написала рецензию19 августа 2017 5:27
Оценка книге:
9/10
ПолубратЛарс Соби Кристенсен

#ЭЭ1_3курс (2. Этика семейных отношений)
#флешмоб_Норвегия

Раз в несколько месяцев у меня на радаре появляется книга, которая цепляет до болезненного. И если "цепляет" не в прямом смысле, то "до болезненного" таки да – не в силах отложить далеко роман, пока не узнаю судьбу героев, порой по завершении понимаю, что даже голова заболела от долгого чтения, но всё же оно того стоило. Так вышло и с семьёй Йебсенов. Их просто невозможно оставить одних, получается только разделить с ними чаши радости и горя в надежде на счастливый финал.

Распространено мнение, что творение Кристенсена сложное, путанное и тягостное. Не могу согласиться ни в одном пункте и даже удивлена такому отношению. Если преодолеть первую драму, наоборот, удивишься, насколько кардинально чёрная полоса сменится белой. Конечно, присутствуют и жуткие события (изнасилование юной девушки, несколько до нелепости случайных трагических смертей и война, с которой люди вернулись искалеченными во всех смыслах), но они всегда уравновешиваются чем-то до удивления жизнеутверждающим. Некоторые наши читатели считают, что среди героев нет ни одного без серьёзных психических отклонений, а меня, наоборот, поразило, насколько достойно персонажи выходят из сложных ситуаций. Начать с того, что роман охватывает полвека, если не больше, учитывая обзор жизни и прабабушки Пра. И в те времена куда критичнее относились к тому явлению, которое прослеживается в данном семейном сценарии. А это вечная безотцовщина (до последнего удивлялась, как всё новые поколения причаливют к этому женскому дому, но ведь и в жизни такое распространено). Пра не довелось толком пожить с своим возлюбленным, и так происходило с каждым витком их родословной. Хотя у её внучки из-за травмировавшего психику надругательства судьба наметилась ещё хуже, но даже при худшем из вариантов Йебсены знают, что ни в чём не провинились и с достоинством несут своё бремя. Постепенно из девушки 19 лет Вера превращается в мать, про которую весь район рассказывает небылицы, якобы видели её в лесу с немцами – от тех и понесла. Но у Йебсенов хватает своего ума, чтобы не обращать большого внимания на консервативную и одинаково плоско мыслящую толпу.

Случившаяся на чердаке трагедия – не главное событие этого солидного романа, гораздо важнее оказываются последствия, ведь автор задался целью показать не столько несчастье девушки, сколько то, как произошедшее повлияло на новую жизнь, зародившуюся в ходе этого преступления. Оттого и название романа такое: сводные братья стали полной противоположностью внешне и внутренне. Фред, как сын насильника, всю жизнь борется с внутренними демонами, и даже его уникальный сводный брат не может помочь их уничтожить. История очень показательная, жаль, что не сможет повлиять ни на кого – вряд ли замысливший насилие мужчина прочитает норвежский роман и решит, что лучше не стоит.

Роман парадоксальный ещё и потому, что его главный недостаток имеет светлую сторону. Первое время я думала о том, как же надоели старательно развешанные ружья, которые крепкой семейной саге вообще ни к чему. Добавляют остросюжетности, может, кого-то побудят дочитать, а не бросить, но меня уже утомил такой подход, мол, я вам сейчас пообещаю интригу и вынос мозга в конце, а вы пока почитайте 700 страниц текста в середине. Тем более, когда это совершенно излишне, и основная часть оказалась даже лучше финала, которые стал не взрывным, а скорее правильным завершением истории.

Автор интересно посягнул на параллели между взрослой жизнью и детством с юностью, а последние так испещрены трогательными и забавными эпизодами, что некоторые я даже зачитывала свободным ушам. Нет, Кристенсен не скучный и далеко не нагнетатель – он передаёт все краски жизни, просто, чтобы посмеяться, к примеру, над сценой школьных танцев, надо пройти не одно испытание. Хотя и оно по зубам, если рядом верные домочадцы, которые воспитают так, что в большом мире тоже сумеешь найти тех, кто вольётся в семью всей душой, независимо от наружности, на которую тоже намекает название романа. Кстати, особой познавательностью книга не отличается, но из-за комплекса карликового роста Барнум что только не поведал о невысоких людях, начиная с римских войск.

Людмила (@liu)19 августа 2017 10:27

2-й экзамен сдан) Как ты скоро!
Несогласие со многими другими рецензентами так и льётся из рецензии)) Мне очень симпатизирует эта семья из-за вот этого пункта: "хватает своего ума, чтобы не обращать большого внимания на консервативную и одинаково плоско мыслящую толпу". И тем, что не прогибается под чувством вины, которое зачастую портит человеку всю и без того непростую жизнь.

Ответить
написала рецензию19 августа 2017 5:47
Оценка книге:
10/10
ПианистыКетиль Бьёрнстад

#ЭЭ1_3курс (1.Профессиональная этика)
#флешмоб_Норвегия

— О чем ты думаешь?
— Думаю, что тут прекрасно. Что солнце греет. Что перед нами вся жизнь.

Книга, пронизанная классической музыкой, звучанием черно-белых клавиш фортепиано. После прочтения появилось желание вновь сесть за этот инструмент, который в музыкальной школе встал поперёк глотки. Но прервем полемику и поговорим о книге.

Это первая книга норвежского писателя, прочитанная мною. Из страниц веяло особой атмосферой Норвегии, пахло ольхой и свежим воздухом. В центре повествования юный пианист Аксель Виндинг. И вроде все по-началу идёт хорошо: мальчик - любимец матери, они вместе восхищаются музыкой. Но все это исчезает от одного неловкого движения: мать Акселя погибает, утонув в бурном потоке воды. После этого мальчик постоянно терзает себя мыслями, что все это произошло из-за него, и ради мамы он принимается за занятия музыкой с ещё большим усердием.

Аксель постепенно взрослеет, бросает школу, отдавая все силы музыке, не только ради матери. Он влюбился в Аню Скууг - гениальную пианистку, о которой никто не знал до появления на экзамене. Хрупкая девушка оказалась великолепным виртуозом. Казалось бы, между ними должна возникнуть напряженность, ведь два мастера не могут ужиться рядом с собой, но все оборачивается совершено по-другому. Аня Скууг кажется спокойной, но чувствуется, что она что-то скрывает, не договаривает свои мысли до конца.

В этой книге переплетаются между собой восторги побед, горечь поражений. Страхи не оправдать надежд своих педагогов, родителей, всего музыкального мира. Конечно же присутствует конкурентность, как же без этого. В любой творческой стезе без этого никак не обойтись, особенно если у тебя есть амбиции и желание покорить вершину мастерства.

После прочтения книги у меня остался не очень приятный осадок в виде грусти. Все-таки жизнь Акселя заметно его потрепала - смерть матери, попытки понять старшую сестру, решить, кто из окружающих его девушек действительно ему нравится, и немного трагичная первая любовь к хрупкой Ане Скууг.

Но с другой стороны книга наталкивает на размышления о том, как выбрать свой жизненный путь, к чему стремиться? И конечно же, отдавать делу своей жизни всего себя, вкладывая в это чувства, а не просто механически выполняя её ради богатства или чего-то в этом духе. Особенно это касается творчества.

— Ты хочешь сказать, что проигравшие ищут проигравших, а победители — победителей? 
— Пожалуй. Но главное, те, кто жаждет жизни, всегда найдут друг друга, а тот, кто хочет влюбиться, всегда добьется своего и влюбится.

P.S. Мне кажется, в книге осталась недосказанность насчёт отца Ани. Что он творил со своей семьёй, что Аня и её мать так его боялись, хоть и скрывали эти чувства? Для меня это осталось загадкой.

Юлия Самохвал (@julie)19 августа 2017 9:53

Этот роман первая часть трилогии, если захотите можете прочитать продолжение - романы "Река" и "Дама из долины". Я бы не сказала, что в них даются однозначные ответы на все вопросы, но какие-то вещи, возможно, станут понятнее.

Ответить

Алина Рютина (@lilian97)19 августа 2017 10:14

@julie, возьму на заметку)

Ответить

Людмила (@liu)19 августа 2017 10:19

с 1-м экзаменом, какое хорошее открытие сессии)
Неизменно радуюсь рецензиям на эту книгу, которая для меня особенная и ещё раз убеждаюсь, что книга больше для тех, у кого есть ниточки, связывающие с музыкой) Тоже советую прочитать всю трилогию, если будет подходящий настрой)

Ответить
написала рецензию18 августа 2017 10:16
Оценка книге:
9/10

#ЭЭ1_3курс (Диплом: Культ красоты. Посвящение Афродите Эпитимбии)

Немного странно начинать знакомство с Умберто Эко "Пражским кладбищем", 6-м его романом, а не "Именем Розы","Маятником Фуко" или "Островом накануне". Но знакомство удалось. Чтобы читать и понимать Эко, нужно быть читателем подготовленным, эрудированным и восприимчивым к удовольствию усложнённому, так как освоение таких текстов - это настоящий труд. Ещё, это та книга, которую не охватишь с первого раза и чуть ли не с первых глав понимаешь, что роман отправится на дальнейшее перечитывание. Это чем-то похоже на масштабные музыкальные произведения, на симфонии. Попробуй-ка ухвати все детали, интонации и настроения симфоний Бетховена, Рахманинова, Маллера, Прокофьева с первого прослушивания! Как они достойны многократных прослушиваний, так и роман достоин многократного прочтения, и с каждым разом будет открываться что-то новое, важное и вдохновляющее.

Такое монументальное произведение не для того, чтобы хватать его темы по верхам, но кажется именно этим я и занималась. По окончанию чтения, я кажусь себе очень поверхностным читателем, но для успокоения подобных мне Эко заботливо упомянул: "...читателю лучше всего бы не обращать внимания на все эти нюансы и просто радоваться чтению". Вот я и радовалась!

Радовалась я от души и даже смеялась. Потому что несмотря на всю мрачность и можно сказать мерзость, несмотря на поднятие серьёзных тем, со страниц так и плещет ирония, сарказм и сатира на злобу дня, вернее на злобу веков. Мне не раз на ум пришла фраза из "Чумы" Камю: "Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена". Вот у Эко тоже об этом. Его проза безжалостно воюет против глупости и невежества и заставляет задуматься о том, не затуманены ли твои собственные мозги, не узко ли мышление и не потеряны ли логические способности. Ещё и ещё раз я возвращалась к мысли о том, насколько же было бы полезно ввести в школах предмет Логики, от которого уже легче взращивать критическое мышление. Ведь наличие этих качество важно не только в научных сферах, но даже в построении семьи и быта.

Надо очень хорошо постараться и быть настоящим мастером, чтобы крушить конспирологию с таким размахом и при этом изяществом, как это делает Умберто Эко. Теория жидомасонского заговора достигает какого-то парадоксального сюрреалистичного масштаба и со страниц на тебя смотрят по очереди то евреи, то иезуиты и масоны, то невменяемые любители теорий заговоров. Это мрачно и отвратительно, это жутко весело и просто жутко, невероятно больно, а в итоге шикарно.

Кто-то обвинил роман в антисемитизме. Но это нужно быть уж совсем непонятливым читателем, чтобы не понять того смысла, который вкладывался в потоки оскорбительных речей в адрес многострадальных иудеев. И ухмылки у них нечистые, и пасти гиеньи, и взоры развратные, раса эта окаянная, проклинает христиан трижды в день, поедает младенцев, сосёт кровь беззащитных, их цель захватить всё имущество неевреев и приобрести мировое господство... Можно ли в такое искренне верить? Как показывает исторический опыт, можно. И не только верить, но и устраивать геноцид в святой уверенности правильности действий и на высотах невежества.

Своё же невежество осознаёшь, когда автор собирает целый букет исторических личностей, талантливо отображает события, а ты в них плаваешь как слепой мышонок, но автор же тебя и спасает и даёт прозреть на пару с Википедией. И если с Шарко и Зигмундом Фройдом проблем не было, так же как и с писательской плеядой в виде Дюма, Гюго, Эжена Сю, то Гарибальди, Лео Таксиль с его розыгрышем, капитан Дрейфус и его судебное дело, майор Эстерхази, - все они требовали дополнительных уточнений. Даже само название было для меня какое-то время загадкой, пока до меня не дошло, что Пражское кладбище - это не просто место захоронения евреев, но и излюбленное место конспирологов, которые считают его традиционным для тайных собраний «сионских мудрецов».

Главный герой, по словам самого же Эко, является чуть ли не единственным вымышленным героем в романе. Зовут его Симоне Симонини и по роду деятельности он фальсификатор, авантюрист и тайный агент. Все события романа мы видим через его подробный дневник. Этот персонаж, может временами и вызывающий сочувствие, чаще любопытство и интерес, но большей частью заставляет морщиться. Но как же великолепно он прописан! Эти вечные поиски своей личности "Кто я? Кто я?", изощрённый ум, это женоненавистничество и мизантропия, вообще неприятие всего мира по сути, и невероятное чревоугодие, от которого почти начинает тошнить. В самом начале Симонини пишет: "Никаких людей любимых я бы назвать не мог. Люблю поесть. Это да". По страницам этой книги можно составить подробное меню ресторана, порой даже с рецептами. Но после такого хочется разве что выпить чашечку чая и даже на печеньку не взглянуть.

И возвращаясь к теме невежества и к параллелям с "Чумой" Камю. И там, и там показана неизбежность зла, вечность этой категории, невозможность победить его во вселенских масштабах, но необходимость неизменно бороться. И у Эко, и у Камю фантастически умело многое доведено до абсурда, и в особенности невежество, которое как уже было упомянуто в цитате - самая частая причина зла. Невежественными легко пользоваться, управлять и манипулировать, легко менять их сознание и образ мыслей. Осознавая, что все мы той или иной степени невежественны, приходит и понимание того, насколько же хрупок этот человеческий мир, насколько легко можно нарушить равновесие, запустить адские машины и вести толпы людей по дорогам зла.

Людмила (@liu)18 августа 2017 21:39

@andres, я подозреваю, что ты будешь по ходу чтения понимать больше чем я))

Ответить

Алина Машкова (@cupy)19 августа 2017 4:16

@liu, а чревоугодие Симонини доводит до тошноты без всяких "почти")) Это как с еврейским вопросом - ждёшь хоть какой-то смены пластинки, но всё о том же, всё про то же)

Ответить

Людмила (@liu)19 августа 2017 10:08

@cupy, никакого просвета ни в отношении евреев, ни в отношении гастрономической темы)))

Ответить
написала рецензию19 августа 2017 6:51
Оценка книге:
10/10
БридаПауло Коэльо

"Брида" - это один из самых интересных и проникновенных романов написанных Пауло Коэльо. Однако, чтобы читать его, нужно любить манеру письма автора, а также положительно относится к самому магическому сюжета с намёками на христианство. В общем нужно быть лояльным к призме виденья бразильской книжной знаменитости.

Ну, а теперь непосредственно к сюжету оной книги! (который, кстати, по словам автора основан на реальных событиях)

Итак, в этом произведение, Пауло Коэльо, повествует о жизни одной девушки - Бриды.
На первый взгляд она ничем не примечательна, но входе некоторых событий меняется и становится "особенной". В какой-то степени таковой её сделала сила и энергия ЛЮБВИ.

Да-да, именно любви. В книге ведутся частенько рассуждения о том, насколько это важное чувство и как оно способно двигать людей в сторону самосовершенствования.

Но, я не зря вначале упомянула про магию смешанную с христианством. Ведь именно это и пронизано сквозь всю историю. И? именно из-за этого, подобное произведение может как отталкивать, так и притягивать. Многие из-за этого могут посмотреть на сюжет этой книги поверхностно и не увидеть ничего особо примечательного. А многие наоборот увидят жемчужину описанную писателем Пауло Коэльо...

написала рецензию16 августа 2017 22:07
Оценка книге:
10/10
ПианистыКетиль Бьёрнстад

«…там, где есть музыка, есть жизнь, и она более ощутима, чем что бы то ни было».

— Как красиво.
— Непозволительно красиво.

Взгляд на Норвегию шестидесятых годов прошлого столетия, где разворачиваются трагические происшествия, в центре которых находится мальчик Аксель Виндинг. Он рассказывает свою историю, где было всё так прекрасно, светло и радостно. Поначалу. Потому что в скором времени семейство, состоящее из мамы, отца, старшей дочери Катрине и младшего сына, переживает невосполнимую утрату.

Гибель Осе, жены и матери, навсегда ломает семейный дом: все прожитые года именно она связывала всех вместе и указывала направление в этом трудном и долгом путешествии под названием совместная жизнь. Вы увидите маленький мирок Акселя и его боль. Маменькин сыночек и папина дочка, брат и сестра — совершенные противоположности. Она изучает толстые книги различных литераторов, наподобие Джона Стейнбека и его «Гроздьев гнева», ненавидит делиться своими мыслями с другими, выпивает вино и курит, ей невыносимо слушать о музыке и пианистах, а ещё Катрине ведёт себя не как девочка, а как какая-то пацанка. Девушка, разочаровавшаяся в сильной половине человечества. Он не любит футбол и остальные подвижные игры, не видит прелести в гуляньях с самого рассвета до заката, никогда не поддерживает маслянистые разговоры о женщинах; он сидит у себя в комнате, наслаждается звучанием клавиш и переливами аккордов, пока рядом стоит любимая мамочка с бокалом, наполненным алкоголем, и выпускает дым из лёгких.

Но это далеко позади. Все отвечают сами за себя. Пятнадцатилетний подросток, подающий большие надежды, решает бросить школу и посвятить свободное время музыке, отшлифовке умений и расширению границ своих возможностей.

С одной стороны, его окружает искусство, с другой — Аня Скууг, у которой блондинистые волосы и зелёные глаза, девочка состоятельных родителей, работающих в медицине: папа Брур, нейрохирург, и Марианне, гинеколог. А ещё, оказывается, она виртуоз в музыкальной сфере. Настоящий талант, никому доселе неизвестный, но теперь выплывший наружу. Думаете, он отнёсся к ней как к сопернице? Как бы не так! Влюбился. Первая любовь.

События повествуются на фоне восхождения «The Doors», «Битлз», «Роулинг Стоунз», всюду обсуждаются убийства Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди. Джаз, рок и рок-н-ролл пронизывают этот период, но главные герои к подобным жанрам абсолютно равнодушны.

Не обошлось и без Эдварда Мунка и его картин. «Солнце» — центральное звено, объединяющее в едино чувства всех знаменитостей, взошедших когда-либо на сцену; «Мадонна», воплотившаяся в знаменитой пианистке Сельме Люнге из Германии, влюбившейся в норвежского философа Турфинна.

Кетиль Бьёрнстад не только писатель, но и композитор, написавший саундтреки к некоторым фильмам. Его роман пропитан теплом, отчасти его можно даже считать автобиографичным: автор родился в 1952 под знаком тельца, Аксель тоже, только не в апреле — он скорпион.

Я не знаю, кому лучше всего читать данное произведение: тем, кто связан с фортепиано или был когда-то им пленён, или тем, кто просто решил полюбопытствовать. Честно, без понятия. Меня написанное покорило, полностью и бесповоротно. Возможно, дело в том, что я сама училась музыке и тоже когда-то покоряла эту творческую науку.

«Пианисты» так любовно напомнили мне весь страх перед выступлением, этот мандраж, заставляющий усомниться в себе и своей памяти, когда боишься, что забудешь ноты или не сумеешь уловить определённый темп с ритмом, из-за которого уже никак не выйдет передать нужное настроение. С грустью начинаешь перебирать учителей, ругающих за ногти на руках, которые заставляли как будто делать нереальное: играть, не смотря как двигаются пальцы, а уткнувшись в тетрадку, держать спину и шею прямо, а локти — в верном положении, вслушиваться в звуки и угадывать, что сейчас звучит, и многое другое. Как же было страшно ждать наступления экзамена! А если получалось плохо, а у друга — хорошо, то на лице расцветала улыбка, скрывающая обиду. У кого-то случались нервные срывы, некоторые бросали занятия, бунтуя, но потом неизменно возвращаясь. Обучались разные ребята: и круглые отличники, и пай-девочки или сорвиголовы, и хулиганы, прогуливающие уроки, — но каждый находил в звучании нот себя, освобождался и взлетал.

Было не слишком-то легко, но нам нравилось. Нравилось проживать новые жизни в Бахе, Шуберте, Бетховене, Чайковском, Рубенштейне, Моцарте — можно перечислять бесконечно их имена, но смысл останется тот же. Это было волнительно и ничем не передаваемо. Просто волшебно.

От Акселя как-то можно услышать, что добиваются успеха только сумасшедшие и в чём-то больные или преданные фанатики. Что доходят до вершины лишь некоторые, по-настоящему талантливые люди. И это правда. Посредственности не должно быть.

Послушайте «Лунный свет» Дебюсси, Равеля, Шопена и его «Революционный этюд» или Грига, подарившего «Свадебный день в Трольхаугене».

«Ничто не вечно, кроме траурного марша. Всё мимолётно. Сначала бурные чувства. Потом горе. И в конце — призраки».

#ЭЭ1_3курс
#флешмоб_Норвегия

Алина Машкова (@cupy)18 августа 2017 10:33

@Frogg_n, у нас так всё идеально вписывается, что в книгах встречаются разные упоминания на другие книги списков)

Ответить

Liya (@frogg_n)18 августа 2017 14:33

@cupy, даа, очень нравятся эти переплетения между произведениями, с помощью которых видишь ряд ассоциаций и схожестей, как будто одна книга продолжает тему другой) Та же "Смерть героя" упоминает Томаса де Квинси и его "Убийство как одно из изящных искусств", что легли в основу написания "Изящного искусства смерти", пользующегося популярностью на факультете.

Ответить

Алина Машкова (@cupy)19 августа 2017 4:04

@Frogg_n, тоже обратила внимание на эту изящность смерти)

Ответить
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт