро проводит тоже без особенных изысков, в лоб, противопоставляя нормальных по всем меркам людей и неполноценного по этим же стандартам, живущего почти животной жизнью Медведя, и предлагает разобраться, в ком из них больше человеческого. Ответ опять-таки очевиден. И все же ставлю высокую оценку, потому что мне понравился способ, которым повествуется эта история. Кроме того, текст Виолен Беро эмоционально цепляет (на самом деле разрывает сердце - мне во всяком случае) и уносит мысль далеко за пределы этого конкретного сюжета, а именно в этом и заключается сила литературы, на мой взгляд.
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.
@readman, пить воду было опасно. Пиво было не крепким, а вино очень редко пили в чистом виде, обычно разбавляли водой. Да и крепкий алкоголь появился значительно позднее. Ведь процесс брожения освоили гораздо раньше процесса перегонки спирта. )
@beshenaia, а почему воду пить опасно?
@jasa_anya, не очищенная была, заражена всякими гадостями