Рецензия на книгу Отцы и дети от Bespalova
Неожиданным открытием стало для меня это произведение. Многие читали его в школьное время, я нет. И, если честно, даже этому рада. Рада, что прочла его сейчас в более осознанном возрасте. Я и раньше бы поняла его задумку, но увлечься, как сейчас, вряд ли бы смогла.
Сюжет обычный, но в то же время совершенно не скучный: Аркадий Кирсанов после учебы в Петербурге возвращается в имение к отцу вместе со своим другом и наставником Евгением Базаровым. Базаров, яркий представитель будущего поколения, часто вступает в споры с Павлом Петровичем, ярким представителем старого поколения- аристократизма и дворянства, - дядей Аркадия.
Позже появляется еще одна главная героиня - Анна Сергеевна Одинцова - княгиня по манерам, стилю и независимый человек по рассуждениям и мыслям.
Все пересказывать долго и ни к чему.
В данной книге конфликт отцов и детей (т.е. поколений) таит в себе конфликт политический. Ведь всегда было, есть и будет так, что мы не будем понимать старшее поколение, а они не будут понимать нас, потому что время идет, меняются принципы, уровень жизни, меняются мысли. Но в данном произведении показан исторический перелом: переход от крестьянства к свободным людям. И хотя и Павел Петрович, и Николай Петрович, и другие представители старого поколения, стараются идти в ногу со временем, они отличаются от Базарова тем, что как бы они ни были добры и великодушны (а Базарова я не считаю таким), все же они не могут показать равенства с обычными людьми. А Базаров мог, он легко ладил с ними и нравился им, потому что говорил и обращался со всеми одинаково.
На протяжении всей книги, где каждый диалог и поступок были значимыми, я все пыталась понять чью сторону мне ближе принять? Сторону Базарова, нигилиста и циника, но говорящего верно, что каждый должен отвечать за себя сам, не равняться на общество, или сторону Павла Петровича, который хоть и приверженец старого времени, но говорит правильные вещи о том, что нельзя отвергать все принципы, нельзя жить без них.
И только к концу я поняла для себя то, что и те, и другие представители не могут жить с такими принципиальными позициями. А могут счастливо и полно жить только такие, как Аркадий, вмещавшие в себе и то, и другое.