написал рецензию28 июня 2025 4:23
Оценка книге:
7/10

Роман одного из виднейших французских порнографов рубежа XIX-XX веков Пьера Луиса под названием «Афродита» в 1994 году был опубликован одним из харьковских издательств в серии «Избранные произведения для юношества». Удивляться, в общем-то, нечему. Время было дикое. Например, на несколько лет раньше, меня, старшеклассника, как и весь остальной класс, школа отправила в видеосалон на коллективный просмотр какой-то эротической киноленты.

Так вот, юношам, взявшим в руки «Афродиту», предлагалось ознакомиться с историей жизни и гибели одной из прекраснейших куртизанок древней Александрии по имени Хризис. Мне кажется, сюжет имеет отдалённое сходство с биографией Фрины — знаменитой гетеры древней Греции, во всяком случае в некоторых ходах, но у Фрины всё завершилось гораздо менее трагически.

Роман имеет пограничный характер между эротикой и порнографией, если такая граница вообще может быть проведена. Мне кажется, что порнография — это, скорее, частный случай эротики, а не самостоятельное явление, но здесь я просто следую традиции. Конечно, в романе нет бьющей в лоб натуралистичности, характерной для текстов сегодняшнего дня, не только эротических, а вообще. В нём читатель не найдёт констатирующих описаний технологического характера, как например, что куда вошло, под каким углом, давлением и с какой частотой поперечно-продольных колебаний. Но, тем не менее, вещи называются своими именами, и не приходится сомневаться, что автор имел в виду. В том числе явления страшные и позорные, типа педофилии или наслаждения пытками и убийством.

Так как Пьер Луис очень интересовался античностью, любил и хорошо знал этот период, сцена романа построена достоверно (насколько я могу судить) и детально. Жизнь, кипящая на страницах «Афродиты», подчиняется законам и обычаям Птолемеевского царства, поклонявшегося многим богам, но, прежде всего, богам Олимпийского пантеона. Я бы даже сказал, что, если отвлечься от эротической составляющей, в книге обнаружатся и исторический, и философский компоненты. Правда, все стороны жизни, не касающиеся эротики и культов, в произведении остаются в тени.

Сюжет и действующие лица, напротив, не показались мне убедительными. Если только не сделать скидку на задранный до самого верху уровень драматизма повествования. По сути, герои совершают странные до дикости поступки. Женщина, которой не слишком интересен определённый мужчина, требует от него воровства, убийства и святотатства. Мужчина, даром что не страдает от нехватки женского внимания, как-то проникается крутостью требований и исполняет приказ. После чего роли меняются, и уже женщина напрасно старается растопить скованное льдом сердце мужчины, из прихоти отправляющего её на верную погибель.

Юную жизнь и красоту Хризис, конечно, жалко, но не заложена ли Луисом в роман идея, что каждый человек — сам свой собственный погубитель и злой гений, а за желания всегда приходится расплачиваться?

Интересно, но самые тёплые чувства у читателя вызывают две молоденькие и глупенькие подружки-лесбиянки, проявившие гораздо больше человечности и достоинства, чем разодетые или голые дорогие куртизанки, философы, поэты и скульпторы.

Прочитав «Афродиту», мне невозможно отказать Пьеру Луису в писательском даре, пускай и очень специфичном.

написала рецензию27 июня 2025 20:04
Оценка книге:
10/10
БасниИван Крылов

#малолит (басня)

Сначала в рамках данной темы мне ужасно захотелось отрецензировать что-то необычное. То есть не произведение привычных Эзопа, Лафонтена или Сергея Михалкова, а творение какого-нибудь малоизвестного баснописца. Но потом я подумала, зачем лезть в какие-то дебри, когда у Ивана Андреевича Крылова есть замечательная басня, которая уже давно стала практически моим жизненным кредо? Итак, прошу любить и жаловать: Ларчик.
Для тех, кто ещё не знаком с ней, вкратце поведаю сюжет. К кому-то принесли от мастера Ларец красоты необычайной. (Пишу «Ларец» с большой буквы не от безграмотности, а потому, что так принято в баснях: если зверь или предмет выступают в роли главных героев, то их наименование становится в некотором роде именем собственным.) Всем был хорош Ларец, но вот замка у него не было. Конструкция, так сказать, не предусматривала.
Вместе с Ларцом появляется и второй персонаж, Мудрец от механики. Взглянув на Ларчик, он тут же решается разгадать его секрет. Ведь Ларец без замка! Значит, чтобы его отрыть, нужна какая-то хитрость. А кому, как не Мудрецу, браться за такое? Он мудрит, пробует разнообразные варианты. Но Ларец своей тайны не выдаёт: открывается-то он самым элементарным способом…
Не удивлюсь, что кому-то данная басня может показаться насмешкой над Мудрецом. Но его образованность, знания и накопленный опыт не вызывают сомнения. Ведь он не зря назван Крыловым именно Мудрецом механики. На эту историю нужно смотреть под иным углом. Во-первых, ошибаться и заблуждаться порой может даже самый умный из нас. А, во-вторых, не нужно искать хитростей и сложностей там, где они (позвольте мне немного повториться) просто не предусмотрены конструкцией.
Причём же здесь моё жизненное кредо? Элементарно! Дано убедилась на собственном жизненном опыте, что у любой, даже очень трудной задачи есть простое и элегантное решение. И его всегда можно отыскать, если не мудрить, пытаясь продемонстрировать окружающим свою учёность, и не усложнять. Ларчик-то просто открывался…

написал рецензию29 июня 2016 10:07
Оценка книге:
9/10
Луна - суровая хозяйкаРоберт Хайнлайн

Революции были и будут всегда, ведь это самый быстрый способ, чтобы что-то изменить. Революцией управляют люди? Как бы не так, ведь в будущем нас будут сопровождать компьютеры с ИИ, которые смогут проанализировать все возможности и привести людей, далеких от политики и революций, к наилучшему возможному результату.

Колонизированная Луна используется, как место ссылки заключенных, которые после прибытия на Луну производят зерно для Земли. Они на ней живут, заводят семьи, их дети занимаются тем же, чем и их родители. Ведь после нахождения на Луне определенное время, происходят физиологические изменения, которые делают лунарей неспособными жить на Земле. Проходит уже много времени, а условия становились все тяжелее, и в народе начинает зреть зерно революции.

Книга понравилась, как технической составляющей, так и социальной. Не было предоставлено излишней информации или же её недостатка, чтобы понять, что происходит на самом деле. Как и в любой фантастике встречаем прогнозирование будущего и хорошее такое попадание (в техническом плане), до некоторых вещей же нам ещё далеко, но все к этому и идет. Увлекательное описание социума на Луне, что дает большой плюс этой книге, хоть с некоторыми моментами трудно ужиться. Слегка напоминает утопическое общество, нет никаких банд, все живут в мире и согласии, никто не ворует друг у друга, для управления колонией требуется всего два десятка охранников. Желание узнать продолжение, не покидало меня до последних страниц книги, сюжет увлекал и не отталкивал.

Попытался почитать перевод от Щербакова, но не пошло. Перевод от Ковалевского и Штуцер понравился гораздо больше, который я и советую прочесть.

Dianna Sharmazanyan (@dean.sharm)27 июня 2025 13:16

Спасибо за отличную рецензию!)

Ответить

Иришка (@id63669177)27 июня 2025 14:21

Стоит на очереди, спасибо.

Ответить
создал(а) обсуждение20 июня 2025 14:53
Малолит

Друзья! Приглашаю вас в четырёхнедельный марафон, посвящённый исследованию малых литературных форм. Готовьтесь к интенсивной работе - предстоит познакомиться с 12 разными жанрами!

Малолит на Ридли

Организационные моменты:
- Старт: 23 июня 2024
- Финиш: 20 июля 2024
- Участие: свободное, нигде заранее записываться не надо
- Механика: публикуем рецензии с хештегом #малолит(лите...

Раскрыть
@areliya25 июня 2025 1:49

Пока первые рецензии появляются на сайте (очень рада их видеть и с нетерпением жду следующие), переходим к третьей теме: БАСНЯ

Басня — короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе. У басни есть родственные жанры - аполог и притча, но если в басне мораль даётся в лоб, то аполог и притча будут скорее иносказательными. При этом в притче героями будут люди, а в апологе, как и в басне, — животные, растения или предметы. Впрочем, как вы уже сами догадываетесь, эти различия довольно условны. Кто-то скажет, что все три термина являются синонимами, а кто-то будет утверждать, что это совершенно разные вещи. Не будем усложнять и для этого пункта марафона можно будет взять как, например, Басни Жан де Лафонтен, так и какой-нибудь аполог из книги Калила и Димна. Против притч тоже не возражаю, в конце концов почему бы не поразмышлять над какой-нибудь историей из Притчи народов мира. Индийские притчи?

Любопытный факт: Басни сочиняли еще в Древнем Вавилоне (II тыс. до н.э.!), но «отцом» жанра считается Эзоп (VI в. до н.э.)

Ответить

@areliya26 июня 2025 11:36

Следующая тема нашего марафона: МИФ
Миф - сакральное сказание о богах, героях и сотворении мира, объясняющее:
- Природные явления («Почему гром гремит?» = Тор бьёт молотом)
- Культурные традиции («Почему мы празднуем Новый год?»)
- Моральные нормы («Что бывает за гордыню?»)
В кои-то веки чёткое определение! Однако так как это сказания, то в оригинале мифы найти сложно, если вообще возможно. В основном доступны авторские переложения. Зато порой появляется возможность изучить один и тот же миф с разных точек зрения (Греческие мифы есть в авторстве Николай Кун и Стивен Фрай).

Так как мифы обычно идут скопом, то на всякий случай уточняю - в рамках марафона пишем рецензию на один миф, например на один из подвигов Геракла. Из хорошего - в последнее время появилось множество книг мифов народов мира: Кельтские мифы, Славянские мифы, Корейские мифы. От Небесного владыки и принцессы Пари до королей-драконов и духов-хранителей, Карело-финские мифы, так что выбор довольно богат.

PS Про былины не забыла, будут ближе к концу марафона

Ответить

@areliya27 июня 2025 14:20

СКАЗКА — От мифа к волшебству

Когда древние обряды теряли сакральный смысл, связанные с ними истории становились развлечением или поучением. Так из мифов рождались первые сказки, по крайней мере это самая поддерживаемая версия появления сказок. Например, похищение молодильных яблок как отголосок мифа об Идунн в сказке «Иван-царевич и Серый Волк».

Позже появляются авторские сказки как:
1. Обработка фольклора (Братья Гримм, Шарль Перро)
2. Литературные подражания (Синдбад-мореход и семь его путешествий, возможно, созданный для Тысяча и одна ночь. Сказки Шахерезады первым составителем, т.к. нет подобного первоисточника в восточной культуре)
3. Современные переосмысления (Диана Уинн Джонс, Сельма Лагерлеф)

Наиболее известным исследователем сказок является Владимир Пропп, который выделил аж **31 функцию** сказочного сюжета. Вот некоторый из них:
- Запрет («Не трогай веретено!») Спящая красавица
- Вредительство (Порабощение мира) Темный Властелин Деркхольма
- Отправка героя («Иди туда — не знаю куда…») Синяя птица
- Волшебный помощник (Серый Волк, Щука, Облако) Лоскутик и Облако

Ответить
написала рецензию26 июня 2025 16:19
Железный корольМорис Дрюон

Читать цикл «Проклятые короли» я начала с пятой книги. Это не в моих правилах, я всегда читаю серии по порядку. Но теперь, добравшись до первой книги серии понимаю, откуда всё началось. Причём началось не только повествование, но и трагедия, нашедшая отражение в последующие десятилетия.

В центре повествования - Филипп IV Красивый, король Франции, который красив лицом, но с каменным сердцем. Его прозвали Железным за несгибаемую волю, хладнокровие, невозмутимость и решительность. Он правил безжалостно, жестко, но продуманно. Именно во время его правления Франция превратилась из феодального королевства в централизованное государство с абсолютной монархией

В его правлении — порядок, внешнее величие и страх. Он укрепил королевскую власть, вступил в конфликт с Папой Римским, подчинил церковь, обложил налогами подданных, разгромил орден тамплиеров. Но за этим крепким фасадом зияют трещины. Его единственная дочь королева Англии Изабелла несчастна в браке, его сыновья слабы духом, а окружение состоит из людей, жаждущих власти и наживы.

Особое место в романе занимает проклятие великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле. Его казнь на костре становится не только финальной точкой трагедии ордена, но и началом падения династии Капетингов. Слова, брошенные в лицо королю с пылающего костра, звучат как приговор: «Папа Климент! Рыцарь Гийом! Король Филипп! Призываю вас предстать перед Божьим судом в течение года!» Правда это или легенда неизвестно, но король Филипп с полна поплатился за свои действия.

Женские образы в романе сплошь несчастные и страдающие. Страдает Изабелла, незнающая любви своего мужа и живущая в тени его фаворита. Страдают невестки короля Маргарита, Жанна и Бланка, выданные замуж по расчету, ставшие жертвами своего положения и узницами своих страстей. Их любовные связи и последующее разоблачение стали роковым ударом в спину всей династии.

Роман произвёл сильное впечатление. Сюжет развивается ровно и уверенно, без провисаний и лишних отступлений. Каждая сцена продумана, диалоги интересны, а повествование держит в постоянном напряжении. Герои прописаны многогранно. Они живые, сложные, противоречивые персонажи. Ни один из них не вызывает однозначной симпатии или осуждения. Сцена с казнью тамплиеров и проклятием - центральная в произведении, именно она становится той мистической силой, которая медленно, но верно подводит героев к неизбежному концу.

Морис Дрюон содал практически идеальный исторический роман. На его страницах оживает эпоха с её интригами, жестокими нравами, борьбой за власть и разрушением былых авторитетов. Королевский двор предстаёт в нём не просто политической ареной, но ареной борьбы человеческих страстей - алчности, предательства, боли, гордости и одиночества.

Февральские #прогулкипоистории Франции

Нина (@ninashashkova)26 июня 2025 16:28

Вторая и третья книги еще интереснее. А четвертая моя самая любимая) дальше уже послабее книги

Ответить

Катя (@katzhol)26 июня 2025 19:52

@ninashashkova, значит впереди у меня еще столько интересного. А почему четвертая книга самая любимая?

Ответить

Нина (@ninashashkova)26 июня 2025 21:23

@katzhol, там сюжет, как я люблю: умный главный герой, интриги и неожиданные повороты сюжета)) ну, если историю знать, то будет, наверно, не всё неожиданно, но я ничего не знала на момент прочтения, и мне было интересно)

Ответить
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт