Рецензия на книгу Счастливая смерть от bedda
#Добро1_1курс (доп)
Может быть на контрасте с прочитанным перед этим "Доктором Фаустусом" Манна, а, может, потому что от Камю я привыкла ожидать большего, но яркого впечатления этот роман на меня не произвёл.
Параллель с более поздним "Посторонним" очевидна; у меня даже сложилось впечатление, что главный герой "Счастливой смерти" Мерсо проживает в квартире своего однофамильца - протагониста из "Постороннего", настолько запахи и шумы города, доносящиеся из раскрытого окна, обстановка и атмосфера схожи.
“Комната не была ни грязной, ни мрачной, она просто-напросто смахивала на колумбарий, где истлевало мертвое время.”
Сюжеты тоже во многом перекликаются: смерть матери, встреченная оцепенелым равнодушием; жизнь, похожая на расплавленное марево алжирского воздуха - вязкая, сонливая, бесформенная, протекающая, как в кадрах замедленной хроники; бесцельно растрачиваемое время; любовница, с которой начинаешь думать "о разрыве, еще не успев заключить эту женщину в объятья".
А ещё преступление, оставляющее след в душе преступника, схожий с потрясением от прихлопывания мухи газетой "Аргументы и Факты".
Странно, в "Постороннем" преступление было совершено без видимых причин - так вышло, "просто палило солнце" - и тем не менее, несмотря на абсурдность произошедшего, на каком-то интуитивном уровне герой был мне понятен, хоть и не близок.
Здесь же мотив есть, и при желании можно даже притянуть за уши оправдания, вроде того, что Мерсо взял на себя милосердную роль шприца с раствором для эвтаназии. Но почему-то сочувствовать ему не очень хочется.
"Мне хочется жениться, покончить с собой или подписаться на «Иллюстрасьон». Словом, выкинуть что-нибудь этакое."
Мерсо, похоже, дошёл уже до такой степени апатии, что для него это всё вещи одного порядка (действительно, какая, собственно, разница между подпиской на журнал и самоубийством?). Потому что для того, чтобы всколыхнуть застывшее желе его жизни годится что угодно. Ему не важно как, важно просто выбраться из засосавшего его болота. С таким же успехом можно пойти и на преступление. Это всего лишь средство, одно из многих, изменить жизнь и познать наконец счастье.
Только вот дворец, в который перебрался разбогатевший Мерсо, ожидаемого счастья не принёс, он оказался все тем же "колумбарием", разве что время тлеть здесь будет в большем комфорте. И одиночество, к которому стремился герой, вместо умиротворения поселило в душе тревожность.
В конечном счёте, внешние перемены не изменили внутреннего состояния, у протагониста сложилось "ясное ощущение абсурдности и ничтожности любой человеческой жизни, даже самой благополучной”.
Для Мерсо самым ярким моментом её оказалось совершенное им преступление. Но если в жизни ему суждено было испытать лишь такое счастье, то тогда, пожалуй, искать большего остаётся только в смерти.
Красиво описала! Мне тоже не пошло
Я тоже вначале оценила на 7, а потом во время написания рецензии решила поднять бал за то, что всё-таки много мыслей книга подарила, хоть и терялась на фоне другого прочитанного. Лучшим у него для меня так и осталась Чума. А ещё имя Мерсо у меня в мыслях всегда плавно перетекало в "мерзоту", хотя герой не то, чтобы гадкий)
@Nyut, "съел без аппетита", как выразился однажды один мой однокурсник, слопав в одно лицо целую сковороду жареной картошки. Моей картошки!)
@liu, мне вообще это произведение показалось наброском к Постороннему, может быть поэтому Камю его не публиковал.
@bedda, так оно и есть - набросок, но так даже интереснее - наблюдать, какие идеи в нем были сформированы уже тогда и во что они в итоге выросли.
@liu, тогда не удивительно, почему Посторонний нашёл отклик. То есть вот эта внутрення опустошенность и неприкаянность у Мерсо-2 была какой-то осязаемой что ли. Поэтому и его поступок показался вытекающим из состояния его души, именно потому, что не нёс никакого явного смысла. У Мерсо-1 была все же корысть, поэтому он ещё в этом мире. А Посторонний уже вне его.
@bedda, супер выраженьице)