Рецензия на книгу Река от psymag
Несмотря на все "минусы", обнаруженные мной в первой книге, я окунулась во вторую часть этой трилогии с головой. По-прежнему в центре повествования молодой пианист Аксель Виндинг. Ему исполняется 19, но он пытается вести себя, как взрослый мужчина, хотя юношеская несдержанность и максимализм местами очень сильно проявляются. В июне 1971 года Акселю предстоит дебютировать. Это своего рода точка невозврата для молодых пианистов: ты либо успешно дебютируешь и перед тобой открываются много дверей для профессиональной карьеры, либо ты "проваливаешься" и можешь выкинуть и забыть все те бесконечные часы, проведенные за музыкальным инструментом. Аксель помнит как провалили свой дебют Аня и Ребекка, но у них был запасной аэродром в виде состоятельных родителей. У Акселя есть только он сам (отец и сестра разъехались и в этой книге практически не фигурируют). Может именно поэтому Аксель пытается найти себе родственную душу - того человека, который будет олицетворять его ... маму. В книге очень большой психологический подтекст. Автор не только виртуозный писатель, знаток музыки, но и неплохой психолог. В повествовании много глубоких моментов, связанных с неврозами, неразрешенными детскими травмами. Аксель же, как и любой юноша, каким бы взрослым он не хотел выглядеть, находится в поиске себя, задается извечными вопросами :"кто я?", "для чего я?", "куда я иду и действительно ли мне нужно туда идти?". Читать книгу было интересно, хотя в некоторых моментах, связанных, например, с гомосексуальными отношениями, возможным инцестом, я по-прежнему задерживала дыхание и пыталась перескочить это. А вот, когда Аксель добрался до своего дебюта, я волновалась так, как - будто сама находилась в концертном зале Осло. Единственный весомый минус этой книги для меня в том, что здесь постоянно происходит что-то плохое. И ты читаешь в напряжении и полной уверенности, что еще 10-15 страниц и опять случится какая-то неприятность. Хотелось бы больше позитива. Ну что ж, посмотрим, может быть в 3 части меня ждет happy end.
#вирус
Читаю уже вторую вашу рецензию на эту трилогию и вполне разделяю гнетущее депрессивное впечатление от книги, то же самое испытывала. Но этот мрак меня лично не удивляет. Вот если посмотреть сериал о балете "Плоть и кости", то там отлично показана обратная сторона прекраснейшего из искусств. Так и у музыкантов. Почему всем кажется, что должно быть всё розово и воздушно? Они и наркоманят и соотношаются с кем вздумается и т.д. Всё как и у других людей. Мне наоборот этот мрак показался органичным. (Ещё можно и материальную нестабильность добавить для полноты картины))
@natalya.s.alex, да, я соглашусь, что часто богемская жизнь как раз и предполагает все эти негативные вещи типа наркомании, алкоголизма и прочего. Просто как-то слишком много бед на Акселя сваливается. И он постепенно превращается в некого страдальца. А так, если вспомнить слова одного из персонажей книги В.Гуне - гениям нужно горе, чтобы создать что-то стоящее.
@psymag, а мне кажется, тут на него ничего уже не "сваливается". Все свалилось в первой части, а тут он сам себе все это нашел. Может быть, не вполне осознанно, но вполне последовательно зато.
@AnnaOpredelenno, ну вот я и говорю, что он все больше мне напоминает "страдальца", который просто не может жить без проблем. И вот если в "Реке" мне было его по большей части жалко, то в третьей части уже начинает Аксель меня подбешивать!