Рецензия на книгу Тень ветра от masyama
«Тень ветра» по своей природе является образцом широко распространённого художественного приёма по сакрализации литературы, процесса писательства, чтения и обладания написанным. Надо сказать, вполне добротным образцом, несмотря на то, что, возбуждённый высоким реноме произведения, я ожидал от него чего-то большего нежели нарочито неоготического, композиционно простого, и откровенно поверхностного триллера.
Карлос Руис Сафон на самом деле отличный рассказчик, он прекрасно, если можно так выразиться, излагает свою историю. Где нужно, поставит драматический акцент, где нужно — добавит холодного саспенса, а где-то встроит в ткань повествования мораль. Это несколько компенсирует имеющиеся, на мой взгляд, сюжетные проблемы.
Самая главная из них, как мне кажется, ставит под сомнение весь замысел. Если романы главного из присутствующих за кадром действующих лиц так хороши, а они, судя по всему, действительно хороши и искренне нравятся разбирающимся в литературе людям, то почему они расходятся в количестве, исчисляющимся единицами? Худо-бедно, небольшие тиражи всё равно бы раскупались, и, возможно, требовались бы дополнительные тиражи. Сафон же безапелляционно говорит читателю, что замечательные книги Хулиана Каракса никто не покупал. С чего бы такая привередливость всеядной публики?
И вторая сюжетная проблема: Сафону несколько раз приходилось искусственно превращать Даниеля, главного героя романа, в труса. Вроде бы не был этот юноша ни боязливым, ни пугливым, и мог бы действовать в ряде ситуаций совсем по-другому. Но это привело бы к преждевременному и более простому разрешению сюжетных коллизий, что, разумеется, никак не входило в планы каталанского писателя. Во всяком случае, у меня сложилось именно такое впечатление. Вот и приходилось заставлять Даниеля раз за разом оплакивать во внутренних монологах свою трусость. Как-то не совсем порядочно по отношению к персонажу.
Интереснее, чем основная линия романа, мне показалось оформление сцены. То есть город Барселона и социально-политическая обстановка в Испании в первое десятилетие после окончания гражданской войны и второй мировой войны. Для государства, судя по всему, последствия первой оказались куда больнее и сокрушительнее второй. Если подумать, так и должно быть, потому что вообще мало что может быть страшнее гражданской войны. В ней нет внешнего врага, и ненависть замыкается на самих себя. В качестве наследства катастрофы Испании досталась нищета, возникший класс нуворишей, «новых испанских», у которых поди и свои малиновые пиджаки были, сращение правоохранительных органов и преступности и огромное количество мрачных и постыдных тайн. И вот про жизнь Барселоны с 1945 по 1956 год читать было по-настоящему любопытно.
Я за последние пару лет как-то прикипел к испанским писателям, самым разным от Х.К. Сомосы до Х. Мариаса. Возможно, я не назову К.Р. Сафона в числе любимых из них, но познакомиться с ним было здорово.
PS Я поговорил с одним каталанцем: оказывается, есть масса каталанских писателей, пишущих или писавших в самых разных жанрах и манерах. Я сохранил списочек с именами и названиями, которые этот человек мне посоветовал, и полез в каталоги. Увы, из них на русский язык переведена мизерная часть!
Если прикипели к испанским писателям, позволю себе порекомендовать Вам роман Родина. Очень мне понравился в свое время.
@julie, спасибо за подсказку. Обязательно присмотрюсь!
Пожалуй тоже скину свою рекомендацию, если ещё не читали) Жало белого города
@littlemermaid, не читал!.. :) Спасибо за наводку!