написала рецензию25 мая 2025 21:51
Война и мирЛев Толстой

А вы думали МарьВанна где? Она третий месяц читает Великое и медитирует, справляясь с поставленной самой же себе задачей на этот год — неторопливого наслаждения от чтения.

Еще раз благодарю @tinuviel за подаренный мне двухкирпичный вариант книги! Это издание еще и с историческими иллюстрациями и комментарием Вениамина Каверина на заднем корешке о том, что в этой книге есть всё. «Ну, так уж и всё!?- подумала я и пошла развенчивать этот скепсис и свои детские предубеждения насчет романа. И залипла на много недель. От этого и спляшу в своей рецензии. От своих обывательских мифов. И как от них я пришла к мнению Каверина.

1. Прочитано ли это в школе? Усвоено ли? Зачем это тогда было? — мною точно не в полном объеме, тк из всего, что мне встретилось, я радостно вспомнила лишь вздернутую губу с бесячими черными усиками у беременной жены Андрея Болконского, и что все это плохо кончилось. Про сцену глядящего в небо под Аустерлицем самого князя я больше помню из разных упоминаний гораздо более поздних времен. Типа — знаковая сцена. Хотя сейчас она мне показалась вовсе не самой замечательной и воспринята была (из-за оскомины своей популярности) совсем иначе. Книга явно была «оставлена до лучших времен» и они настали спустя 30 лет. Зачем она в школе? — чтобы когда-то дотянуться до шедевра (кто сможет) и держать как настольную как и В.А. Каверин.

2. Военные сцены нужно/можно пролистать, закатив глаза, ибо «кому сейчас это интересно?!»— я, существо женского пола, максимально далекое по интересам и профессии от истории и военных баталий, не пролистывала, а читала полностью всю книгу, включая военные действия. Все просто: я нашла там для себя горы примеров человеческой психологии масс/стрессовых ситуаций/управления коллективом. Бесконечно интересно, да еще и с пояснениями для тех, под чьим руководством есть хотя бы пара человек. Ну, а если пара сотен, то вам точно сюда. А если вы еще слегка подневольный, и кроме ведомых у вас имеется сверху «государь», то читайте и выписывайте. Единственное, что очень сильно бросается в глаза в той войне — медленное ее течение и какие-то стойкие понятия о законах и чести. Боюсь, сейчас это мало в каких областях жизни можно ожидать от противника. Но как трафарет иметь стоит.

3. Наташа Ростова — легкомысленная шалава и предмет шуток уровня анекдотов про поручика Ржевского. — В романе про нее много и подробно. С самого детства. Объясняется все, не оставляя места для домыслов. Шутки рождены придурками, не вникавшими в суть развития персонажа. Выхватили один эпизод ее юношеского «косяка» и давай плясать, размахивая грязным бельем. Но грань Толстой многократно и основательно переходил потом в сторону ее реабилитации. Шутники до туда точно не дочитали. Примерно как и я в первый раз.

Из своих впечатлений еще добавлю восхищение мужскими персонажами. Их эволюцией и судьбой. Друзья Пьер и Андрей — мои фавориты. (Хотя старая гвардия тоже, ох, как хороша! ). Одних из рассуждений хватило бы на отдельную книгу. И как удивительно свел в начале и финале романа Толстой двух «безотцовщин»: как классно развился один персонаж и стал примером и кумиром для молодого, только входящего в жизнь. Красиво и умно!

Сотни страниц психологии и философии. Не устаревающей, понятной, подробно и схематично поясняемой на конкретных примерах. Много про власть, свободу, судьбы отдельных людей и наций. Масштаб книги требует масштаба мышления. Это точно не тот вариант, когда «каждый найдет в романе что-то свое по своему уровню развития». Нет. Такое впитывается только целиком. Когда (если) надо.

Пс— я читала полный бумажный вариант в первый раз, оставив его неповрежденным. Второй и последующие будут точно с маркером и восклицательными знаками. К концу дней своих, изрисую всё!
Шедевр, вызывающий гордость и счастье обладания.

#выполняю_обещание (15. Классическая русская литература)
#прогулкипоистории (3. Тайные организации - массоны)
#непутевые_заметки (6. Странствия)

@bedda, ахххааа мне уже сто лет, и в связи с этим опыт подсказывает, что для такого рода (облегченных) дам, семья и «самочность»- лучший исход. Для продолжения порхания или тем более переход в состояние сердцеедки ей не хватает ума и/или стервозности.
Соня пустая и есть. Роль приживалки в нее вросла, значит там много изначально и не содержалось.
Экранизацию никакую не видела и прям глаза закрываю. Знаю только эпизод с Тихоновым и то только ради вальса Шостаковича терплю))).
Такие фильмы ( на такие произведения) как передают книгу? На 1/5? Только сходил-сделал? Мысли автора остались автору? Но если ты настаиваешь, полюбопытствую.

Ответить

@bedda25 мая 2025 23:31

@natalya.s.alex, нет нет нет, философия Толстого применительно к женщинам мне не близка) Экранизация конечно же сходил-сделал, но зато как! Я всю жизнь страдавшая неудачным подбором большинства актеров в экранизации Бондарчука прямо упивалась схожестью образов в моей голове и их экранным воплощением в этой бибисишной версии. Не хочу повторяться, когда-то я подробненько описала впечатления по горячим следам: https://www.instagram.com/p/BFE1UK3xbEYcfRhRihqWaslD4J4c3M2dcoYEjE0/?igsh=Zm42N2RreGJ3MDIx

В общем, не идеально, но лучшее на сегодняшний день. Прям пересмотреть-перечитать захотелось снова))

Ответить

@bedda, так то ж были Те женщины в Те времена. Понятно, что в мировом масштабе ( то есть сейчас) не близка.
Гляну тогда.

Ответить
написала рецензию25 мая 2025 14:43
Оценка книге:
7/10

#БК_2025 - 3. Книга, которую вы начали, но так и не дочитали. (Подружка подарила аудиокнигу пару лет назад, но не пошло. Отличный повод начать заново.)

Этот научпоп о том, что фигня, которая происходит с нами зачастую объясняется (оправдывается) какими-то биологическими, химическими процессами внутри нас. Автор затрагивает темы зависимостей (еда, курение, алкоголь, наркотики), депрессии, сезонной хандры и сексуальности.
Например, книжка приводит тест на проверку депрессии и ненавязчиво рекомендует обратиться к специалисту, если результат теста подтвердился. Но на самом деле, как автор подмечает, если у вас и правда депрессия, вы вряд ли будете читать научную литературу.
Книга иногда запугивает использованием биологических терминов, но при этом суть обьясняется доступным языком и не без чувства юмора.
Наверное, если у вас есть биологическое или медицинское образование, вы ничего особо нового для себя не откроете, а вот простым смертным очень даже стоит ознакомиться, особенно молодым.
Не успеете опомниться, а книжка уже закончилась: аудиокнига занимает 9ч,например. У меня, кстати, не было претензий к озвучке аудиокниги, но я видела негативные отзывы. Всегда надо прослушивать фрагмент, прежде чем покупать аудиокнигу..

*для особо брезгливых: дальше будут упоминания о всяких женских делишках, упомянутых в книге*

Не то чтобы читателю необходимо знать, что стриптищерши в овуляцию получают больше чаевых, чем во все остальные дни (разве что читательница сама стриптизерша, тогда это полезный рабочий лайфхак - никаких выходных в овуляцию), но это было просто очень забавно слушать.
Думаю, книжка помимо развлечения, может и открыть что-то новое и полезное, или напомнить и даже успокоить, а также разложить вещи по своим местам. Например, мне понравилась часть о том, почему иногда уходит счастье из жизни в месячные. Да, это всем и так известно: пмс это зло, бабы с ума сходят.. но а почему так, и так ли уж это плохо, если вы испытываете особенно сильную тревожность во время пмс? Ну и просто хорошо понимать или лишний раз услышать, что это не ты одна такая вот неадекватная и грустная бываешь, это так организм работает.

По итогу, мне кажется, стоит читать тем, кому хочется разобраться в себе и своих эмоциях, кто пытается бороться с зависимостью - вдруг окажется полезным. Ну и всем, кому просто любопытно почитать про различные забавные опыты, некоторые из которых в нынешнее времена никто не разрешил бы проводить по этическим соображениям.

написала рецензию25 мая 2025 14:04
Оценка книге:
8/10
11 лжецовРоберт Голд

"11 лжецов" - это вторая часть серии детективных романов про журналиста Бена Харпера, и эта книга мне понравилась больше, чем первый роман 12 тайн. В этой части повествование более ровное, многие персонажи уже знакомы читателю. Но появляется и множество новых героев.

Роман начинается с того, что сгорает заброшенный клуб при местной церкви, и огонь не переходит на саму церковь лишь благодаря тому, что главный герой Бен Харпер оказывается случайным свидетелем пожара. Бен спасает некого человека, который оказался заперт в клубе, и вызывыет пожарную бригаду. Человек убегает, и понять, кто это был, журналист не успевает, но очевидно, что беглецу есть, что скрывать. Пожар же не просто уничтожает клуб, но и вскрывает то, что этот клуб таил долгие годы, - останки убитой женщины. Эта находка поднимает множество старых тайн, заставляет углубиться в прошлое жителей городка Хадли, про которое многие хотели бы забыть, а кое-кто в процессе разгадки этих тайн понимает, что вся его жизнь была ложью.

В "11 лжецах", как и в первом романе серии, много страниц отведено теме отцов и детей, но если в "12 тайнах" сюжет вращался вокруг главного героя Бена Харпера и его семьи, то здесь центром событий оказывается подруга Бена полицейский Дэни Каш. Автор снова прибегает в теме детства и утраты близких людей, но теперь с совершенно другой стороны. Лейтомотивом романа становятся вопросы: допустима ли ложь во благо и на что способны родители, чтобы уберечь своих детей.

Кроме того, мир романа - это идеальный мир, в котором полиция действительно пытается искоренить преступность, а случаи иного поведения "стражей порядка" - это возмутительные ситуации, выходящие из ряда вон. Я не считаю это недостатком, а скорее законом жанра. Концовка книги открытая, и это явный задел на продолжение, которое уже написано, но на русский, насколько мне известно, не переведено. Что ж, с любопытством ожидаю третью часть серии.

P.S. Перевод ужасен. Каким-то чудом оранжевые штаны беглеца из первой главы превращаются в оранжевые кроссовки, и это только самый вопиющий пример отвратительных перевода и редактуры.

написала рецензию25 мая 2025 12:24
Оценка книге:
6/10
Тьма знаетАрнальд Индридасон

Рецепт скандинавского детектива прост – берем мрачную пасмурную атмосферу, добавляем в нее угрюмого и пессимистичного главного героя (чаще всего это детектив в годах), смешиваем с импульсивным преступником с психическими отклонениями. Для аппетита сюда можно добавить алкоголизм, сумасшествие, коррупцию, одиночество, уныние, и несбывшиеся надежды. Все это долго-долго перемешиваем для получения однородной массы. Думаю, что читать такие произведения надо подготовленному читателю. Помню свой первый опыт – триллер «Я путешествую одна» ввел меня в состояние беспросветной безнадежности, но впоследствии я привыкла к мрачности повествования. И даже стала находить в них самобытность и оригинальность.
Но не в этот раз. Роман «Тьма знает» я взяла из-за чтеца аудиокниги (Игорь Князев) и страны - Исландия, которая подходила к условиям «путешествия». В бесконечных просторах ледника Лангйёкютль туристы находят замороженное тело бизнесмена, который бесследно исчез тридцать лет назад. Полиция ничего не смогла сделать и преступление осталось нераскрытым. И теперь Конрауд, полицейский в отставке, решает провести свое собственное расследование, чтобы докопаться до истины. Но детективная интрига раскручивается словно ржавое колесо, завязшее в грязи: оно то движется вперед, находя новые улики, но тут же откатывается назад, предаваясь воспоминаниями тридцатилетней давности. Детектив Конрауд - уставший от жизни мужчина с непростым прошлым, которого терзают призраки ошибок - кажется шаблонным. Да и второстепенные персонажи картоны, и их имена не запоминаются, а скорее всего служат серым фоном. Хотя я прониклась атмосферой Исландии с её ледниками и безлюдными просторами - и это, пожалуй, главное достоинство книги. Но предсказуемость сюжета разочаровала: раскрытие преступления не стало откровением, а финал оставил ощущение недоговорённости.
Роман «Тьма знает» — типичный исландский нуар, который подойдёт любителям медленных, атмосферных детективов, но не станет откровением для тех, кто уже знаком со скандинавской мрачностью. Если бы не условие марафона («страна с населением меньше 5 миллионов»), возможно, я бы не дочитала.
#непутевые_заметки (7 ЗАДАНИЕ - САМЫЕ-САМЫЕ)

написал(а) рецензию25 мая 2025 0:17
Поезд сиротКристина Кляйн

Эта книга вызывает странное противоречие - с одной стороны, рассмотрены важные исторические и социальные вопросы, с другой - делается это с помощью нелепых сюжетных ходов и неправдоподобных персонажей, из-за чего в начале хотелось бросить чтение.

Начну с того, что завязка сюжета выглядит откровенно искусственной. Попытка кражи потрёпанной библиотечной книги приведшая к осуждению несовершеннолетней на тюремный срок или обязательные работы выглядит нелепо, тем более, что это первый проступок героини. В реальности подобный инцидент вряд ли вышел бы за рамки административного нарушения, ограничившись выговором и, возможно, штрафом, но авторка решила использовать именно такой подход, чтобы столкнуть между собой двух героинь. Не менее причудлива сама причина кражи. У героини имеются деньги, но почему-то в местном книжном магазине нет ни одного экземпляра Джейн Эйр, а заказать девушка стесняется. *Сарказм* Украсть-то конечно легче, чем попросить продавца в магазине заказать книгу или воспользоваться Амазоном. *Сарказм*

Молли вообще вызывает смешанные чувства. Её вечные жалобы на непонимание со стороны опекунов, которые осмеливаются кормить её мясом и не хотят разглядывать её "богатый внутренний мир", выглядят довольно-таки нелепо. У неё есть своя комната, регулярное питание, над ней не производят физического или психического насилия. В целом, все описываемые ей проблемы вполне походят на проблемы обычного подростка, которого всерьёз не воспринимают родители. Да, это обидно, но даже по её собственному опыту, эти опекуны намного лучше того, что ей приходилось испытывать в других домах, где её принимали на содержание. Однако этого Молли недостаточно, она хочет идеального.

Наиболее интересна историческая часть книги. Правда тут, авторка явно заигрывает с читателем, показывая что поезда сирот были ужасным и позорным эпизодом истории, когда детей фактически просто отдавали в рабство. Но если вспомнить исторический контекст того времени, то картинка может сильно измениться. Например, в романе Стоунер, время действия которого примерно совпадает, описывается, что герой, как сын фермера, тяжело работал с юных лет сначала на ферме отца, а потом на ферме родственников. В книге Дерево растет в Бруклине также описывается, как дети начинают работать с раннего возраста, чтобы помочь своей семье. Вот только труд в родной семье считается нормой, а в приёмной превращается в эксплуатацию и рабство.

Возможно практика осмотра детей, особенно когда проверяли их зубы "как у лошадей" была неприятной и даже унизительной процедурой, но также возможно, что это был просто самый простой способ проверки здоровья ребёнка, который существовал в то время. В целом, правдиво показывается, что "поезда сирот" были сложным и неоднозначным явлением. Это была первая система, которая занималась целенаправленным устройством детей в новых семьях. Она явно была не идеальна, но всё же и не настолько прискорбна, как аналогичная система работных домов в Англии. По крайней мере организаторы искренне пытались помочь найти новые дома детям и в большинстве случаев успешно с этим справлялись.

Любопытны размышления о сложностях адаптации в новых семьях. Книга честно показывает, что проблема не всегда в жестокости приёмных родителей - часто это вопрос взаимного непонимания, культурного разрыва, несовпадения ожиданий. Героиня, ностальгирующая по пьющему отцу и ненадёжной матери, при этом критикующая стабильных, но "неидеальных" опекунов - хорошая иллюстрация этой проблемы.

Главная слабость романа - его упрощённый чёрно-белый взгляд на сложные социальные явления. Авторка явно симпатизирует детям и демонизирует приёмные семьи, хотя реальность явно была сложнее. Но книга предпочитает не углубляться в такие нюансы, как то что многие родные семьи были не в состоянии содержать собственных детей по причине пьянства, психических расстройств или же финансовой несостоятельности.

С одной стороны, произведение освещает важную и малоизвестную страницу истории. С другой - делает это через призму современных ценностей и упрощённых трактовок, что мешает по-настоящему понять сложность той эпохи. Книга могла бы стать глубже, если бы писательница попыталась показать ситуацию со всех сторон, а не только с позиции обиженного подростка. Система опекунства и приёмных семей и сейчас далека от идеала, в то же время она только зарождалась и, как мне кажется, в итоге принесла больше пользы, чем вреда.
#непутевые_заметки 5 (Северное)

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт