Тема Власти в современной классической литературе. от id301475331
создал обсуждение1 марта 2018 18:50

Тема Власти в современной классической литературе.

Тема Власти в современной классической литературе.

                                                                                                      Без слуг невозможно в миру
                                                                                                                       Ф.М. Достоевский
                                                                                                        Цель власти – власть.
                                                                                                                                      Дж. Оруэлл

Тема Власти принадлежит к весьма небольшому числу так называемых абсолютных истин, а проще сказать – к непреходящим феноменам человеческого общества. Их действительно немного, это Частная Собственность, Религия, Национальность (Раса) и Социальное Неравенство. Понятие Социального Неравенства, или непреложность принудительной организации той или иной иерархии любого социума, неразрывно связано с феноменом Власти. На самом деле смыслы этих понятий идентичны, и мы будем для их обозначения употреблять слово Власть.
Опустим детство, когда Власть – это родители, директор школы и местный участковый. Опустим отрочество, когда Власть – это охранники в магазине, полицейские на дороге и расфуфыренные отряды спецслужб. Опустим, наконец, юность, когда Власть – это первые начальники в колледже или на работе, полиция и налоговая инспекция, а также лидеры своего кружка или группы.
Когда мы приходим к зрелости, формальными возрастными признаками которой становятся (в том числе) платежи, долги, документы (паспорта, пропуска и др.), права и обязанности, участие в выборах и каких-то общественных организациях, все вышеперечисленные свойства Власти сохраняются, всё более сгущаясь в сознании думающего человека. В конце концов, по-настоящему думающий человек задаёт себе вопрос: что же такое Власть? Каковы её истоки? Кто нами правит? Совремённому молодому человеку не столько необходимо, сколько интересно прояснить себе эту область и тем самым подняться выше к истинному пониманию окружающего мира. А этому может содействовать по-настоящему достойная книга.
Отправимся в путешествие по современным книгам в поиске наиболее ярких и точных ответов на этот вопрос. Но прежде строго-настрого условимся: мы не юристы, не философы, не гуру и не какие-то моральные диктаторы. Мы просто хотим насладиться мастерством авторов, сумевших найти самый откровенный ответ чисто художественным способом. И ещё: мы будем искать современные книги, не углубляясь в века от Макиавелли до Карамзина, которым отдаём своё глубокое почитание и уважение.

И сразу перед нами возникает гений Р.П. Уоррена, американского писателя (1905-1989гг), написавшего на тему Власти великолепный роман "Вся королевская рать".

Роберт Пенн Уоррен. Вся Королевская Рать.

 Главный герой романа Старк проходит жуткий путь к Власти: от простого честного парня до изощрённого и безжалостного циника-интригана, политика высокого ранга. Основное кредо этого морального трансформера:
"– Человек зачат в грехе и рождён в мерзости, путь его – от пелёнки зловонной до смердящего савана. Всегда что-то есть."
Герой имеет в виду проступок, тайный порок или преступление, то есть, как сейчас выражаются, компромат. Он абсолютно уверен в этом и оказывается прав. Автор искусно показывает, что привело губернатора Старка к такой позиции: продажность и полная беспринципность всех, кто имеет отношение к Власти. Его свита политиков, ближайшие друзья и сотрудники, умные, образованные, порядочные мужчины и женщины, вынуждены загонять внутрь свою совесть и бороться с претендующими на Власть другими негодяями их же методами и средствами, теряя лучшие человеческие качества и совершая подлые поступки. Или просто выходят из игры, обращаясь к беспросветной праздности или суициду.
Читатель, понявший и принявший эту книгу, без труда сделает очень важное обобщение: великий Р.П. Уоррен отобразил не систему управления американским штатом Луизиана и его губернатора Х.Лонга, как это отмечали недалёкие критики, и даже не государственную систему управления США. Он поднялся над частностями и художественно ярко и детально написал омерзительный универсальный портрет Власти как таковой, вне зависимости от масштаба – от дикого племени до самой передовой сверхдержавы мира. Каким бы ни был по величине человеческий социум, он будет управляться Властью группы политиков, всегда и везде опирающейся на "систему сдержек и противовесов", то есть на шантаж, вымогательство и запугивание.

Трудно найти сравнимую по художественному мастерству и занимательности книгу, однако мы вскоре встречаем не менее выдающуюся книгу немецкого писателя Г.Гессе (1877-1962). В книге "Степной Волк" вопрос о Власти не является центральным, как у Р.П.Уоррена, однако основной её смысл непосредственно связан именно с принудительным отторжением Властью высокоодарённого одиночки-интеллектуала от участия в социально-политическом созидании.

Герман Гессе. Степной Волк.

Беспрестанно гонимый созданным Властью вездесущим махровым бюрократизмом, главный герой книги Гарри Галлер спонтанно перемещается с места на место по Старой Европе, подобно дикому зверю – волку, не имеющему ни духовного приюта, ни единомышленников, загнанных Властью в глухие норы одиночества. Во всю силу своего таланта автор раскрывает недвижимую пассивность мещанства как основной опоры Власти. Книга Г.Гессе насыщена мыслью, она освещает разнообразные, порой тайные свойства творчества, отчуждения и фантастического мышления. Несмотря на многоплановость представлений и смыслов, анализируемых автором, один из лейтмотивов этого шедевра – неизбежное зло Власти – постоянно сопутствует всем аспектам событий и размышлений автора. Для книги весьма характерен следующий диалог её героев:
– " Всегда так, как сегодня? Всегда мир только для политиков, спекулянтов, лакеев и кутил, а людям нечем дышать?
– "... Всегда так было и всегда так и будет, что время и мир, деньги и власть принадлежат мелким и плоским, а другим, действительно людям, ничего не принадлежит. Ничего, кроме смерти."
Покидая книгу Г.Гессе, отметим, что необыкновенная многогранность тезисов и размышлений автора сочетается с высочайшим художественным логосом автора.

На таком же уровне художественного мастерства стоит выдающаяся повесть А.Камю (1913-1960) "Падение". В этом шедевре мировой литературы автор с изящной галльской тонкостью описывает внутренний мир человека, безоглядно рискнувшего

Альбер Камю. Падение.

раскрыть самому себе собственное "я" на основе прозрения и покаяния. Пожалуй, нет таких сторон утончённого ума современного образованного человека, которые бы не попали под микроскоп духовного анализа Камю. Его герой Кламанс с горькой иронией рассматривает основные жизненные установки мира интеллигентных людей, не забывая отметить и проблему Власти, как его непременную составляющую:
"Я хорошо знаю, что нельзя обойтись без господства и без рабства. Каждому человеку рабы нужны как воздух. Ведь приказывать так же необходимо, как дышать. Вы согласны со мной? Даже самому обездоленному случается приказывать. У человека, стоящего на последней ступени социальной иерархии, имеется супружеская или родительская власть. А если он холост, то может приказывать своей собаке. В общем, главное, чтобы ты мог разгневаться, а тебе не смели бы отвечать."
Здесь Камю ближе других приближается к разгадке смысла Власти как потребности человека, то есть высказывает неясную догадку биологических истоков этого феномена.

Объективность поиска обязывает нас обратиться к великой русской литературе, одним из признанных мэтров которой является Л.Н. Толстой.

Л.Н. Толстой. Дневники.

В своих знаменитых записях Толстой говорит:
"Я серьёзно убеждён, что миром управляют совсем сумасшедшие. Несумасшедшие или воздерживаются или не могут участвовать.
...Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это от того, что для них нет никаких нравственных преград: ни стыда, ни правдивости, ни совести, ни даже страха."
Вряд ли требуются комментарии к столь лаконично и ясно выраженного мнению.

Добросовестность поиска требует от нас обратиться к литературным высотам новейшей русской литературы. Увы, современное общественное мнение единодушно подтверждает: в конце двадцатого и в начале двадцать первого века не появились новые книги, которые могли бы даже приблизиться к рангу художественных шедевров. Так что приходится обращаться к тому, что за это время появилось на наших, русских литературных горизонтах. При этом уклонимся от многочисленных произведений, посвящённых теме носителей Власти (вождям революции, полководцам и первым лицам современной России), – это скорее всего не литература, а низкопробная публицистика, ангажированная различными политическими группами. Однако есть и попытки создать литературные произведения, посвящённые именно теме Власти, которые при некоторой их нескладности можно всё-таки назвать романами. Для нас они представляют интерес тем, что откровенно и подробно смакуют всевозможные ухищрения гадюшников, в которых организуется и происходит российская борьба за власть. Тем самым и современная российская литература подтверждает смысл Власти, сформулированный художниками, признанными всем миром великими (см. выше). К таким произведениям можно отнести роман А.А. Проханова (род. в 1938г) "Господин Гексоген".

Александр Андреевич Проханов. Господин Гексоген.

Ещё раз подчеркнём, что избежим оценки художественных достоинств романа, но, прочитав его, обнаруживаем ещё более обнажённую сущность политиков, стоящих у Власти или борющихся за неё. Автор пишет:
"– Изощрённое искусство управления людскими пороками, страстями и похотями, разработанное в иудейских молельнях, усовершенствованное в святилищах египетских жрецов, проверенное в римских дворцах и термах, блистательно применяемое ватиканскими нунциями, воплотилось в политику Сталина, сумевшего стравить и рассорить своих злейших врагов. Руками одних уничтожить других, а последних, обессиленных в кровавом конфликте, приковать к своей политической колеснице, волоча по булыжной мостовой пятилеток, коллективизаций и чисток".

Выше мы прикоснулись к наиболее известным художественным произведениям разных культур англосаксонского и русского мира, культур самобытных и несовместимых по своей природе. Но, как мы увидели, все они едины в определении понятия социальной иерархии и Власти. У здравомыслящего человека, познавшего аморальную сущность политиков и их политической кухни, неизбежно возникает вопрос: что за существа эти политики, каковы их особенности как человеческих организмов?
Действительно, есть выдающиеся, великие личности: учёные, полководцы, бизнесмены, медики, писатели, художники, спортсмены, артисты. Достижения одних наглядны и понятны миллионам людей, которые летают, ездят и плавают на созданных ими машинах, поминутно пользуются изобретёнными ими творениями, живут и работают в построенных ими зданиях, спасают у них своё здоровье. Другие на глазах у всех создают новые технологические шедевры. Третьи в присутствии тысяч зрителей-свидетелей выигрывают в честных состязаниях, прыгают на немыслимую высоту, поднимают невероятные тяжести, ставят рекорды скорости. Четвёртые публично дарят этим же тысячам упоительные переживания, выраженные в их бессмертных книгах, мелодиях, картинах. Это – настоящие, подлинные творцы и таланты, обеспечивающие прогресс человечества. А вот что касается людей Власти, политиков, – чем же они-то потрафили судьбе? Как провидение отобрало их и за что вознесло на такую высь? Почему и, главное, – за что, за какие достоинства, им пожаловано самое для них сладкое, самое ненасытное: власть над этими самыми талантами и над всеми прочими смертными? Ведь именно эти паразиты капризно выбирают, кого (из тех, кто своими руками и мозгами создают духовные и материальные блага, чью кровь они сосут) они наградят, поощрят, или, наоборот, унизят или репрессируют! Необъяснимый цинизм человеческих отношений, процветающий у всех на глазах! И такое положение присуще всем государственным устройствам и во все времена! На самом деле, подумайте: ну, может ли правитель-политик или его приближённые помочь толковым советом учёному, творящему новую математическую модель? Или дать дельные рекомендации по конструированию новой ракеты, самолёта, подлодки или персонального компьютера? Или предложить сверхвыгодные схемы взаимодействия коммерческих структур? Или создать хотя бы одно приносящее реальную пользу не ему, а обществу, движение? Или сочинить новые шедевры в музыке, литературе, живописи, архитектуре? Или, наконец, пробежать стометровку за 9,5 сек. или покорить высоту 2,5 метра? Нет, нет и нет, – они лишь способны искусно болтать по поводу таких свершений. Но политики вольны поощрить истинных творцов этих замечательных достижений, или, наоборот, истребить их же, вопреки величию их успехов, по одной только причине: способствует ли данный успех их личной Власти.

 Так в чём же дело? Почему повсюду у Власти стоят бессовестные, аморальные люди, неспособные ни на что, кроме подлых интриг, обмана и предательства? Что это за люди, каковы их особенности? Может быть, прав Камю, намекая, что стремление повелевать имеет глубокие биологические корни? И мы находим ответ на эти вопросы у гениального русского писателя и мыслителя Г. Климова (1918-2007) в его романе "Князь мира сего".

Григорий Климов. Князь мира сего

Судьба Г.Климова (Игорь Борисович Калмыков) совершенно необычна. Фронтовик, офицер Советской Армии, будучи ответственным работником Советской администрации в оккупированной союзниками Германии, сбежал в 1947г от чекисткой расправы на Запад. Там его болтало по тюрьмам и антисоветским конторам, пока он не решился на полное отчуждение от политики и обращение к независимому, самобытному творчеству. До сих пор не представляется возможным определить гражданскую принадлежность Г.Климова: его советские документы были похищены (кстати, вместе с большими деньгами) американской военной администрацией, немецкие документы были временными, а американский паспорт был получен только через 10 лет после побега. Г.Климов вплоть до самой кончины оставался искренним патриотом России. Его книги изданы на русском и почти на всех западноевропейских языках общим тиражом более 17млн экземпляров, в том числе на русском – около 7млн. В России книги его разошлись мгновенно, и по причинам настороженного отношения властей к его идеям после смерти Г.Климова не издавались. Однако все его произведения можно найти в Интернете.
Главной темой творчества Г.Климова послужил поиск ответа на приведенные выше вопросы о Власти. Плодом многолетних поисков, сбора и обработки статистических данных, исследований автора явился роман "Князь мира сего", вобравший в себя гениальные обобщения и открытия в области человеческой натуры. Смысл концепции Г.Климова содержится в следующих его словах:
"– Когда близкие родственники женятся друг на друге, то дети от этого брака будут дегенератами (вырожденцами). Это старый, хорошо всем известный факт. Поэтому Церковь и запрещает браки между родственниками. Вплоть до шестого колена. Многие дегенераты обладают необычными качествами – такими, как неутолимое желание доминировать, ненормальное, прямо таки патологическое желание быть всегда наверху. У многих из них присутствует явная и ненасытная жажда власти.
Эти дегенераты чувствуют себя «избранными», «элитой» (мания величия), но, одновременно с этим, они же чувствуют себя «гонимыми» и «преследуемыми» (мания преследования). Ведь «мания величия» и «мания преследования» – родные сёстры".
  "...Практически все мировые вожди имеют ярко выраженный врождённый комплекс власти. Этот комплекс, как правило, является результатом подавленного садизма...
Любая, хорошо организованная группа людей, имеющих знания по этой запретной теме, может находить и продвигать к власти будущих лидеров, как пешки в мировой шахматной игре."
"– Все мы видели по телевизору, как 5-6 здоровенных санитаров не могут совладать с одним тщедушным сумасшедшим. Энергия, производимая этим безумцем, – лучшая иллюстрация того, какой поистине необоримой энергией обладает полусумасшедший садистический вырожденец, одержимый жаждой власти."
В своём романе и других книгах Г.Климов уделил внимание демонологии, опуская её до уровня здравого, рационального медицинского анализа здоровья и психических болезней человека. Автор рассматривает самые тяжкие психические недуги и их цену для индивида и всего общества. В частности, с безжалостным сарказмом Г.Климов рисует систему западных спецслужб, битком набитых служащими-дегенератами.
 К сожалению, рассматривая понятие Власти, Г.Климов проявил излишнее внимание к вопросам антисемитизма, что и послужило причиной игнорирования его как выдающегося мыслителя и писателя (а в нашей стране – причиной официозного остракизма). Однако несомненно, что его труды являются настоящим прорывом в социологии и открывают новые горизонты в процессах совершенствования общественного устройства.
Размышляя над вечными вопросами добра и зла, Бога и дьявола, главный герой романа "Князь мира сего", вымышленный руководитель фантастической советской спецслужбы времён сталинского и постсталинского периодов, Максим Руднев говорит:
" Бог – это просто здоровый человеческий дух, здоровая душа и разум. Бог – это просто то, что называется нормальным человеком, который способен жить и любить по-настоящему, по-божески.
Дьявол – это комплексная социальная болезнь, вырождение, дегенерация, половые извращения и душевные болезни, то есть медленная смерть, растягивающаяся на несколько поколений."
                                                       О.В. Куратов


Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт