Наверное, не так много можно сходу вспомнить литературных проявлений (или феноменов), обладающих схожими художественными характеристиками и временем существования и объединяющих сразу несколько национальных писательских школ. Одно из таких — это латиноамериканская проза, а, точнее, латиноамериканский квазиреализм второй половины XX века. Возможно, самый дистиллированный образец — это «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса, где безвременная рутина бытия украшена фантастическими виньетками, только подчёркивающими и оттеняющими непобедимость этой рутины. Мигель Анхель Астуриас, свою очередь, основывал свой квазиреализм на народных верованиях и социальном пафосе. И многие другие латиноамериканские писатели, чьи книги я пока не читал, находили какие-то свои, уникальные ходы и идеи.
А вот уругваец Хуан Карлос Онетти расщепляет реальность на несколько странных полуреальностей, не выходя из рамок переживаний отдельно взятой личности. Его герой, испытывающий гамму чувств и эмоций в целом вполне рядовых, если так можно выразиться, «штатных», в попытках справиться с ними растраивается. То есть разделяется на три разных личности. Причём две из них живут в его физическом теле, а третья… О, третья становится значимой фигурой в вымышленном героем городе. Этот город, Санта-Мария, в некотором смысле освободится от своего творца и станет постоянным местом действия романов, повестей и рассказов Х.К. Онетти.
События, происходящие со всеми тремя лицами протагониста, касаются взаимоотношений с женщинами, коллегами и знакомыми. Они передаются через подробные внутренние монологи. Иногда очень странные монологи, в которых нити рассуждений могут переплетаться, сменять одна другую или просто обрываться. В них иногда появляются очень неожиданные метафоры и симиле, перечисления, выводы.
Так как читателю приходится полагаться только на призму восприятия главного героя, ни в один моментов нельзя быть до конца уверенным, что получающаяся картина является корректной относительно условной объективной реальности.
Поэтому оценка прочих персонажей без преломления сознанием основного персонажа недоступна. Отмечу, однако, что все они точно так же снедаемы внутренними демонами и невидимыми призраками, как и он сам. Впрочем, некоторые из них — вполне симпатичные люди.
Меня слегка расстроил факт, что я совершенно не понял, чем закончился роман. Несколько последних сцен то ли ставят знак тождества между событиями в разных уровнях повествования, фактически сплавляя их воедино, то ли констатируют главенство несуществующего над сущим.
Среди читателей есть много поклонников латиноамериканской прозы прошлого века. Не являясь ни знатоком, ни особенным ценителем её, всё же рискну предположить, что роман Онетти «Короткая жизнь» занимает в ней одно мест в первом ряду.
Возвращение в Голодные игры оказалось ностальгическим, но неоднозначным путешествием. Эта предыстория, которая раскрывает истоки жестоких традиций Капитолия и даёт возможность взглянуть на знакомый мир под новым углом. Особое удовольствие доставляют многочисленные отсылки к оригинальной трилогии - от первых намеков на будущие "Голодные игры" до происхождения "Песни о висельнике". Причем эти моменты вписаны достаточно органично и побуждают перечитать классическую трилогию.
Однако центральные персонажи книги оставляют противоречивые впечатления. Образ молодого Кориолана Сноу, будущего диктатора Панема, раскрыт достаточно детально, но его трансформация из амбициозного, но в целом обычного юноши в жестокого манипулятора кажется несколько резкой. Особенно это касается финальных событий, где его переход от любви к ненависти выглядит скорее как сюжетная необходимость, чем естественное развитие характера.
Не менее сложным оказался и образ Люси Грей. Её харизма и талант бесспорны, но финальные решения героини оставляют ощущение недосказанности. Хотелось бы больше глубины в раскрытии её мотивов, особенно в кульминационные моменты повествования.
Заслуживает внимания второстепенный персонаж истории - Сиен Крэйн. Несмотря на то, что его наивный идеализм и непоколебимая вера в справедливость могут раздражать, именно он становится своеобразным моральным компасом истории. В мире, где цинизм и расчетливость правят бал, его стремление поступать правильно вопреки всему заставляет задуматься: будь таких людей больше, наш мир мог бы быть иным, причём в лучшую сторону.
Жаль, что не раскрыт характер докторки Галл, которая является полной противоположностью Сиена. Как она добилась своего положения? Почему стала такой? Или она изначально была психически нездоровой женщиной? Про её прошлое нам неизвестно почти ничего.
В целом, это достойное дополнение ко вселенной "Голодных игр", которое определённо порадует поклонников серии. Книга дает интересные ответы на некоторые вопросы о мире Панема и Сноу в частности.
#БК_2025
«Меня интересует лишь искусство, способное изменить идеологию общества».
Этот роман посвящен состоявшемуся в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства перформансу «В присутствии художника» Марины Абрамович. В своих артистических акциях Марина Абрамович изучает возможности человеческого тела, его выносливость, взаимодействие автора и зрителя. Но главный смысл ее перформансов, зачастую провокационных, состоит в исследовании глубин человеческой души, пределов допустимого, познания себя. Кто ничего не слышал об этой сербской художнице, погуглите «Ритм 0» и ужаснитесь. Как далеко готов зайти человек в своей свободе? На что он способен, если предложить ему делать все, что угодно с другим человеком и снять ответственность за его действия?
Книга Хизер Роуз - это художественная переработка 75-дневного марафона, в течении которого неподвижная Марина Абрамович молча смотрела в глаза любому желающему, усаживающемуся напротив нее.
«Марко изучал Абрамович через объектив своего фотоаппарата и видел в ее темных глазах поколения славян и арабов, греков и персов, уходивших в чужие земли пешком, на осле, с пожитками, которые должны были помочь им пережить следующую зиму».
Глаза Марины становятся зеркалом души ее многочисленных визави, их боли и памяти. Зрительный контакт с Мариной для многих превращается в поразительное откровение, своего рода религиозный акт. Я пережила волнительные мгновения, всего лишь читая и воображая себя на этом прикрученном к полу стуле напротив Марины. Представляю, что испытывали люди, на самом деле находившиеся под пристальным взглядом художницы, который словно прожектором высвечивал их личных демонов и страхи; какие шлюзы она открывала в них.
В романе Хизер Роуз задействованы как реальные персонажи, так и вымышленные. Их истории не одинаково интересны, но из них складывается пестрая мозаика портретов настоящих участников и зрителей перформанса. Некоторые герои романа переживают нелегкие времена. Они, как завороженные, ежедневно приходят в музей, чтобы наблюдать за этим странным действом, в попытке уловить ускользающие от понимания очевидные истины. Безмолвная Марина Абрамович помогает им услышать самих себя, увидеть и принять неприукрашенную правду, найти ответы на изматывающие вопросы.
Книга в целом понравилась, но в основном за счет идеи и рассказа о самой Марине. История центрального персонажа, композитора Арки Левина, неплохая, но все-таки довольно предсказуемая. Вообще отдельные части этого романа выполнены просто превосходно, а другие впечатляют поменьше.
Если вдруг кто-то стороной обходит современное искусство, то книгу эту можно читать смело. Потому что она вообще не об этом, а о людях, любви и нравственности. И о Марине Абрамович, конечно.
Несколько необычная для меня книга, которая неожиданно мне понравилась. Необычная – потому что здесь идет смесь моей любимой истории и фантастики, к которой привыкла относиться с осторожностью. Неожиданно – потому что сочетание получилось хорошим, на мой взгляд, органичным.
Эта история о том, как девушка Дара прибывает в гости и оказывается втянутой в разговор об затопленном ныне городе Малога, что когда-то был в Ярославской области. Реальный город, затопленный по причине строительства и будущего запуска Рыбинского водохранилища в 40-х гг. XX века. Усилиями родственников она узнает о том, что часть домов были перевезены, а правильнее сказать «переплыли» из Мологи в другие города, где и существуют по настоящее время. Один из таких домов – дом ведьмы, всегда притягивающее место.
Отправившись на прогулку, Дарина оказывается погруженной в прямом и переносном смысле слова в историю Мологи, поскольку встретившая ее девушка из дома ведьмы провожает в прошлое, давая полностью погрузиться в ситуацию. Здесь и происходит переплетение реальной истории и фантастики.
Для меня этот аспект стал своеобразным отсылом к действительности, когда увлеченный историей человек погружается в изучаемую историческую реальность и как будто растворяется в ней, оторвавшись от реальности, прям как главная героиня. Вот это то как раз и понравилось в книге.
Плюсом также отмечу хорошую историческую базу. Ознакомившись с историческими данными, поняла, что автор приводит много реальных сведений. Это впечатляет!
Что не понравилось – игра с именами: Дара (Дарина), Ива (Иванна), Лис (Елисей), Лес (Олеся). Как будто полные имена какие-то постыдные.
В целом, не плохая книга!
#каникулы_2025 (2. Герои книги отдыхают, но что-то пошло не так)
«Вот оно какое, наше лето». Давайте поговорим о лете и каникулах!
Чтобы принять участие во флешмобе:
1. Найдите и прочитайте 3 книги. Одна книга на один пункт, которые указаны ниже.
2. Напишите рецензию и укажите в ней хэштег #каникулы_2025 (в скобках номер пункта).
3. Рецензии, участвующие во флешмобе "Ура, каникулы!" должны быть написаны не раньше 13 ию...
Вопрос по первому пункту: как быть с книгами, у которых несколько изданий с разными обложками? Ориентироваться на ту обложку, что на Ридли?
@ninashashkova, обычно в заданиях с обложкой если один из вариантов подходит, то и книга подходит. В рецензии просто указываете, что обложка такого-то года от такого-то издательства, если на ридли другая стоит, чтобы легче было проверить при необходимости
@Areliya, спасибо) что-то я не сообразила, что можно год и издательство указать ))
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.