Рецензия на книгу Человек из офиса от andres
Фистинг русской души
Пустовато снаружи, но глубоко внутри. Даже восхищенные критики в предисловии к произведению были неопределенны в комментариях. "Что именно понравилось в книге?" - вопрос, видимо, риторический.
Человек из офиса - главный герой книги. Его имя не называют, как и имена всех остальных персонажей. Саспенс начинается, когда главный герой влюбляется в секретаршу. У нас это бы послужило началом анекдота, латиноамериканцы сделали драму.
1) Название книги вызывает желание прочитать про жизнь и страдания офисного клерка, сравнить с собой, посочувствовать ему. В книге этого нет. Я как офисный планктон со стажем могу сказать, что автор провел плохую работу по изучению материала:
а) читатель не знает, в какой компании работает герой и чем она занимается
б) читатель не знает, чем занимается главный герой
в) читатель знакомиться только с четырьмя героями из офиса. Остальной офис кажется пустым
Если бы речь шла о сценарии студента, у которого нет денег на фильм, все встало бы на свои места. Но зачем сдерживать полет фантазии в литературе. Можно предположить, что так задумано: ни имен, ни названий, ни атмосферы. Но тогда антураж действительно пуст.
2) Хотя для антуража создали антиутопию на фоне городских джунглей. Лирические отступления показывают читателю город и тех, кто в нем живет: наркоманы, террористы, клонированные собаки, изверги полицейские. Первые насилуют женщин, вторые взрывают город, третьи грызут бомжей, четвертые - пытают и убивают всех перечисленных + простых горожан... Очень много мест, напоминающих "1984". Когда я на них натыкался - становилось скучно.
Как я понял, антиутопия не несет никакой ценности для сюжета. Это, скорее, отголосок латиноамериканской диктатуры, который Саккоманно вписал в книгу, чтобы помнили.
3) Гийерме Саккоманно большой поклонник русской классики. Поэтому в книге появился Сослуживец - персонаж, который устами автора восхищается русской литературой.
В Послесловии переводчик говорит о том, что автор является отличным продолжателем темы "маленького человека" Гоголя и Чехова.
Сходство есть. Но все равно что-то не клеится. "Этот" маленький человек другой. Он подлый, корыстный. Его не жалко, потому что он сам монстр. Если в "Шинели" начальники - изверги и тираны, то в "Человеке из офиса" отрицательных персонажей нет. Есть один, и это сам герой.
Сюжет ведется от третьего лица, без диалогов. Это отличный художественный ход. Вроде бы повествование субъективно. На самом деле всю книгу нас будто гипнотизируют мыслями главного героя. Он нашептывает нам, какой плохой начальник, секретарша, его коллега, жена. А в кульминации, стоит переварить книгу, и выйдет, что все зло исходит от самого героя.
Каждый персонаж в книге живет сам по себе. Главный Герой хочет, чтобы они подстроились под него.
Он влюбляется в секретаршу, и в его сердце появляется новое чувство. Он не говорит "Я влюблен в нее", он говорит "Мы влюблены друг в друга". Хотя становится понятно, что ей это не нужно. Ей нужен секс.
Красноречивая сцена. Он делает ей фистинг (не гуглите) и шепчет про любовь. Первое нужно ей и ему, второе только ему.
Свою жену герой не любит. Она его бьет. А секс с ней вызывает рвоту даже у читателя. Вообще это хороший повод задуматься. Секретарша разделяет понятие Секса и Любви, а Главный герой разницы не видит.
Но возникает вопрос: Он не любит свою жену, потому что секс плохой, или секс плохой, потому что нет любви? Ох уж эта латиноамериканская страсть!
Самый сложный для меня персонаж - жена главного героя. Автор пытается нас запутать. Визуально, читатель должен ненавидеть ее: она жирная, не следит за собой, бьет детей, мужа, насилует его.
Но между тем, в строках проскользнет, что когда-то она была красавицей, за ней бегали мужчины. И она влюбилась в нашего героя. Просто, как выяснилось, ему не хватило мужественности. Он превратился в тряпку, а она в монстра. Но тогда кто виноват?
Она мегера, но между тем, когда видит, что в квартире холодно, накрывает мужа одеялом, чтобы он не простудился. Да, чтобы он пошел на работу и принес денег. Но все же.
4) Текст очень оборванный. Чувство, будто на УАЗике прыгаешь по ухабам. Такой. Текст. Очень. Тяжело. Читать. У Буковски с Чеховым и Довлатовым это прекрасно получалось. Они интуитивно видели грань между слишком длинным предложением и коротким. Я впервые встретил автора, у которого предложения иногда слишком короткие.
Наверное, это вверх мастерства - создать маленького человека настолько маленьким, что через несколько дней после прочтения забудешь о нем, навсегда. Я прочитал книгу сегодня, и у меня чувство, что на следующей неделе уже забуду о Главном Герое. Он для меня бледная тень, на фоне проступающих очертаний второстепенных персонажей. Они мне интересны больше, чем он сам.
Такое впечатление вызвал у меня этот роман.
P.S. @liu еще раз большое тебе спасибо! :-)
Спасибо, интересная рецензия. А как вы думаете, героя тамошнего можно назвать антигероем?
@Headless, Да, мне кажется, это определение очень для него подходит.
@andres, интересно, я теперь в кино аргентинское погружаюсь потихоньку, там довольно часто встречаются антигерои. Видимо, в литературе тоже тенденция такая.
Вот это ты оперативно! Очень рада, что сподвигла тебя на написание рецензии, а то я уже по ним соскучилась) Заодно вспомнила и свои впечатления от книги. "Фистинг русской души" - идеальное начало. Сразу всплыл в голове недавно прочитанный Маленький человек, что же дальше? , вот он меня зацепил с головой, будет желание продолжить тему маленького человека - очень советую.
@Headless, по поводу аргентинского кино, сразу пришёл на ум фильм "Камчатка", снятый по одноимённой книге Камчатка. Не читала, не смотрела?)
@liu, не смотрела, но на заметке держу, а про книгу и слышу-то впервые, надо будет почитать, утащу в хотелки. Я пока бью точечно по фильмографии одного актёра.)
@Headless, какого актёра?)
@liu, Леонардо Сбаралья.) Я на него вышла тоже по "книжному" фильму. Сгоревшие деньги
@liu, а здесь вот о фильме, если будет интересно. http://12dean6.diary.ru/p208740650.htm?oam
И, чтобы оправдать флуд, там тоже некоторые говорят об антигероях на первом плане, но я не согласна, и авторы, что книги, что фильма, тоже.)
@Headless, спасибо за информацию и за ссылки) А когда читала Человека из офиса, даже не подумала о таком понятии как антигерой.
@liu, не за что. Он вам таким не показался?
@Headless, теперь кажется, но тогда я просто об этом не думала)
@liu, а, ну это нормально, теперь антигерои, чтобы сразу выделиться, должны быть Алексами из "Заводного апельсина".) Мы к ним немножко привыкли уже, даже не к ним, не так уж они часты, а идею такого героя принимаем без особого труда, если не совсем экстремальный случай.
@Headless, с некоторых пор при упоминании антигероя, первым делом у меня возникает образ Дэдпула))))
@liu, вы до комиксов дошли с Клубом?))) Кажется, формально он всё же им не будет, потому что его авторы оправдывают "тяжёлой судьбиной".)
@Headless, не, с комиксами я не очень (исключение - Fables), но вот фильмы и сериалы по вселенным Marvel и DC - самое то)
@Headless, советую фильм "дикие истории". У меня он оставил как эмоций)
@liu, спасибо) у меня название появилось где-то в середине прочтения книги)
Я кстати после прочитал твою рецензию и у нас много общих мыслей оказалось)
Следующая по списку - "скромный герой")
@liu, а, ну там тоже любители ею что-нибудь объяснить.))
@andres, да, я к нему подбираюсь, там обещают стёб над собой, любимыми, это я люблю.
там действительтно пусто без знания, где работает гг, без офиса и тд? Или это незначительный минус?
@loki, ну, мне показалось действительно пустовато. Это скорее спектакль с бутафорским реквизитом, чем реальный мир.