Американский автор очень хорошей крупноформатной прозы Уильям Стайрон написал мало рассказов. Те пять, что входят в сборник «Самоубийственная гонка», составляют почти всё их число. Как мне показалось, их объединяет не только общая тема — служба в морской пехоте США во время кампании против Японии и Кореи, не только действующее лицо — главный герой рассказов одна и та же личность, хотя и не один и тот же человек, но и почти идентичный драматизм содержания. Стайрон пишет о страхе и бессмысленности.
Признаюсь, такого мощного эмоционального воздействия как роман «...И поджёг этот дом» рассказы на меня не оказали. Однако и отторжения или раздражения не вызвали. Просто у меня сложилось впечатление, что для американскому писателя они были плодом спонтанного импульса, сиюминутного настроения, а не итогом долгих раздумий и подготовки. Вероятно, это подтверждается тем, что между написанием рассказов сборника проходило очень много времени — два написаны в начале 70-х, один в 1987, два — вероятно в 2000-х.
Эмоциональной доминантой рассказов является разочарование. И в службе в целом (идейное), и в службе в отдельном времени и месте (конъюнктурное). Обобщённый герой рассказов не участвовал в активных боевых действиях, но рутины и страха ожидания возможной смерти оказалось достаточно, чтобы он не только маялся в учебке, но и вынес эту мутную маету с собой во внешний мир. Это своего рода пост-травматический синдром без травмы как таковой.
Уильям Стайрон использует различные художественные средства, чтобы подчеркнуть негармоничность условий. Никчёмные общие собрания, дутая позолота офицерских баров и танцполов, фальшивая интеллектуальность высших офицеров. (Хотя здесь я бы поспорил то ли со Стайроном, то ли с его героем: командир, которого в финале одного из рассказов приложили, как липового книгочея и мыслителя, мне показался совершенно искренней фигурой, чья вина заключалась лишь в том, что помимо литературы он ещё любил и разбирался в военном деле!) Даже женщины у Стайрона постные и непривлекательные.
Хотя один из самых ярких персонажей сборника — это мачеха итерации главного героя в самом длинном рассказе, с которой он имеет существенные мировоззренческие расхождения, утверждая, что изнасилование негром белой женщины не заслуживает смертной казни, в то время как жена его отца убеждена, что «убийство души» требует адекватного воздаяния. Время действия — 1950-е, юг США. Наверное, герой этого рассказа слишком много думал о смерти во время службы, и видеть её в мирной жизни для него невыносимо.
Также хочу сказать, что тезис «все люди одинаковые» в процессе чтения «Самоубийственной гонки» подвергается серьёзному давлению. Нет, я по-прежнему убеждён, что нравственно люди мало изменились с начала времён, но между отдельными обществами различия существенные. Всё-таки то, что я вижу в рассказах сборника, не может быть перенесено на, скажем, отечественную почву. Те же условия и воздействия, скорее всего, результировали бы в принципиально иных и внутренних переживаниях, и внешних реакциях.
Друзья! Приглашаю вас в четырёхнедельный марафон, посвящённый исследованию малых литературных форм. Готовьтесь к интенсивной работе - предстоит познакомиться с 12 разными жанрами!
Организационные моменты:
- Старт: 23 июня 2024
- Финиш: 20 июля 2024
- Участие: свободное, нигде заранее записываться не надо
- Механика: публикуем рецензии с хештегом #малолит(лите...
Седьмая тема марафона: СТИХ
Лаконичное поэтическое высказывание, где **форма** (ритм, звукопись) и **содержание** слиты воедино.
Распространённые форматы:
- Рифмованные, классика жанра (Марина Цветаева, Альфред Теннисон)
- Белые стихи, без рифмы, но сохраняющие размерность (Александр Блок, Томас Стернз Элиот)
- Верлибр, который отказывается не только от рифмы, но и от размерности и других "ограничений" обычного стиха (Владимир Маяковский, Иосиф Бродский)
Нужно заметить, что поэты редко себя ограничивали написанием в одном строгом стиле, так что приведённые примеры условны. Если хорошо поискать, то можно найти эксперименты или ранние произведения, которые относятся к другим форматам, тем более, что и белые стихи и верлибры отнюдь не были изобретениями последнего времени и известны примеры относящиеся к III веку д.н.э. Впечатляюще, как по мне)
Восьмая тема марафона: ОДА — Поэзия величия и пафоса
По своей сути это торжественное стихотворение, прославляющее героя, событие или идею.
Характерные черты:
- Возвышенный язык (архаизмы, восклицания)
- Риторические приёмы (обращения, повторы)
Если смотреть не историческое развитие жанра, то можно условно разделить таким образом:
античные гимны («Олимпийские оды» Пиндар , «Гимн Афродите» Сапфо )
классицизм («Ода на день восшествия Елизаветы Петровны» Михаил Ломоносов, «Фелица» Гаврила Державин)
романтизм («Ода Вольность» Александр Пушкин, «Ода: Намеки на бессмертие» Уильям Вордсворт)
ирония («Ода простой вещи» Пабло Неруда)
Девятая тема марафона: ПОЭМА — крупное стихотворное произведение с сюжетом, но без жёстких границ.
Может быть:
- *Эпической* («Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели)
- *Лирической* («Поэма без героя» Анна Ахматова)
- *Сатирическо-философской* («Облако в штанах» Владимир Маяковский)
Некоторые авторы определяют свои произведения в прозе как поэму, так Москва-Петушки тоже считается поэмой. Нет у поэмы и ограничений по объёму, причём как в меньшую (Братья-разбойники меньше 10 страниц), так и в большую (Божественная комедия больше 500 страниц) сторону.
Ещё несколько интересных примеров поэм:
Шурале Габдулла Мухамметгарифович Тукай
Песнь о Гайавате Генри Уодсуорт Лонгфелло
Катерина. Наймичка Тарас Шевченко
Как жаль, что сказки взрослеют вместе с нами. В детстве все кажется иным, добро - это добро, зло - это зло, без полутонов. И уж тем более не видишь скрытого смысла.
Возьмем, например, сказку "Синяя борода". В детстве она казалась просто страшной. Жестокий непонятный мужчина, запретная комната, кровь, ключ, который нельзя отмыть, и чудесное спасение в последнюю минуту. Всё по закону жанра - страшно, но с хэппи-эндом.
А теперь читаешь и видишь совсем другое.
Синяя Борода, конечно, мужик жутковатый и странноватый. Но он все честно про себя рассказал, да и замуж насильно не тянул. Причем предложил весьма комфортную жизнь. Она согласилась. А потом полезла туда, куда её настоятельно просили не лезть. Но ведь нет. Любопытство, сгубило не только кошку. Полезла. Нашла. Раскрыла.
Когда смотришь на сказку взрослыми глазами, понимаешь, что здесь всё не так однозначно. Да, он был чудовищем, но и она далеко не бедная овечка. Особенно интересно то, как всё обернулось в финале. Быстро и очень удобно.
Эту сказку точно стоит прочитать во взрослом возрасте. Потому что с годами тут видишь совсем другие акценты. Не про странного бородача, кровь и замки, а про людей, их выбор, личные границы и последствия их поступков. Причем кое-что из этого подано с такой долей цинизма, что становится даже неловко за то, что в детстве слушала и читала это.
И знаете меня не покидает мысль, что может, это вообще сказка о том, что слишком большое любопытство - штука не только опасная, но иногда ещё выгодная?
#малолит 6) сказка
Эта сказка одна из любимых у психологов) причем все её с детства знают, но ведут себя именно как женщина той самой Бороды))
@natalya.s.alex, да, эта сказка, как лакмусовая бумажка показывает, как сильно нас тянет к запретному, начиная с Адама и Евы и по сей день. Видимо, человеческая природа не меняется со временем.
Мы учились и трудились, нам пора бы снова отдохнуть!
Весь год вы учились и работали, иногда находя время для путешествий. Да здравствуют летние каникулы, время, когда мы можем наконец-то отдохнуть!
Итак, устраивайтесь в летнем поезде поудобнее и поехали!
Чтобы принять участие во флешмобе:
1. Найдите и прочитайте 3 книги. Одна книга на одну тему, кот...
РаскрытьЯ помню, как в классе 4-ом нам на лето предложили прочитать «Легенды и мифы Древней Греции». И я почему-то еще тогда поняла, что не вытяну объема и такого сложного исторического контекста. Прошло время, лет так 16 получается. У меня все еще висит труд Николая Куна в «хотелках», но ощущение сложности данной работы меня все еще не покидает. И даже один миф дается с большим трудом. А читала я «Похищение Персефоны Аидом».
Персефона – дочь богини плодородия Деметры и громовержца Зевса. Юная красавица стала целью брата Зевса Аида. Владыка царства мертвых захотел взять ее в жены. Аид выкрал ее, чем навсегда опечалил любящую мать Деметру. Безутешная родительница отреклась от статуса богини и предстала обычной смертной. Устроилась на работу служанкой в простую семью, дабы забыться от своего горя. Этим самым она привнесла в мир голод и неурожай. Чтобы исправить трагичную ситуацию, Зевс послал вестницу богов Приду к Деметре. И заключили Зевс с Деметрой договор о своей дочери Персефоне, чтобы она жила часть года с родителями, а другую часть с мужем своим Аидом.
Интересное объяснение такого природного явления, как смена времен года отразил этот миф. Повторюсь, что тема миф и легенд меня не особо интересует, поэтому факт трактовки естественных природных процессов для меня удивителен. Теперь невольно буду задумываться, что там происходит и богов и богинь, когда у нас наступает зима)
Еще меня безумно тронула любовь матери к своему ребенку. Как без сожалений Деметра отказалась от своих способностей богини, потеряв дочь. Все же материнская любовь – самая крепкая, бескорыстная и безграничная.
#малолит (5. Миф)
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.