написала рецензию2 июля 2025 11:12

Я помню, как в классе 4-ом нам на лето предложили прочитать «Легенды и мифы Древней Греции». И я почему-то еще тогда поняла, что не вытяну объема и такого сложного исторического контекста. Прошло время, лет так 16 получается. У меня все еще висит труд Николая Куна в «хотелках», но ощущение сложности данной работы меня все еще не покидает. И даже один миф дается с большим трудом. А читала я «Похищение Персефоны Аидом».

Персефона – дочь богини плодородия Деметры и громовержца Зевса. Юная красавица стала целью брата Зевса Аида. Владыка царства мертвых захотел взять ее в жены. Аид выкрал ее, чем навсегда опечалил любящую мать Деметру. Безутешная родительница отреклась от статуса богини и предстала обычной смертной. Устроилась на работу служанкой в простую семью, дабы забыться от своего горя. Этим самым она привнесла в мир голод и неурожай. Чтобы исправить трагичную ситуацию, Зевс послал вестницу богов Приду к Деметре. И заключили Зевс с Деметрой договор о своей дочери Персефоне, чтобы она жила часть года с родителями, а другую часть с мужем своим Аидом.

Интересное объяснение такого природного явления, как смена времен года отразил этот миф. Повторюсь, что тема миф и легенд меня не особо интересует, поэтому факт трактовки естественных природных процессов для меня удивителен. Теперь невольно буду задумываться, что там происходит и богов и богинь, когда у нас наступает зима)

Еще меня безумно тронула любовь матери к своему ребенку. Как без сожалений Деметра отказалась от своих способностей богини, потеряв дочь. Все же материнская любовь – самая крепкая, бескорыстная и безграничная.

#малолит (5. Миф)

@areliya9 июля 2025 0:00

Мне мифы в детстве ближе к сказкам казались - волшебство, отсутствие какой-то логики нормальной, жестокие разве что. Что-то нестандартное произошло - значит, это вмешательство богов.

Ответить
написала рецензию2 июля 2025 12:41
Синяя бородаШарль Перро

Как жаль, что сказки взрослеют вместе с нами. В детстве все кажется иным, добро - это добро, зло - это зло, без полутонов. И уж тем более не видишь скрытого смысла.

Возьмем, например, сказку "Синяя борода". В детстве она казалась просто страшной. Жестокий непонятный мужчина, запретная комната, кровь, ключ, который нельзя отмыть, и чудесное спасение в последнюю минуту. Всё по закону жанра - страшно, но с хэппи-эндом.

А теперь читаешь и видишь совсем другое.
Синяя Борода, конечно, мужик жутковатый и странноватый. Но он все честно про себя рассказал, да и замуж насильно не тянул. Причем предложил весьма комфортную жизнь. Она согласилась. А потом полезла туда, куда её настоятельно просили не лезть. Но ведь нет. Любопытство, сгубило не только кошку. Полезла. Нашла. Раскрыла.

Когда смотришь на сказку взрослыми глазами, понимаешь, что здесь всё не так однозначно. Да, он был чудовищем, но и она далеко не бедная овечка. Особенно интересно то, как всё обернулось в финале. Быстро и очень удобно.

Эту сказку точно стоит прочитать во взрослом возрасте. Потому что с годами тут видишь совсем другие акценты. Не про странного бородача, кровь и замки, а про людей, их выбор, личные границы и последствия их поступков. Причем кое-что из этого подано с такой долей цинизма, что становится даже неловко за то, что в детстве слушала и читала это.

И знаете меня не покидает мысль, что может, это вообще сказка о том, что слишком большое любопытство - штука не только опасная, но иногда ещё выгодная?

#малолит 6) сказка

Эта сказка одна из любимых у психологов) причем все её с детства знают, но ведут себя именно как женщина той самой Бороды))

Ответить

Катя (@katzhol)2 июля 2025 14:49

@natalya.s.alex, да, эта сказка, как лакмусовая бумажка показывает, как сильно нас тянет к запретному, начиная с Адама и Евы и по сей день. Видимо, человеческая природа не меняется со временем.

Ответить

@areliya9 июля 2025 0:06

Слишком большое любопытство, как и наглость, вообще штука очень даже выгодная, к сожалению. По крайней мере по моему опыту плюшек они получают больше, просто потому что решаются спросить, пройти без очереди или ещё что-то в этом роде...

Ответить
написал рецензию5 июля 2025 16:16
Оценка книге:
9/10
Вечная мерзлотаВиктор Ремизов

"Невежество и грубая сила взяли верх над человеческим достоинством, над высокими устремлениями к знаниям и свободе! Вот что произошло после революции! – слышался взволнованный голос Гринберга. – Самомнение невежества победило, Василий Степанович, такой чистый и мощный порыв к лучшему был загублен, какого, может быть, и не было в истории людей!"

Трансполярная магистраль была задумана в эпоху Сталина как очередной масштабный проект, на который выделили бессчётное количество ресурсов, денег и человеческих жизней. Цена ему – в основном труд ГУЛАГовских лагерников, для многих из которых эта стройка стала последней, а результат – на фотографии выше. Со смертью Сталина магистраль оказалась никому не нужной и постепенно строительство сошло на нет. При жизни вождя не нашлось человека, который смог бы упрекнуть строительство в тяжелейших природных условиях бессмысленным с практической точки зрения. Воля вождя – закон. И вот, сквозь призму обломков, мы, читатели, можем разглядеть поломанные судьбы совершенно разных людей, свято верующих в идеи и в вождя или ненавидевших его, и прикоснуться к тому страшному времени.

В центре сюжета два противоположных героя. Интеллигент Горчаков, обреченный до конца жизни медленно погибать в лагерях, и капитан Белов, чья судьба стала неотрывно связанной с масштабной стройкой. Быт и нравы лагерников описаны по-шаламовски безнадежно и ужасно, но даже в такой остановке в закостенелых сердцах уже наполовину людей, но наполовину животных, просыпается любовь в сердце и еле теплящаяся надежда на лучшее будущее. В своем время великий психолог Виктор Франкл, который пережил немецкие концлагеря, говорил, что человек способен привыкнуть ко всему. Этот тезис наглядно демонстрирует автор сквозь призму жизни Горчакова и его перипетий судьбы.

Удивительные судьбы женщин в этом романе! Словно декабристские жены, они, то ли от большой любви, то ли от безрассудства, готовы сделать шаг в неизвестность сибирской, бурлящей как ночной Енисей, жизни, в поиске своих мужей и любимых, заплатив за это огромную цену.

С одной стороны, удивительно, как очередной большой роман об эпохе Сталина обрел успех, с другой – совершенно понятно. То время еще не до конца осмысленно сегодня, недаром начинают появляться все новые памятники Джугашвили в разных городах. Книга, в которую вложен баснословный труд, обязывает прочитать ее, честно посвятив время и усилия на «преодоление» этой истории. Я вижу, с одной стороны, справедливое негодование многих читателей о сложности чтения этого романа, но с другой, задумайтесь, все происходившее было совсем недавно, наши дедушки и бабушки, а у кого-то, матери и отцы, жили в тех условиях, были частью той эпохи. И конечно, мы, современники, несем на себе печать тех страшных времен. Говорить о том, что многие из сидевших в лагерях находились там не по своей воле, ни за что - бессмысленно. Это реалии системы, против которой шли только наивные дураки или чрезмерно смелые люди, только смутно представляющие, с чем они могут столкнуться.

Книга построена на архивных материалах и свидетельствах людей, которые были частью стройки. Это титаническая работа длиною почти в 10 лет нашла своего читателя, будучи выпущенной в неизвестном немосковском! издательстве, со временем получившая свои заслуженные награды. Все выверено до мелочей: начиная от речи героев и заканчивая нюансами морского дела.

Лично для меня одной из самых запоминающихся и страшных сцен стала та, где одна из героинь теряет еще маленького ребенка, который провалился под лед грандиозного, неподчиняющегося человеческим законам, Енисея. Эта река живет своей жизнью, и никакой Сталин или любой другой патриарх не сможет повлиять на природу. И невозможно передать чувство горя матери после потери ребенка, но благодаря таланту писателя мы можем прикоснуться к этим чувствам, «провалиться» вместе с ней за этой утратой. Поэтому чтение забирает много душевных сил.

Наша страна в 20 веке пережила много трагедий, и, наверно, «отметиной» и культурной особенностью того времени можно назвать защитный механизм людей того времени. Едва ли у народа были другие способы пережить то ужасное время, нежели как пить. Герои безбожно пьют как только представится случай. И осуждать их за это никак нельзя. Сохранить себя в постоянных условиях унижения человеческого достоинства очень сложно, и кто-то не справлялся и погибал в бездне, а кто-то держался на плову. С окончанием войны жизнь не стала лучше, и еще вчерашние фронтовики несправедливо гнили в лагерях, порой не понимая, за что на их долю выпала такая сложная судьба. Ведь как еще этой бесчинствующей системе совладать с народом-победителем.

всего 3% репрессированных

Нельзя обвинять только одного Сталина во всех страданиях людей, ведь система была выстроена на многих мерзких уродах, и таких мы обязательно, как читатели, встретим на страницах романа. Один из них, сотрудник КГБ, терроризирует заслуженных людей, извлекая личную выгоду, ломая судьбы сотен и сотен человек. К сожалению, время пройдет, но не все и всё будет расставлено по своим местам. Кого-то система перелопатит в своих жерновах, направляя главный аргумент «жесткой руки вождя» против них самих. Но кто-то сможет избежать наказания.

Вечная мерзлота стала метафорой несвободы, которая после смерти генералиссимуса никуда не делась. Травмы такого масштаба должны расхлебывать и переживать другие поколения. Об этом написана важная книга «Неудобное прошлое: Память о государственных преступлениях в России и других странах». Все, что не пережито и не осмысленно до конца, остается с нами и ждет своего времени – повезет, и мы до этого дойдем.

"Страна, живущая в бараках и впроголодь, строила грандиозное и никому не нужное. И делала вид, что гордится этим."

Анна . (@jasa_anya)6 июля 2025 17:57

Превосходная рецензия. Книга даве ждет своего часа на полке

Ответить

Денис (@kefirtchik)6 июля 2025 23:21

@natalya.s.alex, а как станция называется?

Ответить

@kefirtchik, Воркута. и мелкие ветки ещё дальше

Ответить
написала рецензию6 июля 2025 8:16
БасниЖан де Лафонтен

"Лафонтен широкою рукой черпал содержание для своих басен...не из воображения своего, но главным образом из произведений классического мира (Эзоп, Федр), из произведений индийской и арабской мудрости (Бидпай, Локман) и незначительной частью из старинной французской литературы, носящей на себе печать привлекательного древнегалльского юмора"
Поначалу, открыв первую же басню, я подумала, что ошиблась с книгой. Я никогда не читала Лафонтена, а перед глазами вижу такую родную с детства стрекозу, которая лето красное пропела, оглянуться не успела.. и далее по тексту. Но это же Крылов, я это точно знаю. Так я, в свои без малого тридцать годиков, узнала, что Крылов басни переводил, а не писал лично. Как минимум некоторые из них. Впрочем, сам Лафонтен тоже не был первоисточником, а вдохновлялся Эзопом.
А теперь, про самих Стрекозу и Муравья
Басня, знакомая нам с малых лет. Про красивую, но ленивую стрекозу, которая в отличие от трудолюбивого муравья, оказалась к зиме без средств к выживанию. Но мне, почему-то, всегда казалось нечестным, такое поведение муравья, который просто посылает стрекозу на все четыре стороны. И как оказалось, я не одна такая - "Руссо в своем "Эмиле" осуждал эту басню, как "учащую детей жестокости"" и я с ним согласна. Стрекоза может и дурочка, которая пела и танцевала, но это ещё не значит, что она не заслужила поддержки и помощи. В нашем мире и так слишком много зла, чтобы детей учить тому, что помогать близким не нужно. Если уж и могу я стрекозу упрекнуть, так в том, что не придумала как заработать на своем творчестве.
Ведь если перевести на человеческий язык выходит грустная картина - творческие личности, неудачники полные, должны идти и работать на тяжёлых скучных работах, лишь бы не быть яркими и уникальными. А может вся красота мира в разнообразии - кто-то хорош в простой работе, а кто-то прекрасно рисует, поёт, танцует.
В общем, что я могу сказать. Мораль сей басни мне не нравится, но зато я узнала кое-что новое о баснях в целом. И то хлеб.
#малолит 3. Басня

Соня (@skantor)7 июля 2025 8:59

@katzhol, даже если он по какой-то причине ничего не создавала, это не значит не нужно помогать. Не все в мире что-то создают, и при этом все имеют право на жизнь и помощь. Я бы ещё могла понять, если бы морал была о том, что бесплатно получить ничего нельзя, но тут мораль получается - приходят с просьбой о помощи, а в ответ просто посыл по определённому направлению. По мне, ценнее быть не просто работающим, но и добрым. А справедливость это вообще понятие относительное и для каждого свое.

Ответить

Катя (@katzhol)7 июля 2025 10:42

@SKantor, доброта и сочувствие безусловно важные качества. Просто для меня эта басня не о том, чтобы отказать в помощи любой ценой, а о границах, ответственности и взаимности. Помощь хороша, когда она не становится нормой жить за счёт другого. Думаю, в этом вопросе у нас просто разные взгляды, и это нормально.

Ответить

Соня (@skantor)8 июля 2025 0:21

@katzhol, как мне кажется, у любой ситуации есть две стороны, и мы просто смотрим как раз с разных сторон. И это нормально, согласна.

Ответить
написала рецензию6 июля 2025 15:40
Оценка книге:
8/10

В какой-то серьёзной книге встретила не менее серьёзную рекомендацию этой книги. И купилась.

Кто читал в детстве Коэльо Алхимик , тот может примерно представить ощущения от этого "мирового бестселлера": побасенки на философские темы. Правильные и позитивные, но до примитивности простые.

Хотя кто сказал, что что-то грандиозное обязано быть сложным? И правда. Почему-то пришло сравнение двух проблем - финансовой и лишнего веса. Всё до безумия просто. И более чем известно. Все самые страшные секреты в обоих случаях известны всему свету. Но в обоих случаях - мало кто может достигнуть стойкого результата. То есть среднего почти не дано. Мы все либо по одну, либо по другую сторону баррикад. Как раз из-за простоты решений.

Сначала меня взяло возмущение - зачем взрослым людям подавать известные истины в виде сказочек якобы из древнего Вавилона. Но потом поняла. Это наиболее универсальный вариант подачи материала. Т.к. писать о финансах лучше в виде трафарета. Чтобы людям разного достатка и разных культур было одновременно понятно. А не про "капитал из чашки кофе" (это случайный пример): кто-то и не пьёт этот кофе на вынос каждый день, а кто-то пьёт такой, что стоит недельного оборота всей кофейни. А финансовые вопросы есть у всех. Поэтому , правда, часто читать о проблемах трат у американской молодежи (например) сложно и непонятно людям с других континентов и слоев населения.

Сказки и байки лучше входят в наше сознание и оседают как что-то базовое и основополагающее. Хотя тут вопрос с доверием. Насколько будет авторитетным такое изложение. Эта книга гораздо лучше ляжет на почву недавно прочитанной современной экономической книги или лекции продвинутого финансиста, чем просто сказка перед сном.
Она реально повторяет общеизвестные постулаты, только в более легком и даже примитивном виде. Для закрепления, так сказать.

#каникулы_2025 (1. обложка теплых оттенков)

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт