написала рецензию2 марта 2021 18:56
Оценка книге:
8/10

Сараево, 28 июня 1914 года. В этот день прозвучал выстрел, который изменил ход истории – началась Первая мировая война.

Давайте представим на минутку, что этого выстрела не было - как изменился бы ход истории? Разве для такой масштабной войны достаточно убийства двух, пусть и высокопоставленных, людей? Видимо этим вопросом задался и Бен Элтон, автора сия творения.

Для начала, давайте познакомимся с Хью Стентоном на долю которого и выпали все эти проблемы. Бывший военный, профессионал своего дела, который не так давно потерял семью, жил практически дикарем и мечтал просто закончить жизнь. В начале книги, у меня была очень крепкая ассоциация с Идентификация Борна и это при том, что истории в целом-то отличаются, но вот этот драматизм на фоне полного одиночества героев и физической подготовки не давал мне покоя. Да и вообще если на то пошло, вся книга изобилует стандартными клеше в духе Борна или того же Бонда в Казино "Рояль" .

Конечно же, фигура Хью не единственная, на которую стоит обратить внимание. Чего стоит только колоритная профессор с поездки, к которой собственно и начинается вся приключения Хью или взять ту же Бернадетт. В целом, герои сами по себе были неплохими, но как говорят – без изюминки.

Мне понравился ход мыслей писателя на тему путешествий во времени и даже изобилие фактов о Первой мировой войне или же долгие рассуждения на тему «а что если бы…» не испортили впечатления о книге.

Конечно же, вишенкой на торте была именно развязка книги, так как я, в принципе, рассчитывала на положительный конец но даже рада, что мои ожидания не оправдались.

Если сопоставить мои ожидания от книги и то, что в итоге я прочитала, могу с уверенностью сказать, что в целом, книга достойна того, чтобы ее прочитали.

#полуночный_экспресс

написала рецензию1 марта 2021 23:35
Оценка книге:
9/10

#полуночный_экспресс

Кто-нибудь задумывался, почему он дружит с теми, с кем он связан годами? Тесное общение? Общие интересы или взгляды? Или может быть привычка и своеобразная дань общему прошлому? И как быть, если спустя годы осознаёшь, что эти люди тебе не только не близки, они тебе неприятны, ты осуждаешь их, стыдишься, пытаешься вспомнить, почему вы до сих пор в жизни друг друга, но кроме обид и негатива на ум ничего и не приходит? Книга очень хорошо иллюстрирует этот момент.

Компания друзей решает отдохнуть вместе. Привыкшие друг к другу за двадцать лет дружбы они выталкивают из своего круга тех других, сразу давая понять, что они чужие. Таким образом, Оскар и Лора сразу оказываются за бортом, в зоне отчуждения и даже осуждения. И хотя остальные производят впечатление дружной и сплоченной команды, почти сразу становится понятно, что у каждого есть невысказанный претензии и недовольство. Все осложняется на второй день пребывания в горах, когда они находят одного из них мертвым. А так как непогода отрезала их от остального мира, убийца один из них.

Нет, на десять негритят мне не показалось это похожим. Герои не каются . Они даже толком не делятся друг с другом своими тайнами (а они у них есть, несмотря на такую долгую дружбу). За редким исключением про всех рассказывает автор. И вот эти истории каждого из них гораздо интереснее главного вопроса книги - так кто же убил одного из своих друзей. По мере того, как мы узнаём героев, начинаем навешивать на них ярлыки «молоденькая пустышка», «злая стерва», «отчаянная домохозяйка», «алкоголик», «старая дева», автор кидает нам в лицо время от времени отрывок прошлого каждого из них. И уже как-то стыдно называть стервой женщину, несущую с юности боль и выливающую ее в каждой своей книге. Каждый герой неприятен, но за каждым тянется груз прошлого, детская травма, отсутствие любви. И абсолютно каждый из них одинок.

Запертые в отеле герои постепенно открывают то, что хранили глубоко в себе. А при таком раскладе конфликты неизбежны. Я даже готовилась, что будут ещё трупы. И это, кстати, было бы объяснимо. В отличии от их постоянного пьянства. На мой трезвый взгляд, известие, что член вашей команды погиб взбодрит даже вусмерть пьяного человека. А уж убийство так и подавно. Но наши герои напротив, с каждым днём пьют все чаще и больше. Что естественно добавляет новых проблем и новых конфликтов.

За выяснением отношений и узнаванием героев мы плавно подбираемся к преступнику. Правда лично я считаю, что автор буквально помахал флагом над его головой ещё в первой трети книги. Что целом не портит книгу, потому что главное в ней, повторюсь, не само убийство. А люди и психология их поведения. О них всегда читать интереснее.

P.S. Спасибо добрый ридлянин, предложивший эту книгу для тура. Я наконец закрываю старые долги и делаю это с удовольствием.

Юлия (@7admeta7)2 марта 2021 17:07

@ekaterin_a, уговорили, попробую х) К тому же я хотела её взять, и может и стоило...

Ответить

Люблю такие детективы, где все находятся в закрытом помещении и всё такое...
Негритятя мне понравились, но раз говоришь, что не похоже...
Скажи мне, как зануда зануде, мне книга может понравиться? :D

Ответить

@ekaterin_a2 марта 2021 18:42

@vandal, да. Она написана прекрасным занудным слогом))) но для тебя может быть слишком много драмы)

Ответить
написала рецензию1 марта 2021 18:40
Оценка книге:
8/10
Ночь огняЭрик-Эмманюэль Шмитт

#полуночный_экспресс

"Я размышлял о годах, которые посвятил философии. Под влиянием Хайдеггера они развили во мне тоску, эту коренную встряску, по мнению современных мыслителей, саму суть сознания, ту самую тоску, что пронзила меня в первый вечер в пустыне.
Тоска эта, однако, удалив меня от мира, не даровала мне встречу с Богом. Наоборот, она обрекла меня на еще большее одиночество и верхоглядство, ибо я воспринимал себя единственным мыслящим среди немыслящего мира."

Не случайно я начинаю рецензию с данной цитаты. Именно в ней сосредоточена, на мой взгляд, главная мысль книги. Как часто люди, которые не видят смысла в жизни, ищут утешения в философии! Когда-то я и сама была погружена в это. И всё бы ничего, но зачастую ты обнаруживаешь, что философия вовсе не даёт ответы на волнующие тебя вопросы. Мне хорошо знакомо состояние автора. Погружаясь в изучение философии, ты пытаешься найти в жизни смысл, увидеть истину, обрести идеалы... Но на деле она лишь ещё больше погружает в состояние безвыходности и дикой тоски.

В молодые годы Эрик-Эмманюэль Шмитт столкнулся именно с такими переживаниями. 29-летний молодой человек, по сути, уже разочаровался в жизни. Отношения с девушками, учёба, работы не доставляли ему радости, а даже если порой и приносили положительные эмоции, он всё равно постоянно чувствовал пустоту в душе и пытался заполнить её хоть чем-то. Философия, также не принёсшая душевный покой, служила одним из таких способ заткнуть дыру в сердце. Он жил так долгие годы, но лишь одна ночь, проведённая в пустыне перевернула его мировоззрение на 360 градусов.

Удивительно. Казалось бы, что такого может произойти с человеком за несколько часов, что из атеиста он превратится в верующего? И тут у меня неоднозначное мнение об авторской позиции. Мне кажется, что Эрик всё же и раньше не был настолько упёртым атеистом, если одно жизненное испытание так сильно повлияло на его взгляды. Обычно если человек приходит к тем или иным взглядам, это происходит далеко не сразу, ему требуется время, чтобы убедиться, найти доказательства тому, к чему он склоняется. Да, Эрик столкнулся с очень трудной ситуацией, но я всё же думаю, что вера пришла к нему раньше, просто он не замечал этого или же не хотел признавать.

Что мне особенно понравилось в романе, так это атмосфера Востока. Прекрасные алжирские пустыни, восточные базары, старинные здания — только представьте, какие красоты открываются вдумчивому читателю! Можно путешествовать, не выходя из дома, просто читая книгу и проживая события вместе с героями.

Если вас не пугает тема религии в литературе и вы любите Восток, я бы посоветовала обратить внимание на "Ночь огня".

А в пустыню он специально для чего-то отправился или случайно попал, и она перевернула ход его мыслей?

Ответить

@lanalana2 марта 2021 15:35

Когда я читала эту книгу, то мне она показалась настолько личной, что я не стала её оценивать. Разве можно оценить выбор человеком собственного мировоззрения? А описания прекрасны, если кто-то вообще любит описания.

Ответить

Оксана (@oksanamore)2 марта 2021 18:40

@Areliya, вообще не склоняет)) Это больше личные переживания, размышления. Поэтому мне и понравилась книга, я не люблю навязывание религиозных взглядов)

@rina_rot, он собирал материал об одной исторической личности, но это мало связано с прозрением)

Ответить
написал рецензию28 февраля 2021 1:08
Оценка книге:
7/10
Голоса ПаманоЖауме Кабре

История - наука переменчивая и легко изменяемая. Эта мысля уже настолько избита, что мне жутко стыдно за ее употребление и я сижу весь красный, как хамелеон на помидорке.

Но с другой стороны все так и есть же. В этой книге речь пойдет о истории Испании XX века: военный переворот 1936 года, последующие гражданская война и тирания Франсиско Франко. Но произойти конкретно эта история могла бы где угодно, поэтому она может быть интересна широкому кругу читателей.

И в нашей стране (если брать постсоветское пространство) найдется немало людей, кого при одном режиме считали героем, при другом - предателем. И наоборот. Взять того же Нестора Махно, который мало того что приложил много усилий для победы большевиков, так еще и придумал новейшее чудо техники своего времени - тачанку, фактически залог победы Красной армии на юге. И что? Помог, а потом оболгали, все перевернули и вышвырнули на задворки истории.

Вот и главный герой (хотя это вопрос спорный кто здесь главный герой - почти все важны и интересны, с положительной или отрицательной точки зрения) Ориол Фонтельес оказался в подобном положении. Если не хуже. Для одних сограждан он герой, достойный чтобы его именем улицы называли. Для других - предатель, из-за которого расстреливают детей. Усиливает диссонанс его профессия - учитель, т.е. человек первоначально известный и уважаемый. Вот и вопрос: кто же он - плюс или минус? Или как посмотреть? А если абсолютно ВСЕ смотрят неправильно?

Из других персонажей резко выделяется Элизенда Вилабру. Эта старушка-миллионерша, красотка в прошлом, по мнению половины Каталонии переспавшая с другой половиной Каталонии фактически строит всю книгу. Именно ее действия начнут закручивать события и ее мысли помогут читателю сформировать реальную картину. Сильно отличную от общепринятой.

Следующий выдающийся персонаж - это Юрий Живаго. И он намного круче, интереснее и приятнее, чем его тезка из романа Бориса Пастернака.

Еще один человек, давший толчок к разматыванию клубка, это учительница Тина Брос. Кстати, наиболее понравившийся мне персонаж. Она в заброшенной школе находит тетради-мемуары Ориола Фонтельеса, которые тот пишет своей дочери, никогда им не виденной. Эти дневники читаем и мы. Это были мои любимые главы - цепляло настойчивое желание отца рассказать ребенку о том, какой же он был на самом деле, чтобы хотя бы отпрыск попытался относится к его памяти без посредников.
Любопытно, что даже в таком простом моменте как тетрадка с записями поднимается еще одна интрига - а есть ли у сеньора Фонтельеса дочь, собственно?
В общем интриг тут немало.

Очень важно отметить, что фирменный стиль Жауме Кабре никуда не делся. Для него по прежнему не существует практически никаких правил при написании книг. В одном предложении можно спокойно встретить мысли одного и того же человека написанные как от первого, так и от третьего и даже от второго лица. Повторюсь - в одном предложении!

В этом романе он добавляет еще одну фичу: затяжной диалог, т.е. каждая строка начинается с прямой речи, однако в этом диалоге может быть 2-3-4 пары людей, находящихся в разных местах и в разные времена. А нам дано одним потоком и задача внимательнейшим образом следить за текстом. Тем более, как обычно у Кабре, мы прыгаем из современности в далекое прошлое почти постоянно.

Еще к особенностям форм я могу отнести такую штуку: кто-то задает персонажу вопрос, и мы сначала читаем что он думает, а потом - что отвечает вслух. И эти вещи часто прямо противоположные. То, что человек хотел бы сказать, открыться, поделиться, но не может по каким-то причинам. И то, что человек говорит, чтобы не ранить собеседника или оставить тайное тайным, или еще почему-то. Получается, что читатель может видеть сразу два лица каждого героя.

Последние две особенности (потоковые диалоги и озвучивание честных мыслей рядом с нечестными словами) имеют важное значение - они объясняют название книги. Мы реально как будто слышим гул голосов разных людей, живших на протяжении многих десятилетий. Как бурные воды реки Памано. Хотя слышать эти голоса реки вообще-то не самая хорошая примета.

Автор как будто заранее отсеивает тех читателей, кто любит читать по диагонали, перепрыгивать через строчку или параллельно с чтением заниматься другими вещами. Такие люди не примут творчество этого писателя и раскритикуют его книги. Которые, на мой взгляд, если и не непревзойденные, то достойные точно. И явно не беллетристика.

Еще одна манера Кабре - прикольная тавтология. На одной странице одна фраза повторяется много раз. Не просто для усиления значения, а для еще одной возможности осветить образ мыслей персонажа. Эти фразы обычно малозначительные и при этом однозначно обращающие на себя внимание. например:

"сказал родственник, или кто он там"
"родственник, или кто он там, нашептывал ей на ухо"
"К родственнику, или кто он там: – Поехали?"

или вот при речи от имени одного человека насчет другого человека всегда приписывается фраза

"дочь Вилабру из Торены и Пилар Рамис из Тирвии, той еще шлюхи, но лучше я промолчу из уважения к бедному Анселму"

Каждый раз промалчивает из уважения. Раз восемь за книгу.

Кстати, тем, кто впадает в праведный обморок от слов "шлюха", "отсос" и "трахаться" лучше тоже не читать - они тут изобилуют, когда рот (или мысли) открывают определенные люди.

В общем, формой я остался более чем доволен. Она скрасила чтение и доставила удовольствие. Персонажи тоже хорошие, прописаны объемно.
Книга явно лучше чем Тень евнуха, но также явно не дотягивает и до Я исповедуюсь.
Сейчас скажу почему.

Я люблю Испанию. И я люблю историю. Вполне с удовольствием читаю про историю Испании, а таких книг в последнее время попадалось немало почему-то.
Я люблю интриги, семейные тайны, раскрывающиеся через полвека.
Мне нравится смотреть как жизнь одного "незначительного" человека может влиять на политику и судьбу государства, пусть даже в небольшом диапазоне.

И это всё здесь есть, но смысл этих историй и интриг мне не показался настолько интересным, чтобы начать восторгаться. Воспринял спокойно.

С другой стороны я спокойно отношусь к романтическим линиям, влюбленностям на века, развитию бизнеса и тому подобному.

И это всё тоже здесь есть, но именно эти вещи тут мне очень понравились. Особенно извращенное чувство сеньоры Вилабру, той еще шлюхи, но я промолчу из уважения к Жауме Кабре. Потому что он имел в виду совсем другое. И был прав.

Получается, неожиданное ушло в плюсы, а ожидаемые фавориты пробуксовали. Вот из-за этого диссонанса мне как-то и некомфортно.

#полуночный_экспресс

@neveroff2 марта 2021 12:24

@ekaterin_a, и та, и та хорошая. Но "Исповедуюсь" лучше))

Ты уже начала "Непосредственного человека"? Я почти на половине. Как будто ее и "Эмпайр Фоллз" разные люди писали((

Ответить

@ekaterin_a2 марта 2021 13:05

@neveroff, да. Но я только на 2 главе. Пока могу сказать, что жалко собачку. У меня идет ноомально, но думаю, во многом заслуга К. Радцига, который просто великолепно читает что угодно))

Ответить

@neveroff2 марта 2021 18:32

@ekaterin_a, о, есть озвучка? Пойду поищу. А то глазами читалось совсем грустно.
Собачку жалко. Потом еще больше будет жаль гуся.

Ответить
написала рецензию2 марта 2021 18:07
Оценка книге:
9/10
Голоса ПаманоЖауме Кабре

Я впервые в жизни читаю ТАКУЮ книгу. И испытываю гордость сразу по двум пунктам: во-первых, я сумела это сделать, продраться через этот запутанный сложный текст и даже все понять), а во-вторых, пару лет назад, уверена, я бы не смогла это постичь, а значит, я расту над собой, мудрею, учусь постигать такие вот необыкновенные вещи и даже получаю удовольствие!

Это необыкновенная книга-пазл. Перед вами на страницах рассыпаны 1000 кусочков мозаики, и ваша задача - собрать целую картинку и насладиться ее красотой. Лично я всегда начинаю с окантовки.
И вот первым попадается нижний правый уголок - наше время, квартира Тины Брос, 47-летней учительницы, которая будет играть не последнюю роль во всей этой истории.
А вот и верхний правый - в то же самое время, площадь Святого Петра в Ватикане, где вот-вот состоится беатификация Ориола Фонтельеса, главного героя книги (ну, одного из). Ориола - фалангиста, фашиста, ужасного человека, виновного в убийстве людей. Ориола - учителя из Торены (маленькой деревушки близ Барселоны), тайного маки, партизана, рискующего своей жизнью каждый день.. Кто же он на самом деле? (хищник иииили человеееек (с) Пугачева) А вот для того, чтобы это узнать, надо хорошенько порыться в коробке с детальками. Искать, искать, понемногу, по 5-10 частичек, составлять из них маленькие островки внутри окантовки, постепенно узнавая обо всем во многих временах сразу, от разных героев, от 1-го и 3-го лица одновременно, поначалу ничего не понимая и просто стараясь не психануть и не разбросать детальки по всей квартире) Но если внутренняя упертость и интерес все же победит, то в скором времени вы начнете видеть, что же получается, какая прекрасная картина медленно предстает перед вашими глазами и тогда вас будет уже не оторвать от нее.

При всем многообразии героев романа, которые все, буквально все были прописаны так ярко и точно, что казались почти живыми и настоящими, одна героиня выделялась для меня с самого начала и до конца. Элизенда Вилабру - пример сильной женщины в мировой литературе просто со стальными яйцами, которая даст фору любому мужику, я была ее фанаткой практически всю книгу и лишь в самом конце, когда, наконец, последние секреты стали раскрыты, ее жизненные решения вызвали недоумение и некое разочарование.

Кстати, о секретах. Раскрытию разного рода тайн прошлого посвящено много книг, но мне как-то больше пока попадались такие, которые не вызывали эффекта "вау" и не будоражили сознание. Здесь же меня будоражило практически все) То ли благодаря такому стилю повествования, из-за которого я просто не успевала подумать на 3 шага вперед (тут бы с 1 шагом разобраться без пол-литра)), но каждое новое раскрытие секретов являлось для меня настоящим откровением.

А еще Жауме Кабре вызвал у меня восхищение своим умением выразить внутренние чувства каждого героя, которые все написаны так сумбурно и одновременно точно выверено, порой сплетаясь между собой - Элизенда, Ориол, Тина... что иногда мне казалось, что я нахожусь также где-то среди них всех, переживая все то же самое и одновременно с ними. У каждого из них была своя боль, свое смятение и страх, свои надежды и желания, и все это автор раскрыл таким сложным, необычным, но очень чарующим способом. Я только закончив читать, узнала, что это, оказывается, фирменный стиль Кабре, и в такой же форме написаны и другие его произведения, а значит, Я исповедуюсь, иди ко мне, мы обязательно должны познакомиться.

P.S. ну и конечно... @bedda .............................................ну ты меня поняла, да?) Просто Спасибо.

#полуночный_экспресс

@lanalana2 марта 2021 18:26

Какое интересное сравнение книги с пазлом! Хорошо, что хватило терпения собрать единую картину)

Ответить
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт