Лучшая книга против рабства и расизма.
В 1884 году Марк Твен опубликовал свой самый великий роман - «Приключения Гекльберри Финна».
По словам Эрнеста Хемингуэя, вся современная американская литература вышла из этой книги (прям как Лев Толстой из гоголевской «Шинели»😊):
Лучшей книги у нас нет. Из неё вышла вся американская литература. До «Гекльберри Финна» ничего не было. И ничего равноценного с тех пор тоже не появлялось.
На мой взгляд, для такой высокой оценки есть все основания. Мне доводилось читать другие американские книги, главной задачей которых была борьба с рабством, а позже – с расизмом, но ни одна из них так ясно и наглядно не демонстрировала миру всю ужасную отвратительность названных социальных явлений. Именно Марку Твену, благодаря его неоценимому таланту, удалось облечь в форму легкой и увлекательной хулиганской истории столь важные и глубокие темы.
«Приключения Гекльберри Финна» задумывались в качестве продолжения «Приключений Тома Сойера» (кстати, первого американского романа в жанре реализма). В итоге свет увидело чуть ли не самое смелое для своего времени произведение американской литературы. Книга, которая на первый взгляд может показаться детской или подростковой (все-таки рассказчику-Геку только 12-13 лет, и его рассуждения должны быть понятны ровесникам), на деле поднимает очень сложные «взрослые» вопросы: рабство, лицемерие общества, моральный выбор и подлинная свобода.
О чем книга? Бегство как путь к себе.
Главный герой, Гек Финн, — мальчик-бродяга, живущий у окраин цивилизованного мира, на консервативном американском юге. Устав от жестокости отца-пьяницы и условностей «приличного» общества, он инсценирует собственное убийство и сбегает на остров Джексона, где к нему присоединяется негр Джим — беглый раб, мечтающий обрести свободу и выкупить свою семью.
Их путешествие на плоту по Миссисипи становится не только физическим перемещением в пространстве, но и духовным перерождением юного Гека. Мальчику предстоит пересмотреть многие свои взгляды, сформированные окружающим обществом и вполне естественные в то время и в тех местах.
Твен показывает, как Гек, воспитанный в расистских предрассудках, постепенно начинает видеть в Джиме не «собственность», а друга. Кульминационным моментом становится внутренний монолог Гека, когда он решает помочь Джиму, даже если это «грех» по меркам общества. Это один из самых сильных эпизодов романа, раскрывающий конфликт между личной (возможно, врожденной) нравственностью и навязанной общественной моралью.
Язык, стиль и юмор.
Роман, как уже упоминалось выше, написан от первого лица — простым, грубоватым языком уличного мальчишки, что создаёт эффект абсолютной достоверности. При этом книга не становится мрачной драмой или унылой трагедией (чем грешат многие другие антирасистские произведения) — наоборот, здесь много комичных сцен, от которых я иногда не мог сдержать улыбку, а порой хохотал до упаду.
Резюмируя, хочу еще раз сказать, что «Приключения Гекльберри Финна» — великий роман о свободе и ценности человечности вопреки извращенным законам общества. Это книга, которая учит смеяться, думать и сопереживать (на мой взгляд, триада самых важных человеческих умений).
И если когда-нибудь мой 12-летний сын попросит дать ему три книги, которые нужно успеть прочитать в его возрасте, то одной из этих книг будут «Приключения Гекльберри Финна».
Ранее мне уже приходилось читать книги на эту тему, но более полной, обстоятельной, гуманной и межнаучной мне не встретилось. Обычно в таких книгах всё равно происходит перекос либо в техническую сторону, либо в социально-катастрофическую, либо прикладную для конкретных областей знаний. Тут же - прекрасный синтез получился. Много и по делу.
Единственный жирный минус даже у такой книги - ещё несколько лет и она будет актуальной только в рассуждательной своей части, т.к. уже сейчас, по прошествии всего 10 лет после выхода книги, кое-что из предположений мир догнал и перегнал.
Больше всего мне понравилась "моральная" сторона описания ИИ, а также сравнение и указание на отличие ИИ от человека, и в целом сопоставление с человеческой цивилизацией: как помощника и как опасность.
"... Или это человеческая природа, усиленная техникой?" - эта мысль попадает в точку. Как деньги, власть, любое оружие, ИИ также всего лишь "удлиняет" человеческие руки, усиливает влияние, приумножает могущество. Не стоит его демонизировать как отдельное явление, это всего лишь инструмент и одно из проявлений и продолжений человеческой природы.
Техническая сторона вопроса также донесена до непрофильного читателя доступно, объемно и понятно.
Однозначно оставляю в своей библиотеке.
Такие книги, мне думается, необходимы всем мыслящим людям, независимо от рода занятий и приложений своих способностей.
#библиополия (Посылка с книгами)
#выполняю_обещание (пункт 21)
#выполняю_обещание (пункт 11, 2 из 2)
Эта книга об Эркюле Пуаро несколько выходит за привычные рамки историй, прочитанных мной о великом сыщике ранее. Наверное, таланту, подобному писательскому таланту Агаты Кристи, вообще трудно удержаться в каких-то рамках. Взять для примера хотя бы её романы, повествующие о великолепной и неподражаемой мисс Марпл. В них трудно отыскать схожесть в построении сюжета. То мисс Марпл сопровождает читателя с самого начала, то присутствует в описании лишь изредка в качестве тихой, но чрезмерно любопытной соседки, а то и вовсе появляется ближе к финалу, чтобы с блеском распутать даже самое запутанное дело.
Но до этого романа с Эркюлем Пуаро дело обстояло несколько иначе. Обычно он присутствовал в сюжете от начала и до конца. Заказчики либо приходили к Пуаро с просьбой распутать какое-нибудь загадочное дело, либо он сам оказывался очевидцем запутанной истории. А дальше беседы, сбор сплетен, разбор психологии… И, вуаля! Преступник предстаёт перед лицом правосудия.
Не могу утверждать наверняка, почему Агата Кристи выбрала такой подход. Возможно, всё дело в том, что мисс Марпл – женщина и скорее любительница по части расследований. Да и живёт в таком тихом месте, где вообще редко происходит что-то экстраординарное. Ну а Пуаро – мужчина и профессионал, которому просто долг велит быть в непосредственной близости от преступлений. Так или иначе, но этой книгой Агате Кристи удалось меня удивить.
Дело в том, что Пуаро появляется здесь на первых страницах, так сказать в прологе ко всей истории, чтобы потом пропасть и появиться лишь после доброй половины повествования. И это вовсе не сделало книгу менее интересной. Напротив, я с нетерпением ждала, когда же наконец свершится то самое злодеяние и явится Пуаро собственной персоной, чтобы всё расставить по местам. Но до этого момента мне приходилось читать историю не самого благородного семейства.
Вообще подобные люди редко вызывают мою симпатию. Дело в том, что негласно главой семьи являлся богатый и щедрый дядюшка Гордон, который приучил всех остальных не особо напрягаться и волноваться, ведь он всегда был готов прийти им на помощь. Да и после смерти обещал обеспечить всех и каждого. И это, естественно, вошло в привычку у Клоудов. Единственная, кто хоть как-то был не согласен с подобным положением дел, это Лин, отслужившая четыре года на войне и только-только вернувшаяся домой.
А ещё судьба, которая вмешалась в привычный порядок дел: дядюшка Гордон внезапно женился на юной особе, а потом погиб во время бомбёжки, не успев составить новое завещание. И все его деньги отошли молодой вдове Розалин. Но вскоре выясняется нечто необычное. Оказывается, первый муж Розалин, которого считали умершим, возможно, и не умер вовсе. Но тогда все деньги должны принадлежать Клоудам! Когда же объявляется таинственный незнакомец и обращается с просьбой к брату Розалин, события и вовсе приобретают головокружительный оборот.
И читать всё это было реально интересно. Хотя главную тайну истории мне разгадать удалось довольно быстро, но от этого наблюдать взаимоотношения персонажей было не менее любопытно. Когда же вернулся Пуаро, стало совсем хорошо. Ну а финал… Что ж. он был весьма остроумен, хотя и напомнил какой-то не очень качественный женский роман.
Вообще, я не сторонник чтения книг по типу «женщина в такую-то эпоху», поскольку мои опыт прочтения и историческое образование говорят, что, как правило они чушь несусветная. Однако, именно эта книга меня впечатлила и хочу оставить о ней положительное впечатление.
Во-первых, авторы излагает события в проблемно-хронологическом порядке. Поэтому, все сведения укладываются в голове достаточно легко, без всяких путаниц. Кроме того, темы автором тоже разложены по полочкам, поэтому при чтении вы узнаете как о жизни леди в разных слоях английского общества, так и об их образовании, профессиях, шляпках, зонтиках и т.д. Все планомерно и постепенно.
Во-вторых, авторы приводит множество примеров, иллюстрирующие их слова, причем это не только реальные исторические личности, по типу известных политических деятелей или представителей аристократии или известных миру лиц (писатели, например), но и литературные герои, которых в английской литературе описываемого периода предостаточно. Такой подход мне понравился и думаю, что для тех, кому история далека, такие примеры будут весьма кстати.
В-третьих, меня позабавили многие исторические аспекты, о которых здесь так подробно написано. Из самого запоминающегося: помада для волос из мозгов, лекарственные средства на основе лауданума, средства для ухода за кожей, нереальные корсеты и корсажи, выбор профессии и замудренные манеры. Как прекрасно, что в наше время все гораздо проще)) Кстати говоря, в книге полно рецептов, как кулинарных, так и средств с лауданумом.
В-четвертых, и пожалуй, самое интересное для меня: реальные истории женщин, оказавшихся выше общественного мнения в XIX веке: Изабелла Битон, написавшая знаменитую «Книга о ведении домашнего хозяйства»; Флоренс Найтингейл, бросившая вызов вообще всему миру и уехавшая спасать жизни людей в Крымскую войну, став основательницей помощи сестер милосердия и многие другие.
Конечно, положение женщины в Англии в XIX веке было капец какое сложное: это нельзя, туда не ходи, но при этом их правитель – женщина! Страна парадоксов)) Прям как у нас!
#библиополия (события в XIX веке, 200, розовый)
#прогулкипоистории (английский апрель).
О! Сначала тоже эту хотела взять книгу на Прогулки по истории, но решила, почему только о женщинах? И взяла другую книгу автора про эту же эпоху)
@rina_rot, я как-то не акцентировала внимание при выборе, что там только про женщин. Про эпоху, в целом, не плохо написано. Думаю, у авторов и другие книги будут интересными, пишут здорово
Достаточно интересная и необычная книга. Это надо было еще додуматься соединить откровенно шпионский роман с историей взаимодействия человека и леса и все это с явным акцентом на сексуальной жизни героев. Только вот цельного гармоничного произведения не получилось, и это одна из причин, почему я не поставила книге высокую оценку. Честно признаюсь: с одинаковым интересом следила и за судьбой сотрудника спецслужб Кристофера Барлоу и за судьбой охотинспектора Юзефа Марына. Но для меня это две разные истории, хотя человек - один. Вот так получилось. И ни с одной ипостасью героя как-то не вяжутся его мечтания о чистой любви без секса. Они у меня вызывали только усмешку. Хотя мозгами вроде понимала, что когда ты не один год мужская версия «медовой ловушки» и должен быть готов в любое время с любой женщиной, то, наверное, можно и задолбаться, извините. Но вот какая-то странная особенность у этой книги, что она эмоционально не трогает. Если отойти от мужчины Марына/Барлоу, есть женский персонаж Вероника, раз за разом переживающая сексуальное и эмоциональное насилие. Сказать, что я как-то сильно ей сочувствовала, когда читала обо всем этом, не могу. Герои какие-то немножко искусственные, странные, как зомби. Автор все время повторяет, что лес ворует души, вот у него и получились, какие-то люди без души. О них читаешь, настраиваешься на определенную волну и сам становишься каким-то невосприимчивым к чужим страданиям. К таким бы персонажам соответствующую атмосферу: чего-нибудь таинственного, мистического. Красок бы побольше, образности. Скуповат в этом плане автор. Повторяя раз за разом, что лес забирает души, отнимает земли, Ненацкий вроде как пытается превратить сам лес в нечто живое, зловещее даже. Но тут же сам себя и тормозит рассуждениями из серии: нет, ну а что, семена разлетаются, деревья быстро прорастают, что там удивительного или работа тяжелая, платят мало, приезжает на лесозаготовки всякий сброд полукриминальный, что там воровать, души уже давно нет.
В общем, лес в этом романе не живой, не хороший и не плохой. Лес - это то место, где с человека слетает, если не все, то многое, что привнесено культурой, образованием и т.п. Остается что-то очень древнее, практически первобытное, когда для того, чтобы нормально приживались саженцы, настоятельно рекомендуется заняться на делянке сексом, и баба должна быть нормальная, не доска худосочная. Подобные практики еще у Фрэзера в «Золотой ветви» описаны. А часто лесу у человека просто обнажается его животная суть, пропадает стыд. То, что должно оставаться в спальне выносится на всеобщее обозрение. Кулеша с гордостью демонстрирует другим тело своей жены и предлагает пощупать; одна из героинь, не стесняясь рассказывает, что одной сиськой она кормит ребенка, другой мужа., Жестокость, агрессия, насилие - воспринимается большинством как норма. Вот, если ты не боишься зверя, который из тебя в лесу обязательно вылезет, тогда приходи. Барлоу был ко всему подготовлен, он и без леса жил волком-оборотнем, для которого нормальные привязанности под запретом, а применить силу или даже убить – раз плюнуть. Он был идеален для леса, и тот его вознаградил.
Очень странными и сложными тропами в финале автор привел к тому, что любую травму, любой комплекс можно преодолеть, когда находишь по-настоящему своего человека. Получилась такая немножко вычурная сказка для взрослых, в которой мне много чего не хватило, но в целом неплохо.
#непутевые_заметки №1 (1984 г.р.)
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.