создал(а) обсуждение20 июня 2025 14:53
Малолит

Друзья! Приглашаю вас в четырёхнедельный марафон, посвящённый исследованию малых литературных форм. Готовьтесь к интенсивной работе - предстоит познакомиться с 12 разными жанрами!

Малолит на Ридли

Организационные моменты:
- Старт: 23 июня 2024
- Финиш: 20 июля 2024
- Участие: свободное, нигде заранее записываться не надо
- Механика: публикуем рецензии с хештегом #малолит(лите...

Раскрыть
@areliya2 июля 2025 22:27

Девятая тема марафона: ПОЭМА — крупное стихотворное произведение с сюжетом, но без жёстких границ.
Может быть:
- *Эпической* («Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели)
- *Лирической* («Поэма без героя» Анна Ахматова)
- *Сатирическо-философской* («Облако в штанах» Владимир Маяковский)

Некоторые авторы определяют свои произведения в прозе как поэму, так Москва-Петушки тоже считается поэмой. Нет у поэмы и ограничений по объёму, причём как в меньшую (Братья-разбойники меньше 10 страниц), так и в большую (Божественная комедия больше 500 страниц) сторону.

Ещё несколько интересных примеров поэм:
Шурале Габдулла Мухамметгарифович Тукай
Песнь о Гайавате Генри Уодсуорт Лонгфелло
Катерина. Наймичка Тарас Шевченко

Ответить

@areliya3 июля 2025 23:34

Десятая тема: БЫЛИНА.
И наконец-то чёткое определение - русская народная эпическая песня о богатырях и исторических событиях. Казалось бы на этом всё - читаем про Илью Муромца да Вольгу Святослововича, пишем рецензию на Русские народные былины и радуемся жизни. Но тут я вспомнила, что есть Урал-Батыр. Башкирский народный эпос и Кыз-Жибек и захотелось мне тему расширить. Так что давайте будут БЫЛИНЫ и НАРОДНЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. Нас интересует Народное творчество, пересказы для детей, современные переосмысления НЕ подойдут.

Ответить

@areliya4 июля 2025 22:58

Предпоследняя тема марафона: БАЛЛАДА

Лиро-эпическое произведение с драматическим сюжетом, часто основанное на фольклоре.
Ключевые черты:
- Загадочность: Призраки, проклятия, роковые страсти.
- Диалогичность: Герои часто спорят или признаются в чём-то.
- Ритм: Музыкальность (изначально многие баллады пелись!).

Рассмотрим эволюцию жанра:
1. Средневековые баллады (XIV–XV вв.) — «Книга ста баллад» Кристины Пизанской.
2. Англо-шотландские народные (XIV–XVI вв.) — Баллады о Робин Гуде, Вальтер Скотт, Роберт Бернс.
3. Романтические (XVIII–XIX вв.) — расцвет жанра Василий Жуковский, Иоганн Гете, Фридрих Шиллер , Константин Батюшков.
4. Современные — с угасанием романтизма баллады вовсе не исчезли, хотя сейчас они и не так популярны, но найти можно Баллада о маленьком буксире

Ответить
написала рецензию4 июля 2025 20:14
Оценка книге:
7/10

#БК_2025(5. Книга от автора, который известен своей профессией вне литературы)

Забавно. Довольно долго думала, не зная, как лучше рассказать об этой книге. Мыслей было много, но собрать их в кучу, чтобы начать отзыв, совершенно не получалось, пока на помощь не пришла сама Диана Арбенина. Конечно, не лично. Это была строчка из её песни «Грустные люди»:
…я растаю на рассвете,
Подержи меня в секрете от всех…

Пусть пелось это о снеге, но меня просто поразило, как точно эти слова описывают сон. Он ведь тоже тает на рассвете! Да и потом, как по мне, сны порой бывают такими личными и неоднозначными, что их невольно хочется держать в секрете от всех. Наверное, в некоторой мере даже от себя самих.
Что же Диана Арбенина сделала в своей книге? Она поступила очень смело. Или глупо. Или и вовсе безрассудно. На протяжении целого года она записывала свои сны и пыталась сопоставить их событиями будущего дня. В итоге получился такой специфический сонник с авторскими картинками, пусть и не очень умелыми, но довольно забавными, к тому же помогающими лучше вникнуть в суть написанного и происходящего.
Возможно, всё было именно так. Но возможно просто от нечего делать Арбенина взяла и насочиняла ровно 366 странных, абсурдных и неоднозначных историй, которые и записала в этой книге. Как узнать, есть ли здесь хоть строчка истины? Или это всего лишь плод бурной фантазии, подпитанной алкоголем или куда более сильнодействующими средствами? Вопрос хороший, но безответный.
Читать и рассматривать всё это было любопытно и немного странно. Да и от чувства недоверия было трудно отделаться. Неужели и правда целый год изо дня в день?.. Я вот, например, далеко не все свои сны помню… Да и записывать всё – так утомительно. Словом, больше похоже на выдумку или затянувшуюся шутку, от которой хочется отмахнуться и поскорее забыть…
Но… Но! Иногда среди всех этих фраз и странных историй просачивалось нечто особенное. То была жизнь самого обычного человека или даже его душа, с поразительной откровенностью выставленная на всеобщее обозрение для потехи публики. Разные города, страны, места, люди… Всё мелькало в замысловатом калейдоскопе, не давая задержаться и сосредоточиться на чём-то одном. Словно читателю лишь намекнули, дали ключ. А как распорядиться им – полностью в его власти.
Не знаю, как вы, а я хочу поверить автору. И склонна воспринимать эту книгу как смелый эксперимент. Ведь храбрости Арбениной точно не занимать, о чём и поётся в упомянутой ранее песне:

Но я не боюсь — я вдыхаю тебя нежно,
Чтобы скоро безмятежно уснуть…

Нина (@ninashashkova)4 июля 2025 21:44

Если вы хотите запоминать сны, то их нужно как раз записывать каждый день) я несколько лет вела такой дневник, но публиковать его, конечно, не стала бы)

Ответить
написала рецензию4 июля 2025 19:35
Оценка книге:
7/10
Загадки старой Персии Николай Непомнящий

#прогулкипоистории (июнь)

Выбирая книгу для прогулок по истории в июне, я поддалась чувству ностальгии. Помните, как заманчиво и чарующе звучала песня из одного хорошего мультфильма:

Добрый путник войди в славный город Багдад,
Ты своим не поверишь глазам.
Ждет тебя впереди приключений каскад,
Ты готов? Открывайся, сезам!..

То есть меня манили ни Поднебесная, ни Страна восходящего солнца, ни загадочная Индия и даже не такой близкий (территориально к моему непосредственному месту проживания) Казахстан. Меня звали Иран, Ирак, то есть те самые Персия и Месопотамия, что издревле славились своими мудрецами, жестокими правителями, прекрасными женщинами и кровавыми походами. Но мой выбор пал именно на Персию. Ведь само это название словно вышло из сказки и, услышав его, невольно начинаешь напевать:

Арабская ночь. Волшебный восток.
Здесь чары и месть, отвага и честь,
Дворцы и песок.
О, дивный восток! О, сказочный край!
Здесь яд и булат погибель сулят,
Смотри не зевай!..

Но довольно лирических отступлений! Пора рассказать о самой книге. По предисловию мне показалось, что авторы хотят поведать мне о той самой Персии, встречи с которой я так ждала. Они упомянули столько знаменитых людей и знаковых событий, что сердце моё радостно воспарило и затрепетало в предвкушении. Впрочем, радостный порыв продлился недолго. Ведь очень скоро было сказано, что тем у книги будет ровно четыре и расскажут они совсем не о том, чем заманивали в начале. Прощайте, Грибоедов и Омар Хайям, увидимся в следующий раз! Меня ждала прогулка по Персеполю, лекция о зороастризме, знакомство с Абу-Али аль-Хусейном ибн Абдаллах Ибн Синой, больше известным как Авиценна, и рассказ об ассасинах.
Начнём с Персеполя. В это части мне понравилось, как авторы рассказали его историю, не забыв упомянуть, что его название, да и имена его правителей мы знаем по их греческим переводам. То есть Персеполь на самом деле назывался Парсом, знаменитого царя Дария звали Дараяваушом, а Кира – Курушом. Словом, не тому нас учили в школе. Далее следовало описание Персеполя, того, как он выглядит сейчас, как строился и как был разрушен. Авторами давались довольно подробные описания города, да и иллюстрации прилагались. Но не хватило мне здесь одного – какой-то схемы или плана города, чтобы нарисованная картина сложилась воедино.
Следующим на очереди был зороастризм, то есть религия, зародившаяся в Персии и на протяжении долгих веков выступавшая в роли официальной религии государства. Авторы не забыли остановиться на обрядах и традициях, отношениях к женщинам и иноверцам. Поведали они и о гонениях, вынудивших многих зороастрийцев перебраться в Индию. Рассказ этот был довольно интересен, но от него (как бы это выразиться поточнее?) попахивало неприязнью к любой религии, что меня несколько удивило. Не в том плане, разумеется, что я за это как-то осуждаю авторов (не верят, и Бог с ними!). Просто не понимаю, зачем тогда надо было включать рассказ о зороастризме в книгу? Тем более что он несколько устарел, ведь в его основу были положены книги советских учёных пятидесятых годов прошлого века.
Тенденция эта (то есть отсылка к советской литературе), кстати, была продолжена и в следующей части, рассказывающей об Авиценне. Здесь он неожиданно для меня (да, наверное, и для себя самого) стал … таджиком! Нечто подобное уже встречалось в моей практике, когда в универе в рамках изучения курса истории математики и техники проходили Омара Хайяма. Лектор упомянула, что в советские времена его тоже причисляли к таджикам за то, что он проживал на территории современного Таджикистана. Вообще эта часть как-то разочаровала, ведь рассказывала больше о гонениях на великого учёного из-за классовой борьбы, а не о его научных достижениях.
Думала, ситуацию как-то исправит рассказ об ассасинах. Но, увы, подвёл и он. Не знаю, как можно умудриться изложить историю персидских ниндзя, то есть загадочных, таинственных, жестоких и неуловимых убийц так, чтобы это было скучно и совершенно непонятно. Но авторам это с блеском удалось!
Что скажу о книге в целом? Вроде бы и неплохо, ибо информации в ней довольно много, причём информации любопытной и ранее мне неизвестной. Но при этом общее впечатление осталось каким-то смазанным. Нет в книге единства, да и источники при написании можно было бы использовать и поновее.

написала рецензию4 июля 2025 15:40
Оценка книге:
8/10

Жизнь не всегда устлана лепестками роз, это не только лишь золото и сладкий вкус мёда. Бывает, она преподносит нам неприятные сюрпризы. Но горечь полыни будет нам казаться менее крепкой, если вокруг есть близкие люди, которые всегда поддержат. Ничего не потеряно, пока есть тот, кто тебя любит, а ты любишь в ответ. «Коли живы корни, будет новая поросль».

Эта небольшая сага повествует нам о судьбе трех поколений казахского рода. Сначала мы окунемся в мир советской деревни первой половины прошлого века. Именно тогда родилась Акбалжан, долгожданный ребёнок после многих потерь. Однако, не смотря на своё «медовое» имя, девочке с юности пришлось столкнуться с трудностями и закалить свой характер. Чтобы просто выжить, чтобы поставить на ноги своих детей.
Затем мы читаем о поворотах судьбы самой младшей дочери Акбалжан по имени Олтуган. Девочки, которая была так любима своим папой. Она была умницей и отличницей, но далеко не обладала покладистым характером. Яркая и своенравная.
А потом родилась Мария, на долю которой тоже выпали нелегкие времена и свои невзгоды.
Но какие бы невзгоды в разные тяжёлые периоды наших стран не возникали, рядом всегда были многочисленные родственники, друзья, соседи и родственники родственников. К слову, мы узнаем о поворотах судьбы многих персонажей, ведь они так или иначе имели большое значение для истории этой казахского рода. И благодаря крепким семейным узам книга пропитана каким-то светом, чистотой и неподдельностью. Части про большие и маленькие беды становилось читать менее тяжело, потому что ты знал, что за спиной героев есть любящие родные.

Что может не понравиться искушенному читателю, это простой язык, не лишённый средств выразительности, но и не особенно витиеватый. Мне же это совсем не мешало.
#каникулы_2025 (пункт 1)

написал(а) рецензию4 июля 2025 10:47
Оценка книге:
8/10
МанфредДжордж Гордон Байрон

#малолит (поэма)

И нет ему покоя

Мне кажется, что данное произведение прекрасно передает эмоциональное состояние автора, на тот момент - метания, депрессию, обиду на весь белый свет и естественно, особо взращенную гордыню, которая выводится в этой поэме, как нечто уникальное, без порицания, если вспомнить биографию Байрона, то там многое совпадает, в плане эмоций.

Главный персонаж произведения, чернокнижник Манфред, не принят и не понят обществом, отчасти из-за своего эгоизма, самомнения о себе как о сверхчеловеке. Он уходит в опасную игру с темными силами, пытаясь поиметь для себя особую выгоду - власть и сакральные знания. И в этом, книга становится похожа на "Фауста" Гёте. Но только в этом есть схожесть, а дальше идет иное - показана ловушка с бессмертием, в которую попадает самоуверенный Манфред, чтобы выбраться из вечного тупика, ему теперь надо наступить на горло своему эго.

Но даже в этом угнетенном состоянии, Манфред не ищет помощи у Бога, он снова обращается к нечистой силе, снова пытается заключать новые сделки, и да, где вероятность того, что все реально заканчивается для него исходом, который он хотел? Духи с легкостью нарушали свои слова и ранее, но Манфред, не смотря на свою ученость, словно этого не понимает и не вспоминает.

В принципе, это странный персонаж, который застревает где-то посередине - он, то мнит себя чуть ли не божеством, то говорит, что готов к смирению, а на деле топчется на месте, упиваясь патовой ситуацией.

Кстати, примечательно то, что особо не показана битва за его душу, только в конце, местный аббат, внезапно так, решает призвать к возврату к вере Манфреда, который подсел уже на темную магию окончательно и если честно, то мне кажется, что там уже началась трансформация человека в нечисть, только он еще этого не понял.

Для меня данная поэма это образец прекрасного, классического слога, вот только моральная составляющая поэмы, где излишняя гордыня подается как особое качество интеллектуала, выглядит несколько инородно.

Данный текст стоит воспринимать с неким скептицизмом, ведь, хотя Манфред и не порицается открыто, но его конец не особо счастливый и удачный.

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт