Рецензия на книгу Зелёная миля от Headless

написала рецензию24 августа 2018 14:18

Знала, что в этой категории знакомства с "Зеленой милей" не миновать, слишком уж яркий представитель. И к случаю, потому что давно советовали прочитать. Ну вот и прочитала.

Мы с Кингом не подружились, читала рассказ и роман, теперь вот второй. Второй лучше, тут я кое-что для себя выцепила.

Странно, но вот история как история, живая, с персонажами, у меня сложилась только после просмотра фильма и кинговских рисунков где-то на середине книги. До этого было сложновато представить себе персонажей. Да и место. И мне на середине книги казалось, что экранизацией умудрились Кинга испортить. Но сейчас думаю, наоборот.

Что мне показалось интересным, так это психология палача. В фильме это выхолостили, а в книге полная картина. И этакий профессиональный цинизм, и отстранение как защитная реакция (они расстраиваются, вообще очень много "они", "им"), и отношение как у хозяев к домашним животным, не своим, но что-то вроде передержки. У людей стираются личности, что им надо - решают надзиратели, по сути, Перси правильно кричал "мертвец идёт". И выгорание, которое наступило ещё до Джона Коффи, решение, что 78 трупов - это достаточно.

Что касается более философских, что ли, вопросов, то эта книга об ужасных людях и ужасных вещах. Жутких. Я не понимаю, как можно было казнить Джонна Коффи. Я не понимаю этих чудес двойных стандартов, когда для спасения жены начальника мы горы свернём, а для спасения самого Коффи пальцем о палец не стукнем, вот наша тысяча веских причин. Когда смотрела фильм, там был момент на казни, в книге он более определён, а вот в фильме нет, "надо это сказать, Пол". Я-то думала, надо сказать про невиновность, хотя бы тем, что сидят перед ним, а это, оказывается, про включить ток. Не понимаю. И не утешает, что он сам хотел этого. Он хотел от того, что темнота кругом. А кто сотворил темноту? И кто хоть что-о сделал, чтобы её отогнать хоть малость? Проще совсем туда столкнуть. И ещё отвратительней смотрится это "убийство божьего чуда, дара", пожалели дар, молодцы. А если бы он не исцелял? Некоторые считают, что жизнь - сама по себе дар.

Есть ещё один момент. Он меня заинтересовал уже здесь, на Ридли. В фактах к книге указаны отсылки к Булгакову. Пол - Пилат, Коффи - Иешуа, а Мистер Джинглз - Банга. С одной стороны, явные отсылки. Но с другой - надо ещё подумать, к "Мастеру и Маргарите" они или к библейской истории напрямую. Поскольку и Булгаков опирался на неё, а Кинг всё же знаком с его творчеством, то тут надо искать параллели в поведении и мотивах персонажей.

Что "за" цитирование Булгакова? Болезнь Пола. Пилат страдал мигренями, у Пола инфекция мочеполовой системы, в обоих случаях боль невыносимая, "отключающая". Пилата исцеляет Иисус, Пола - Коффи, исцеление происходит наложением рук. Для обоих история заканчивается нескончаемой болью души. У Пилата она посмертная, у Пола прижизненная. Пилата освобождает Мастер (а Пилат - герой его романа, то есть Мастер для него Создатель), Пола же никто не освобождает. Пилат может беседовать с Иешуа, а тот уверяет его, что казни не было, а Пол к Джону Коффи обращается только раз - почему ты не спас мою жену. Хотя во сне тоже видит Джона иногда, но не на лунном луче, а в туннеле, по которому мёртвые тела везли сжигать, и без всяких разговоров. Да, о снах, гроза во сне Пола очень соотносится с грозой, в которой "пропадал" Ершалаим, великий город, будто и не было его на свете.

Что "за" цитирование сюжета библейского? Кроме общей канвы.

Свои три разбойника: Варрава (Уильям Уоррен) и двое казненнённых - Эдуард Делакруа и Арлен Биттербак. Делакруа, без сомнения, олицетворяет собой уверовавшего на кресте, а вот Биттербак должен олицетворять второго, но не получается, потому что с Коффи он и не пересекался. Да и с Делакруа не так всё ясно, ему Мистер Джинглз помог больше.

Варрава же, Уильям Уоррен, был освобождён от казни весьма странно. Он был не казнён, а убит, во сне, пока смотрел цветные мультики под ударной дозой снотворного.

Но есть и серьёзные отличия от этих версий. Во-первых, Иисус нёс некую истину, проповедовал её, у него были последователи, ученики, кто-то что-то записывал. Коффи молчит, а единственная его "речь" было о темноте и боли, в которых он больше не может. Иисус (не у Булгакова) практически сознательно шёл на смерть, Коффи только не противится ей, потому что нет сил. И последнее, самое важное, Коффи убивает, а Иисус нет. Коффи защищается. Его так долго травили, что и он научился использовать свой дар в нападении, он может и передать болезнь, и заставить убить, он делает это не по злобе, он защищает. И заставили его защищаться чудные люди кругом.

Поэтому мне всё же кажется, что у Кинга есть опора, но история исключительно про человеков, и поэтому куда более безнадёжная.

#свояигра (книга о тюрьме за 40)

Похожие рецензии
@ildar 11 октября 2013
Людям, которые не читали произведение Зеленая миля, будет очень интересно узнать, что это коридор, который имеет пол зеленого цвета, по которому заключенных приговаривают к смертной ...Читать далее
@andre Андрей 25 октября 2013
Одна из тех историй Стивена Кинга, которая позволит насладиться прекрасным сюжетом не только любителям жесткой фантастики. Пол, простой надзиратель в тюрьме, страдающий от проблем со ...Читать далее
@plas Зинаида 25 октября 2013
Эта книга буквально переворачивает сознание и заставляет задуматься, что не всегда то, что мы видим, соответствует реальности и то, что внешность людей очень часто сильно ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт