написала рецензию18 июля 2018 19:49
Оценка книге:
7/10
Мемуары гейшиАртур Голден

#свояигра

Кто такая гейша? Обычно в бытовых беседах ответ на этот вопрос крайне не конкретен и содержит больше отрицаний, чем утверждений. «Это не проститутка», «Это не просто танцовщица», «Не каждая может стать гейшей», и так далее. Не знаю, насколько логично задавать вопрос о японской гейше американскому писателю, но Штаты умеют продавать все, включая книги. Эта книга очень известна, от нее сложно увернуться, если хоть искра интереса вспыхивает при слове «гейша». И вот, я позволила Артуру Голдену рассказать мне свое видение этого пласта японской культуры.

Надо сказать, книга связана со скандалом. Скандал очень специфический. Продающий. Я, честно сказать, сильно сомневаюсь в том, что он обошелся без сценариста. Коротенько – дама по имени Минеко Ивасаки после выхода книги возмутилась, что мистер Голден использовал для «Мемуаров гейши» интервью с ней, не предназначенные для широкой огласки. И к тому же все переврал. А затем с успехом выпустила «Настоящие мемуары гейши». Коммерческих выгод от этого скандала уйма. Во-первых, скандал всегда подогревает интерес. Во-вторых, без явного вранья всех заставили думать, что вымышленная, в сущности, история – чуть ли не тайный дневник госпожи Ивасаки. Снова же – взлет продаж. В-третьих, сама госпожа Ивасаки неслабо пропиарилась на всей этой истории и с успехом продает уже свою книгу. Все это, конечно, несколько отвлеченная информация, но я ее привожу, чтобы сказать следующее: это, все же, роман. Он писан японистом, он проработан в деталях. Но это художественный вымысел. Беглый поиск не позволил обнаружить достоверных свидетельств биографичности истории, только намеки, расположенные так, чтобы потенциальный читатель сделал нужные выводы сам. Дальше я смотрю на это книгу именно как на художественное произведение.

В романе рассказывается история маленькой Чио с необычными светло-серыми глазами. Японской девочке не слишком повезло. Ее родители бедны и немощны. Ее время не очень-то милосердно к девочкам. Ее единственная старшая сестра, откровенно говоря, очень глупа. Есть все основания считать, в таких декорациях с девочкой случится что-то нехорошее. И случается. Прошло немного времени, и Чио уже не Чио, не дома, не девочка. Чио стала гейшей. Первая часть книги – о сложном пути, который сделал из Чио Саюри (при становлении гейшей девушка меняет имя). По этому пути девочка не всегда шла добровольно, но часть времени – с завидным рвением. Вторая часть книги – о том, что выпало на долю Саюри-гейши, пытающейся против всех традиций обрести личное счастье.

Каких-то именно событий в книге не то, чтобы много. Но в ней много описаний, много эмоций и мыслей, размышлений о жизни и судьбе. Собственно, что есть жизнь гейши? Спать сидя, беречь прическу, наносить макияж, надевать тяжелое кимоно, идти в чайный дом и развлекать гостей, возвращаться в родную окейю и возвращать долги своей хозяйке. Вот приблизительно эти события и повторялись изо дня в день на страницах книги. Скучно не было, потому что много деталей. И вообще, книга читается исключительно легко. Слишком легко. При всем философском флере, который пытались придать повествованию за счет размышлений о принятии судьбы, реке жизни, волнам случайностей и так далее, чтиво все равно вышло легоньким таким. Все тут в коммерчески правильной пропорции для приятного вечера: паровоз-завязка, умеренные драпировки из романтики, немного перца (но не слишком, и хорошо вмешанного во все остальное, чтобы не драло горло). Текст очень приятный. Небанальные хорошие сравнения, правильный баланс лаконичности и раскрытия темы. Думаю, всем прочитавшим полюбился «подвыпивший домик», например.

Но эта книга написана от лица японской женщины американским мужчиной! И это плохо. Я прочитала совсем немного японской литературы, но и этого достаточно, чтобы увидеть, что в рассуждениях Чио нет ничего японского. Они абсолютно западные. Это с одной стороны. А с другой – я видела (ну или знала), что мыслительный ряд построен мужской рукой. Что интересно, поступки Чио, при этом, остались достоверно женскими. И полагаю – вполне японскими. Все же госпожа Ивасаки явно много привнесла в эту книгу. Но в результате этого противоречия между внутренним и внешним сама Чио получилась какая-то невнятная. Ее характер рассыпается, действия какие-то непредсказуемые. За ней сложно следовать сердцем, проживая ее жизнь, потому что ее не удается понять. Она - как книга, сшитую вперемешку из двух разных наборов страниц с разными историями. Остается только наблюдать – довольно безучастно. С другими персонажами все значительно благополучнее, но это, думаю, потому, что они не делятся с читателем своими мыслями. Разве что вот – Председатель… Последний акт его «понимания» Саюри не внушает мне доверия – такое, мне кажется, невозможно принять…Как бы то ни было, вся история вызывает умеренный интерес, и только. Ни участия к персонажам, ни долгих мыслительных оглаживаний предложенных ситуаций… Зато про гейш и их быт написано много.

Я возлагаю большие надежды на статус писателя (японист) считаю, что такую историю прочитать будет проще и приятнее, чем, скажем, тематический учебник истории. Так что если гейши вызывают интерес – ну почему бы и нет. Повторю сотый раз – деталей много, есть что порассматривать и нет никакого смысла их тащить в рецензию. Но вот в чем меня не убедил Голден, так это в том, что гейша – не проститутка. Да, она не стоит, вскинув ножку, как рыжая красотка в «Бриллиантовой руке». Да, не принимает двадцать мужчин за ночь. Ее ежевечерняя рутина – петь, танцевать, поддерживать «высокоинтеллектуальный» разговор (часто, почему-то, роняя его ниже пояса), эротично разливать чай и провожать мужчин в туалет. Но если кто-то захочет горизонтального продолжения – ну что же, просто готовьте денежки. Все совершенно официально и открыто продается – девственность (мизуаж), одна ночь, интимные услуги на постоянной основе. За все есть своя цена. Причем, назначает ее не гейша, а тот человек, что имеет на нее права (почему-то договариваются хозяйки окейи и чайного дома; они же, кстати, и выбирают покупателя, если претендентов много). Гейша – товар. Дорогой, красивый, элитный, но ведь товар же. Наверное, отношение к этому может быть разным, но по-моему, когда человек – товар – это очень и очень грустно.

написала рецензию18 июля 2018 19:13
Оценка книге:
10/10
СубботаИэн Макьюэн

Давно не читала такой ощутимо реалистичной книги. Даже биографии знаменитых людей не производят подобного эффекта. В какой-то момент поймала себя на мысли, что мне интересно, как там сейчас Генри Перроун. И совсем не имелось в виду «поскорее бы продолжить читать книгу, то есть как у него дела в данной точке повествования», а это был вопрос именно про сегодняшний день, про сегодняшний Лондон и семью Генри в нем. Многие авторы пишут про двухтысячные или про события так или иначе связанные с современными проблемами, политикой и прочим, многие заставляют залезть в голову герою и проживать с ним все его эмоции и мысли, но никто и даже сам Макьюен в других книгах не добился такого на меня воздействия. Разгадать секрет не могу но точно знаю, что Генри мне понравился с первых строк. Забавно, что когда начинала читать эту книгу несколько лет назад на английском, герой не вызвал симпатий. Тогда дальше первой главы продвинуться не удалось.

Через все произведение проходят споры о режиме Хуссейна, целесообразности или недопустимости вторжения в Ирак, мы видим митинги и демонстрации. После аннотации была убеждена, что придётся заставлять себя вникать в политически-социальные темы. Но в этом не было нужды. Автор их так перекрутил, переплел с житейски-личным, что я их почти не заметила, ни разу не споткнулась о то, что мне не близко.

Сейчас я захлебываюсь от позитивных эмоции и радости. Это лучшее у Макьюена на сегодняшний день (всего в багаже +4). Он приготовил совершенно несвойственное для себя блюдо - смесь реализма и позитива, оба очень жизненные и осязаемые. Обычно тоска от необратимости случившегося все же превалирует. А тут он показал то, что может быть сильнее случившегося, одновременно подчеркнув с разных сторон хрупкость нашей жизни и наших тел.

Ну и вообще - как может не понравится книга, которая начинается и заканчивается сексом.

Людмила (@liu)18 июля 2018 19:19

Наконец-то) Надо же, даже в самое лучшее у автора пошло! А насчёт последнего предложения - ещё как может, тут уж от таланта автора зависит)))

Ответить

Нюта Ш (@nuta2019)18 июля 2018 19:35

Я довольна) рада, что понравилось, а то все что-то канючат, критикуют...

Ответить
написал рецензию18 июля 2018 19:05
Оценка книге:
6/10
В началеАйзек Азимов

Айзек Азимов автор более 500 книг, безусловно выдающийся результат плодотворной работы. Книги у него на разные темы, от художественной, до научно-популярной литературы. Все ли они хороши? Это уже вопрос спорный.
Взять, например, его работу «В начале», целью которой является разбор первых двух глав библии. Нужна ли эта книга, безусловно, да, нужна. Но в тоже время более обоснованным и интересным будет разбор комиксов Marvel, чем библии.
Данная книга позиционируется как для религиозных людей, так и нет. Но, на самом деле это книга чисто для атеистов, для тех, кто хочет в короткие сроки ознакомиться с библией. Для чего? Ну, скажем, для точечного спора с верующим другом, или вовсе с церковью. Другой цели, лично я, не вижу. Разбирать библию немного глупо, эта книга переписывалась бесчисленное множество раз, даже сами авторы не очень были уверены в правдивости того, что пишут.
Азимов оставил в конце книги приложение, которое в 3-4 страницы пересказывает весь сюжет библии. Если бы я знал, то начал бы с него и на нем закончил. Ибо любой читатель свернет себе язык от всех еврейских имен и названий, которыми просто усыпаны страницы. Так же книга переполнена датами, которые на всем протяжении подвергаются сомнению, что только в очередной раз в пустую, напрягает мозг.
Как итог это очень спорная литература, по своей сути бесполезная. Но автору стоит отдать должное, за то, что окунулся во все эти перипетии, и создал такую вот книгу.

написала рецензию18 июля 2018 16:33
Оценка книге:
9/10
СтигмалионКристина Старк

Третья книга Кристины Старк и, к счастью, я не разочарована.

Долорес Макбрайд больна редкой болезнью, а именно - у нее аллергия на прикосновения и любые выделения другого человека. Только лишь ее родной брат имеет возможность прикасаться к ней, не оставляя никаких ожогов. И именно такая затворническая жизнь порождает совсем в маленькой Лори ревность и агрессию по отношению к людям, стремящимся, как кажется малышке, забрать ее дорогих людей. И именно эта иллюзия приводит к катастрофе, сломавшей жизнь не одной семье. Но повзрослев, девушка меняется. В ее сердце возникает желание любить м быть любимой, чего она не может себе позволить. Лори заводит инстаграм, делится своей историей, знакомится с новыми людьми и вот однажды в ее жизни появляется знакомый незнакомец...

Мне понравилась история хрупкой девушке. В романе я увидела всё, что хотела. Открыть в изложении, затрагивание таких тем, которые интересы не только больной Лори, но и людям, даже не знавшим о существовании такой болезни.
Здесь есть смерть и воскресение, дружба и предательство, заклятые враги, ставшие лучшими друзьями, чужие люди, ставшие родными. Здесь есть боль от унижений и прикосновений, счастье от побед и любви.

Для меня это оказался не просто романом о любви. События разворачивались с такой стремительностью, что я успевала только перевести дух. Сюжет не затянут, интрига имеется. И финал... Не просто хэппи энд. Это что-то большее.

Во время чтения я не раз задумывалась над тем, что говорит и пишет Лори. Она это писала о себе, а примерить ее маску может каждый. И что бы вы почувствовали и сделали на ее месте? А ход с инстаграмом особенно порадовал. Необычная нотка совершенно к месту. И стишкии.. Я наслаждалась этим легким размером, выбранным автором.

Возможно, события местами предсказуемы, но иногда они приобретают совершенно неожиданный поворот, поэтому на эту мелочь можно спокойно закрыть глаза :3

написала рецензию18 июля 2018 16:17
Оценка книге:
9/10
И пели птицы...Себастьян Фолкс

Ожидала книгу о войне, а получила намного больше. Это настолько непохоже на все книги о войне, которые я прежде читала...Заставляет ещё раз осознать, насколько много способен вынести человек, насколько далеко он способен зайти.
Очень понравился язык автора, такой живой, полностью погружаешься во все происходящее.
Как человека с клаустрофобией особенно впечатлили сцены под землей, это ощущение, описываемое автором, которое испытывали герои спускаясь в тоннель.
Переплетение эпох тоже очень понравилось, думаю это делает книгу ещё более привлекательной и доступной для нашего поколения. Кроме того, настоящее наполняет смыслом всё происходившее в прошлом.
Сначала впечатления были неоднозначными, но с развитием сюжета я поняла, что влюбилась в эту книгу и получила огромное удовольствие от прочтения. История глубоко врезалась мне в память, горячо рекомендую.
P.S. Вначале такие чувственные сцены, не повторяйте моих ошибок, не начинайте читать на работе.

@psymag18 июля 2018 21:38

Есть жестокие сцены убийства и смертей?

Ответить
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт